Литературное чтение 2 класс Тема: Страна вопросов и отП.Непорожний «Чудо, которое рядом. Чудо, которое везде. Чудо, которое всё умеет».ветов.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок с использованием технологии критического мышления
Иконка файла материала конспект урока.docx

Литературное чтение 2 класс

Тема: Страна вопросов и ответов.

Урок  № 61. П.Непорожний «Чудо, которое рядом. Чудо, которое везде. Чудо, которое всё умеет».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать содержание произведения, элементарные представления об электричестве и его значении в жизни человека,  уметь анализировать и определять главную мысль текста.

Задачи: создать условия для полноценного восприятия и анализа произведения, для познавательной и творческой деятельности;

создать условия для развития речевой и мыслительной активности;

содействовать воспитанию у учащихся умения экономить электроэнергию и соблюдать правила пользования электроприборами в быту.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Литературное чтение, 2 класс, ч. 2» (авторы В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова), карточки.

Ход урока

I.                  Организационный момент

На доске записаны слова: старание, лень, внимание, активность, смекалка, сотрудничество. Учитель просит убрать лишнее слово.

Если все учащиеся проявят на уроке эти качества, то ждёт ли нас успех?

1.                 Речевая разминка «Угадай и продолжи» [1, с.53].

Фон-фон-фон – мы купили _________.

Фе-фе-фе – скоро мы пойдём в _________.

Фет-фет-фет – съели килограмм ________.

Учащиеся читают про себя, шёпотом, жужжащим, громко.

2.                 Дыхательно-речевая  разминка «Греем  руки» [1, с.43]. Сделать  вдох, а выдох на ладошки. Если «ветерок» холодный, учащиеся произносят  звук [с].  Если «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются, произносят звук [ш].

3.                 Работа со скороговоркой [1, с.31].

На скамейку у дома целый день рыдала Тома.

Учащиеся читают с разной интонацией: весело, грустно, удивлённо.

II.               Проверка домашнего задания

Конкурс чтецов стихотворения М.Львовского «Песенка Витьки Почемучкина» (выборочно).

Каким человеком является главный герой стихотворения? (Любознательным). Какое слово он чаще всего говорит? Кто-нибудь увидел в главном герое себя?

Что удивило вас  в рассказе М.Гумилевской «Почему бывает радуга?»? С чем сравнивает её автор? Найдите и прочитайте.

Учитель предлагает учащимся повторить хором песенку о цветах радуги.

III.           Актуализация знаний и умений учащихся

Радуга – это красивая, чудесная картина на небе. Очень часто мы произносим: «Вот это да! Настоящее чудо!»

Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Страна вопросов и ответов», где встретимся с новым «чудом». Что обозначает слово «чудо»? подберите к нему однокоренные слова.

Учитель знакомит учащихся со значением слова «чудо» в толковом словаре С.И. Ожегова: чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

         IV. Целемотивационный этап

Обратите внимание на тему нашего урока. Можете ли вы мне сразу ответить, о каком чуде пойдёт речь в произведении? Расскажите друг другу в парах, что для этого важно сделать, поделитесь своими предположениями.

Приём «Дерево предсказаний» (учащиеся записывают на ветвях задачи на урок,  на листьях – предположения, о каком чуде будет идти речь в произведении, и крепят на дерево).

V. Изучение новой темы

Знакомство с биографическими сведениями об авторе.

Словарная работа: зарево – отсвет; бульвар – широкая аллея на городской улице.

Первичное чтение произведения учителем

Можно ли назвать рассказ познавательным? Прочитайте хором ещё раз заглавие рассказа. О каком чуде рассказано? Почему «чудо» – рядом, везде, всё оно умеет?

Интересные факты. Электричество может быть в самых неожиданных местах. Например, когда вы снимаете синтетичекскую или шерстяную одежду, слышится треск. Когда расчёсываете волосы деревянной или пластмассовой расчёской, они электризуются. Молния – это ослепительная вспышка, также вызванная разрядом электричества. Способность вырабатывать электрический ток есть у некоторых рыб: электрического ската, электрического угря, нильской щуки и сома.

Физкультминутка

Чтение текста учащимися «цепочкой» по абзацам

VI. Проверка понимания изученного

         О каких ещё чудесах говорится в рассказе? Найдите ответы в тексте. Прочитайте загадку об электрической лампочке.

Как в былые времена люди получали свет? (Ответы учащихся). Вначале были свечи, потом керосиновые лампы, газовые фонари, потом появились электрические лампы. Но это ещё не всё. Предлагаю посмотреть рекламу (Выходит учащаяся в роли энергосберегающей лампочки).

Люми: Привет. Меня зовут Люми. Я энергосберегающая лампочка. Я потребляю энергии на 70-80 % меньше, чем обычная лампочка и горю  в 5-6 раз дольше! Обеспечиваю таким же количеством света. Ребята, придя домой, расскажите, пожалуйста, обо мне вашим родителям. Пусть они убедятся, как легко и просто можно сэкономить деньги вам на конфеты и мороженое.

Гимнастика для глаз

Для выработки электроэнергии требуются огромные затраты. Наша страна пока не имеет собственной электростанции. Поэтому, мы платим за электричество прилично денег. 14 июля 2007 года была принята Директива № 3 Президента РБ об экономии и бережливости. Этому вопросу в нашей стране уделяется большое внимание.

Что произойдёт, если вдруг не станет дома электричества? Прочитайте в тексте.

VII. Закрепление изученного

Работа в группах

1 группа. Отгадать загадки  [2, с.257].

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор —

Глотает он и пыль, и сор. ( Пылесос)

 

 

 

 

 

 

 

 

В кругленьком окошке

Мокрые одёжки. ( Стиральная машина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чудо-ящик: в нём окно,

В том окошечке кино. ( Телевизор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

То назад, то вперёд

Ходит-бродит пароход.

Остановишь — горе:

Продырявит море! (Утюг)

 

 

 

 

 

В доме нашем белый дом

Есть со снегом и со льдом. ( Холодильник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа. Подобрать    современным      электроприборам    предметы,

заменяющие их раньше.

 стиральная машина – корыто,

пылесос – веник,

вентилятор – веер,

электроплита – печь,

электричка – повозка

3 группа. Составить памятку «Правила обращения с электроприборами».

VIII. Контроль знаний и умений

Работа в парах. Учащимся предложено составить «синквейн» с ключевым словом «электричество», при составлении использовать слова из текста.

IХ.   Информация о домашнем задании

1.  Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Составить несколько загадок об электроприборах.

Х. Подведение итогов

Учащиеся зачитывают задачи на ветвях, предположения на листочках, которые были записаны в начале урока на «дереве предсказаний».

Все ли поставленные задачи были выполнены? Чьи предположения оказались верными?

Какие слова из текста подтверждают главную мысль? Как нужно экономить электроэнергию?

ХI.  Рефлексия

Я узнал (а)……

Меня удивило……

Я хотел (а) бы узнать……

Литература

1. Михед, Е.Н. Я учусь читать. 3 класс: закрепление навыка чтения / Е.Н. Михед. – Минск : Аверсэв, 2017. – 96 с. : ил.

2. Загурская, Е.Л. Загадки и рифмовки  / Е.Л. Загурская, Т.А. Неборская. – Минск : Аверсэв, 2017. – 384 с.

3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011. – 222 с.

Посмотрите также