После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» и литературу русского зарубежья.
С самого начала 20-х годов начинается время развала и культурного самообеднения России.
В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.
В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.
Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький.
Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль.
Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»
Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматовадо 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей. «Н. Тихонов и А. Сурков, каждый на свой лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом...». Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский и др.
Литературные группировки. «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др.
По всей стране было множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.
Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе легче преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы людей, причастных к литературе и искусству". В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии и пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Создалось такое положение, что, вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).
Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.
Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).
Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства):
• возникла в 1922 г.;
• просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;
• состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком,
В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;
выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:
• утверждение союза искусства с производством;
• выполнение искусством функции жизнестроительства;
• пропаганда веры в технический прогресс в экономике;
• понимание литературы как факта, репортажа и документалистики вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток прошлого;
• отрицание пушкинского реализма;
• отвержение всякого личностного, интимного начала в творчестве.
Литературная группа "Перевал":
•являлась марксистской литературной группой;
• возникла в Москве в 1923—1924 гг.;
• активно развивалась в 1926—1927 гг.;
• имела издательскую базу в виде журнала "Красная новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.;
• в качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);
• в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;
имела следующую литературную платформу:
• отстаивание свободы писателей от навязываемого им "социального заказа";
• защита права автора на выбор темы, жанра, отвечающего индивидуальности творца;
• борьба с нормативным "управляемым искусством", которое утверждалось сторонниками пролетарской литературы;
• понимание художественного образа как гораздо более высокого, сложного, многозначного, чем любая голая идея, схема;
•была обвинена во внеклассовом, надысторическом подходе к искусству, в культе красоты, в неверии в возможность рождения нового классового искусства;
• после разгрома троцкизма и исключения из партии лидера направления А.К. Воронского была распущена как реакционная организация.
Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:
· возникла в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.;
· в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;
имела следующую литературную позицию:
- тяготение к
фактам и цифрам;
- использование деловой речи, цитат из документов,
описаний события;
- стремление к преодолению в литературе человека с его
слабостями, тонкостями души, архаизмом привязанностей к дому, семье и прошлому;
- предельно полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения;
- отрицание национальной специфики искусства.
Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства:
· являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;
· была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;
· в разные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург
Е.Л. Шварц, сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич;
· находилась под влиянием идей футуристов, в частности В. Хлебникова;
· преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности;
· участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей;
· традиции и эксперименты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И. Холиным, Д. Приговым, Т. Кибировым и др.
Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - самая мощная литературная организация
· официально оформилась в январе 1925 года
· входили крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.
· печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту", который сменил осужденный журнал "На посту".
· ассоциация выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения: объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения
· ассоциация призывала к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию.
· РАПП эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачам, насаждая дух групповщины:
Отдельно от большинства существующих литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др;
Тема революции в творчестве писателей 20-х годов. Эксперименты со словом.
Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции. Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции.
В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры. Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания.
Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество. Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.
Пролетарская поэзия (В. Князев, И. Садофьев, В. Гастев, А. Маширов, Ф. Шкулёв, В. Кириллов) представила массового героя – героя «мы». Главные идеи пролетарской поэзии – защита революции и построение нового мира. Основные жанры – гимн, марш.
Романтическая поэзия (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов).
Культурологическая поэзия (А. Ахматова, Н. Гумилёв, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Волошин) сформировалась еще до 1917 года.
Поэзия с философской ориентацией (В. Хлебников, Н. Заболоцкий).
В поисках поэтического языка новой эпохи в поэзии происходят эксперименты со словом (В. Хлебников, А. Кручёных, поэты-обэриуты). Они занимались словотворчеством, придумывали неологизмы, намеренно нарушали синтаксические нормы.
Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия».
Михаил Исаковский - советский поэт, писавший русские народные песни
Поэт Михаил Исаковский, автор слов к песням "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался", "Снова замерло все до рассвета", "Летят перелетные птицы" и бессмертной "Катюши", считал, что писать нужно чистым, ясным, народным языком. Сегодня со дня рождения одного из самых почитаемых советских поэтов исполняется 110 лет.
Поэт Михаил Исаковский, автор слов к песням "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался", "Снова замерло все до рассвета", "И кто его знает", "Летят перелетные птицы" и бессмертной "Катюши", считал, что писать нужно чистым, ясным, народным языком. Его песни и сейчас, и много лет назад воспринимаются как фольклор. Сегодня со дня рождения одного из самых почитаемых советских поэтов исполняется 110 лет.
Поэт деревни
Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, сейчас это Всходский район Смоленской области. Родом русский поэт из бедной крестьянской семьи, однако учился в гимназии. Тяжелое материальное положение заставило его бросить обучение в шестом классе и пойти работать.
Исаковский был учителем, работал в Совете крестьянских депутатов. В 1918 году вступил в РКП(б). Во время Октябрьской революции Исаковский вел активную общественную деятельность. Работал секретарем волостного Совета, с 1919 года стал редактором газеты в городе Ельня. С 1921 по 1930 годы жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты "Рабочий путь". В 1931 году уже довольно известным поэтом переехал в столицу, где некоторое время редактировал журнал "Колхозник".
Первое стихотворение Исаковского было опубликовано, когда ему было всего 14 лет - это была "Просьба солдата" в московской газете "Новь". Но сам поэт считал, что его литературная деятельность началась на 10 лет позже, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др. В 1927 году в Москве вышла его книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оцененная Максимом Горьким.
После переезда поэта в Москву, были напечатаны сборники стихов Исаковского "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936), посвященные преимущественно советской деревне. Затем большое место в его поэзии займет Великая Отечественная война, во время которой поэт находился в эвакуации в городе Чистополь.
Михаил Исаковский ‑ автор сборников стихов "По ступеням времени" (1921), "Взлеты" (1921), "Четыреста миллионов" (1921), "Провода в соломе" (1927), "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Стихи и песни" (1938, 1940), "Наказ сыну" (1943), "Здравствуй, Смоленск" (1944), "Избранные стихи и песни" (1940, 1947); "Стихи и песни" (1948) и поэм "Поэма ухода" (1920), "Четыре желания" (1936), а также незавершенной лирической "Любовь и картошка" (1931-1932).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.