Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
Оценка 4.8

Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
13.07.2023
Литературная игра по  сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
Урок-игра проводится на итоговом уроке по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. Это позволяет охватить все аспекты изучения сказок: – тему и идею произведений; – характеристику героев; – особенность языка.
игра Салтыков-Щедрин.docx

Литературная игра

по  сказкам

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Дмитриенко В.Н., Синева М.А.

учителя  русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская  СОШ №5

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-игра проводится на итоговом уроке по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.   Это позволяет охватить все аспекты изучения  сказок:

 – тему и идею произведений;

 – характеристику героев;

 – особенность языка.

Цель урока

Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции учащихся, умение отстаивать своё мнение.

Развивающая: развитие и обогащение речи учащихся; развить творческие возможности, умение выделять главное, обобщать и делать  выводы.

Обучающая: формирование отношений учащихся к событиям и героям,  умений находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел.

  Задачи  урока:

1.     Развитие интереса к творчеству  М.Е.Салтыкова - Щедрина.

2.     Развитие  артистических способностей при инсценировке.

3.     Воспитание коллективизма (в команде) и состязательности (между командами).

4.     Способствовать развитию коллективного творчества. 

Тип урока

Урок закрепления знаний

Используемое оборудование

портрет   писателя,    иллюстрации учащихся, реквизиты к инсценированию   эпизодов сказок.

 Некоторые конкурсы предполагают предварительную работу:

- выбор сказки, которую команда будет представлять,

- конкурс обложек,

- инсценировка.

Ход урока-игры

Слово учителя: М.Е.Салтыков – Щедрин вошел в историю русской литературы как непревзойденный мастер сатиры. Он писал сатирические повести, романы, очерки, фельетоны, пьесы. В 80-х годах XIX в.появились знаменитые «Сказки для детей изрядного возраста». Своим острым сатирическим пером автор помогал искоренять многие пороки российской общественной жизни. И на уроке мы

обратим внимание и на произведения, и на пороки.

Конкурс 1 – разминка.

1.  Когда родился М.Е.Салтыков-Щедрин?

2.  Где родился писатель?

3.  Какова настоящая фамилия писателя?  История псевдонима.

4.  Кто были родители автора?

5.  Кто занимался его образованием?

6.  Где учился писатель?

7 . После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)

8.  Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?

9. Назовите  фамилию, имя, отчество жены писателя.

10.Где похоронен Салтыков-Щедрин?

11.  Какое общее название имеют сказки Салтыкова-Щедрина?

Конкурс 2. Представление команд.

Каждая команда представляет свою сказку, а затем отвечает на вопросы ( по принципу игры: “Кто хочет стать миллионером” - класс делится на команды, каждая команда выбирает правильный ответ и поднимает карточку с ответом. У команд есть возможность взять подсказки: 50/50, помощь учителя, найти ответ в тексте.

Вопросы для команды «Генерал»

 1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. “Московскую правду”         

В. “Московские ведомости”
С. “Московское обозрение”     

D. “Вестник Москвы” 

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали
В.  Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам 

5.  На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой     

В. На Фонтанке
С. На Литейной           

D. На Невском  

6. Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии    

В. Тот, кто был учителем географии
С. Тот, кто был учителем логики                 

D. Тот, кто вообще не был учителем  

Вопросы для команды «Мужик»:

1)   В чём мужик варил суп?

А. В котелке                             В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке      D. В чане 

2)  Кем этот мужик работал в Петербурге?

А. Поваром           В. Кузнецом
С. Маляром           D. Извозчиком 

3)  Из чего мужик сделал силки для птиц?

А. Из собственных волос                           В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей                         D. Из лески 

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке   В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба               D. По его крикам 

5.  Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива          

В. Медалью
С. Плетьми                     

D. Рюмкой водки и пятаком 

Вопросы для команды «Помещик»:

1. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки “Дикий помещик”?

А. Маленькой пенсией    

В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены      

D. Отсутствием детей 

1)     Кого звал помещик в гости?

А. Медведя                          

В. Губернатора
С. Генералов-соседей          

D. Судью 

2)     Какой способ прогулки помещик “считал самым приличным и удобным”?

А. На четвереньках         

В. В карете
С. Верхом на лошади       

D. В телеге 

3)    С кем помещик охотился на зайцев?

