ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству Марины Цветаевой)
Оценка 4.6

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству Марины Цветаевой)

Оценка 4.6
docx
07.05.2022
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ   «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству Марины Цветаевой)
12. Литературная гостинная.docx

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ


«Красною кистью рябина зажглась…»
(по творчеству Марины Цветаевой)

 

*    Цель:
-расширить знания о жизни и особенностях творчества М. Цветаевой;

*    -помочь учащимся постичь глубину и яркость душевных переживаний поэтессы;

*    -развивать умения декламировать поэтический текст;

*    -воспитывать эстетический вкус, понимание красоты поэтического слова.

Оформление урока: на доске - драпировка с портретом М.И.Цветаевой, листьями клена, гроздьями рябины. На столике под портретом – подсвечник с тремя свечами, цветы. Рабочий стол, застланный скатертью, на нем настольная лампа, авторучка, бумага, сборники стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ (песни):

  • “Красною кистью…“;
  • Музыка Шопена;
  • Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
  • песня “Мне нравиться, что вы больны не мной“;
  • “Реквием” М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой “Уж сколько их упало в эту бездну…”.

Ход вечера

Учитель:

Сегодня у нас произойдет необычная встреча.

Встреча с поэтом. Поэтом, для творчества которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого", гордость и незащищенность, жертвенность и женственность.

С поэтом, судьба которого романтична и трагична.

С поэтом, для которого главным в жизни было – писать, и не успех, а – успеть.

Встреча с Мариной Ивановной Цветаевой.
Мы будем говорить о лирической биографии М.И.Цветаевой. “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”, - говорила поэтесса. Поэтому сегодня будет прочитано много стихотворений Марины Ивановны. А тема звучит так: “Красною кистью рябина зажглась…”.

И я приглашаю всех вас настроиться на тональность цветаевской лирики, постичь глубину и яркость ее душевных переживаний.

Ведущий

26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора московского университета и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

(видео)

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Ионн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Чтец (из воспоминаний М.Цветаевой)

“Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайне мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму.

  (звучит музыка Шопена)

 Чтец

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!

Вед.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. Особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Чтец

Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монах о поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно, - почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.

Вед.:

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”, “Пушкин и Пугачев”.

Вед.

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми конца XIX- начала ХХ века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку:

Чтец:

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя! -
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.

Вед.:

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. И жизнь закружила их в вальсе, полном радости и грусти, тревог и разочарований. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. (Вальс)

5-й чтец

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают станы – и идут на плаху.

Вед.:

Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте песни.

Песня “Мне нравится, что вы больны не мной…”

Вед.:

1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает:

Чтец
“Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское.

Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности…  Она знает себе цену и во внешнем очаровании,  как с детства знала её – во внутреннем”.

(Раздаются звуки морских волн)

Вед.:

Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звезды и стихи…

Чтец

В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Прибором кудри разделив…
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборках.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы…

Чтец ( «Идешь на меня похожий…» )

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Вед.:

Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Чтец

Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным -давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она – свечой под праздник –
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.

Вед.:

И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Чтец

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.

Вед.:

Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Марина Цветаева с сыном Георгием в 1939 году возвращаются в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже были на родине).

Однако надежды, связанные с возращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

“Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: “Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина”.

Звучит “Реквием” М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой “Уж сколько их упало в эту бездну…”.

С первыми звуками песни зажигается свеча под портретом М.Цветаевой.

Учитель:

Поэзия для женщины во все времена была средоточием ее духовных поисков, попыткой осознать свое место в этом мире, некой отдушиной для таимых в самой глубине души сердечных притязаний и эмоциональных всплесков. И яркие примеры этому - жизнь и творчество знаменитой Раисы Ахматовой и современных чеченских поэтесс Лулы Жумалаевой (Куни), М.Нохчиевой, З.Жургаевой.

