Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман
кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
М.Ю.Лермонтов
Сам Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывал, что с детских лет он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...».
- Прочтите в парах стихотворение.
- Как вы понимаете слово «утёс»?
Как называет его автор?
Почему тучка золотая?
-Что за грудь у утёса?
- Подберите синонимы к этому слову.
- Прочтите слова, которыми автор передаёт чувства «утёса».
- Как называется приём наделения неодушевлённых предметов свойствами живых существ?
Олицетворение - стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку.
Это стихотворение было написано Лермонтовым в
14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, её величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию.
БОР - хвойный лес.
ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.
ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).
ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.
ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.
Найдите 1 строфу. Прочитайте её.
- Какие признаки осени здесь показаны?
- Что чему противопоставляется?
Для чего на ваш взгляд
Лермонтов это делает?
- Чему рады листья?
Что произошло с елями?
- Почему они поникли?
- Что это значит?
Вывод: Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. В первой строфе показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.
Найдите и прочитайте 3 строфу.
- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?
- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных?
- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?
В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?
А каким вы видите покой?
- Что происходит с листьями? (они медленно кружатся).
- А какие буквы этот момент подчёркивают?
Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?
Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.
Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.