Литературное чтение 3 класс Школа России Раздел Великие русские писатели "Урок М.Ю. Лермонтов Утёс. Осень".

  • ppt
  • 23.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок М.Ю. Лермонтов Утёс Осень.ppt

Школа России
Литературное чтение
3 класс

М.Ю. Лермонтов
«Утёс», «Осень»

НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!

Сиди правильно!

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман
кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
М.Ю.Лермонтов

Проверка домашнего задания


Перечитать текст про поэта М.Ю. Лермонтова на с. 142-143;
Подготовиться к выразительному чтению стихотворений М.Ю.Лермонтова (с.144);
3.

Д/з

Выразительное чтение

В последние месяцы жизни поэт создал стихотворения «Родина», «Спор», «Утёс» и другие.
Мы сегодня познакомимся с со стихотворениями
М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень».

Сам Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывал, что с детских лет он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...».

Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

слушать

М.Ю. Лермонтов «Утёс»

Работа по теме урока с. 146

Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Морщина – расщелина.
Утёс – высокая скала.

- Прочтите в парах стихотворение.
- Как вы понимаете слово «утёс»?
Как называет его автор? 
Почему тучка золотая?
-Что за грудь у утёса?
- Подберите синонимы к этому слову.
- Прочтите слова, которыми автор передаёт чувства «утёса». 
- Как называется приём наделения неодушевлённых предметов свойствами живых существ? 

Олицетворение - стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку.

Почему тучка "золотая"?
Она из золота?
 - Почему "на груди утёса - великана"?
 - почему "по лазури, играя"?
 - Почему остался "влажный след в морщине"?
 - Почему "тихонько плачет он в пустыне"? 

Выразительное чтение

контраст есть:

ночь - утро,
весёлость - грусть,
великан - утёс - маленькая тучка.

Много ли контрастов в этом стихотворении?

Вывод: Мы видим пейзажную зарисовку и одновременно угадываем рассказ о человеческих отношениях.
Юные легкомысленны, изменчивы. Старые люди мудры, но часто одиноки.


физминутка
для глаз

Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что это за время года? Дайте правильный ответ!

О чём будем читать стихотворение?

Это стихотворение было написано Лермонтовым в
14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, её величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию.

слушать

Работа по теме урока с. 147

БОР - хвойный лес.
ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.
ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).
ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.
ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

 Найдите 1 строфуПрочитайте её.

- Какие признаки осени здесь показаны?
- Что чему противопоставляется?
Для чего на ваш взгляд
Лермонтов это делает?
- Чему рады листья?
Что произошло с елями?
- Почему они поникли?
- Что это значит?

Вывод: Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. В первой строфе показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.

Найдите и прочитайте 2 строфу.

- О ком идёт речь в данных строках стихотворения?
- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом?

Найдите и прочитайте 3 строфу.
- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?
- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных?
- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?
В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом. - Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?
А каким вы видите покой?
 - Что происходит с листьями? (они медленно кружатся).
- А какие буквы этот момент подчёркивают?

Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?
Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.
Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.

Придумать рифму со словами.

Осень-       
Дождь-       
Ветер-         
Лужа-          

восемь

гость

третий

стужа

Подбери строки из стихотворения к фотографиям.

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши сосны Зелень мрачную хранят.

Найди ошибку в стихах.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пекарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь луну лишь серебрит.

Стихотворение «Утёс» послужило основой для симфонического творчества С. В. Рахманинова. 

слушать

– Какие открытия сделали сегодня на уроке? – Понравилось ли вам стихотворения М.Ю. Лермонтова.
- Чем?

Я

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений
М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»(с.146 -147);
2. Выучить наизусть одно из стихотворений
М.Ю. Лермонтова.

Прозвенел звонок весёлый,
Подошёл урок к концу.
Повторили всё, что знали
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!