А. С волком        

В. С медведем
С. С лисой          

 D. С кабаном 

4)    Чем дикий помещик угощал всех гостей?

А. Колбасой        

В. Пряником
С. Вареньем        

D. Ягодами и грибами 

     6)  Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

А. Надел тулуп        

В. Сидел на печи
С. Оброс волосами  

D. Беспробудно пил 

Слово учителя:

Конкурс 3. Обложка или иллюстрация к сказке.

Слово учителя:

Конкурс для болельщиков

«Исторический комментарий»

В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых сейчас мы не знаем.

Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.

Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» - «Дикий помещик»)

1)    Литая подставка для лучины.

2)    Подставка для свечи или свечей.

3)    Светлая комната.

Мякина («Поднялся мякинный вихрь» - «Дикий помещик»)

1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.

2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.

3) Болотистое место.

Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» - «Дикий помещик»)

1)    О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.

2)    Льстивый человек.

3)    Легкомысленный хвастун, бахвал.

Жуировать («Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» - «Премудрый пискарь»)

 

1)    Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.

2)    Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.

3)    Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).

 

Мутовка («Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать» - «Премудрый пискарь»)

1) Совокупность ветвей, листьев или цветков, расположенных на стволе, стебле или ветке на одном уровне и радиально расходящихся.

2) Коса с длинной прямой рукоятью.

3) Вязкий осадок на дне водоёмов.

 

Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» - «Премудрый пискарь»)

1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.

2) Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.

3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.

 

Конкурс 4. Крылатое выражение.

Каждой команде даётся карточка с крылатыми выражениями из сказок Салтыкова – Щедрина. Необходимо указать сказку, из которой это выражение взято.

1)    «Жил – дрожал, и умирал – дрожал». («Премудрый пискарь»). 

2)     «Сидите оба под этим кустом, а впоследствии я вас помилую».   («Самоотверженный заяц»).     

3)    «Очень много развелось в нашем царстве мужика». («Дикий помещик»).

4)    «Кто бы мог думать, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт». («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Конкурс 5. Чёрный ящик.

Необходимо угадать, что лежит в ящике.

1)    Какой предмет проглотил один генерал на ужин?     (Орден).                                                                                                                                                                   

2)    Чем дикий помещик угощал всех гостей? (Пряник и леденец).

3)    Чем генералы наградили мужика? (Рюмка водки и пятак).

4)    Что готовы были съесть генералы на острове? (Перчатка и сапог).

5)    Что делал мужик на острове из своих волос? (Верёвка).

Конкурс 6. Что? Где? Когда?

Викторина по сказкам.

1.     Каким образом генералы оказались на острове? («По щучьему велению»).

2.     Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран – пасьянс).

3.     Кого приглашал помещик «в поход на зайцев»? (Медведя Михайлу Иваныча).

4.     Чем провинился заяц перед волком? (Не остановился, когда волк ему крикнул).

5.     Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»? («Старайся»).

6.     Каким образом спасся отец пискаря от котла с ухой? (Старичок в реку выкинул).

7.     На сколько дней отпустил волк зайца домой? (Два).

8.     Кем сделали помещика во сне за его твёрдость? («Министром»).

9.     К кому из героев сказок приезжал в гости знаменитый актёр Садовский?

(К дикому помещику).

10. Какой рецепт приготовления ухи вычитали генералы в «Московских ведомостях»? («Взяв живого налима, предварительно его высечь»).

11. Где жил герой сказки дикий помещик? («В некотором царстве»).

12. Почему помещик осенью холода не чувствовал? (Оброс волосами).  

13. Какой способ прогулки считал помещик «самым приличным и удобным»?

 (На четвереньках).

14. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

(«Московские ведомости).

15. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных? (Каллиграфию). 

Подведение итогов. Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.


 

Литературная игра по сказкам

Литературная игра по сказкам

Урок-игра проводится на итоговом уроке по сказкам

Урок-игра проводится на итоговом уроке по сказкам

Назовите фамилию, имя, отчество жены писателя

Назовите фамилию, имя, отчество жены писателя

А. По следам, оставленным на песке

А. По следам, оставленным на песке

Из трех предложенных вариантов, найдите нужный

Из трех предложенных вариантов, найдите нужный

Конкурс 5 . Чёрный ящик. Необходимо угадать, что лежит в ящике

Конкурс 5 . Чёрный ящик. Необходимо угадать, что лежит в ящике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2023