Литературное чтение 3 класс Школа России Раздел Поэтическая тетрадь 1 "И.З. Суриков Детство Урок 2 ".

  • ppt
  • 23.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала И.З. Суриков Детство Урок 2.ppt

Школа России
Литературное чтение
3 класс

НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!

Сиди правильно!

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

 

Проверка домашнего задания


Подготовиться к ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ (!!!) стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Детство» (с. 72-75).

Д/з

Мы сегодня продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством
И.З. Сурикова и с его стихотворением «Детство».

Иван Захарович
Суриков 
1841-1880

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, Степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Рябинушка
Слушать песню

Слушать стихотворение

Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.
Омрачали – сделать мрачным,
темным.
Смежить – сомкнуть, закрыть.

Работа по теме урока с.72-75

Беседа по содержанию:
 -Что вы представляли, когда слушали это стихотворение?
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
- Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.
- Что вы видите?
- Похожи ли дети на вас?
- Что случилось с мальчиком?
- Какое у него настроение?
- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?
- Какой из заголовков наиболее удачный?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
- Как можно её озаглавить?
 А где происходило событие?
А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.  -  А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? 
 А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? 

1 часть

 -А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? -  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку?  

- А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. 

2 часть

- Как можно озаглавить эту часть?
- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? 

3 часть

Подберите строчки из стихотворения к иллюстрации.

Работа в группах

1 группа. Режиссёры и кинематографисты.

-Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения .
- Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

2 группа. Историки.

-Какие слова говорят о том , что это было в старину?

3 группа. Музыканты и живописцы.
-Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения.
-Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины.
-Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение?

Представь себя художником
иллюстратором и нарисуй обложку
к книге И.З. Сурикова « Детство».

Подойдёт ли такая обложка?
Проанализируй её.

Ф. В. Сычков "Катание
с горы зимой" 1889 г.

Сани-тип повозки с полозьями, предназначенный для перевозки людей и грузов в зимнее время. Но в допетровское время, в связи с плохим состоянием дорог, сани часто использовались даже летом.

"Крестьянин в санях"
1904-1905 

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 -1945) «Дети с санями»