Чтец (стихотворение Р.Ахматовой)

 

Чтец (стихотворение М. Нохчиевой)

Не знаю, как это случилось, -

Во сне, а может, наяву,

Я словно в море очутилась,

Я в море глаз твоих плыву.

 Они изменчивы так часто,

Глядят порой не на меня…

А в них – то ожиданье счастья,

То скука сумрачного дня.

 В них то вопросы, то советы,

То равнодушье,

то любовь.

Мне их безмолвные ответы

Красноречивей всяких слов.

 Ни боль, ни радость –

нет, не скроешь,

Все по глазам твоим пойму.

А если у меня ты спросишь,

Тебе отвечу – почему.

 

Я не грешила ворожбою,

К чему заклятия творить.

Моя душа с твоей душою

Без слов умеет говорить.

 

Чтец (Лула Куни)

Я прикроюсь широким платком...


Я прикроюсь широким платком.
О покорности покрывало…
Под тобою я душу скрываю.
За тобою - свечою мерцаю.
Я скрещу свои крылья замком.

Я укроюсь молчанья платком.
В череде замолкающих теней
Замечал ли ты ликов свеченье -
Скорбной памяти тихий укор?
…………………………………

Я закроюсь кровавым платком…

 

Пройдя через сложные жизненные ситуации, поэтессы гордо через всю жизнь пронесли имя настоящих вайнахских женщин. Прекрасно понимали и писали в своих лирических строках о судьбах чеченских женщин, пропуская каждую жизнь через свое сердце.

Говорят, чтобы понять внутренний мир человека, непременно надо коснуться питавших его корней, почувствовать их крепость, связь с родной землей. Чтобы почувствовать духовную красоту этих женщины, их любовь к родной земле и к своему народу, достаточно прочитать  стихи. Поэтессам  было дано удивительное умение неустанно, сосредоточенно нести родину в своем сердце. Как много об этом писали поэты, но не каждому удавалось зажечь в читательском сердце это святое чувство. А они смогли.

Вед.

Закончим нашу встречу стихотворением Б. Пастернака «Памяти Марины Цветаевой»

Чтец

«Памяти Марины Цветаевой»

Хмуро тянется день непогожий.
Безутешно струятся ручьи
По крыльцу перед дверью прихожей
И в открытые окна мои.
 
За оградою вдоль по дороге
Затопляет общественный сад.
Развалившись, как звери в берлоге,
Облака в беспорядке лежат.
 
Мне в ненастье мерещится книга
О земле и ее красоте.
Я рисую лесную шишигу
Для тебя на заглавном листе.
 
Ах, Марина, давно уже время,
Да и труд не такой уж ахти,
Твой заброшенный прах в реквиеме
Из Елабуги перенести.
 
Торжество твоего переноса
Я задумывал в прошлом году
Над снегами пустынного плеса,
Где зимуют баркасы во льду.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству

С поэтом, для которого главным в жизни было – писать, и не успех, а – успеть

С поэтом, для которого главным в жизни было – писать, и не успех, а – успеть

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

Монах о поэте печётся! Почётно – почётно – почётно – архи –

Монах о поэте печётся! Почётно – почётно – почётно – архи –

Вед.: В 1906 году поэтесса знакомится в

Вед.: В 1906 году поэтесса знакомится в

Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское

Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское

Прочти — слепоты куриной И маков набрав букет, —

Прочти — слепоты куриной И маков набрав букет, —

Пусть странствует она – свечой под праздник –

Пусть странствует она – свечой под праздник –

С первыми звуками песни зажигается свеча под портретом

С первыми звуками песни зажигается свеча под портретом

Все по глазам твоим пойму. А если у меня ты спросишь,

Все по глазам твоим пойму. А если у меня ты спросишь,

Говорят, чтобы понять внутренний мир человека, непременно надо коснуться питавших его корней, почувствовать их крепость, связь с родной землей

Говорят, чтобы понять внутренний мир человека, непременно надо коснуться питавших его корней, почувствовать их крепость, связь с родной землей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022