Литературное чтение на родном (русском) языке УМК "Школа России"1-4 класс

Литературное чтение на родном (русском) языке УМК "Школа России"1-4 класс

Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
13.02.2020
Литературное чтение на родном (русском) языке УМК "Школа России" 1-4 класс

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

литер.чтение на родном языке.docx

«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_________М.АСтратонникова

 

«____»____________2019г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________С.Ю. Иванов

 

Приказ № ___ от «___»______2019 г

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» г. Малая Вишера

Новгородской области

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение

 на родном (русском) языке.

 

1-4 класс

 

 

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Составители: Матвеева Т.П.

Федоренко О.М.

Борисевич Е.В.

Елисеева И.В.

Самуйлова М.В.

Подопригора В.А.

             МАОУ СШ №2 г. Малая Вишера

2019 г.

 

 

1.Пояснительная записка

·         Настоящая  программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

·         Федеральным законом от 29 декабря 2012 N 273-Ф3 «0б образовании в Российской Федерации»;

·         Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.);

·         Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

·         Учебный план  школы  на 2019-2020 учебный год

·         Авторской программой: Климанова Людмила Фёдоровна, Бойкина Марина Викторовна «Литературное чтение». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы. Москва «Просвещение» 2014г.

Цели образования с учетом специфики учебного предмета .

             Курс «Литературное чтение на родном языке»  направлен на достижение следующих целей:

·         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

·         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основными задачами курса являются:

·         развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·         учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

·         формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

·         развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

·         формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

·         обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·         формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

·         формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

·         создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

·         расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

·         обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

·          работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательными.

  

 Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности

Описание места учебного предмета в учебном плане

   

 Предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается со 1 по 4 класс.

В 1 классе – 16,5 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в  4 классе – 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные недели)

 

2.Планируемые результаты освоения учебного предметы

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».

 

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Литературное чтение на родном (русском) языке»:

1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство

слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.

Основные требования  к уровню подготовки  обучающихся по литературному чтению на родном языке

 1 класс

Обучающиеся должны: 

·         слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;   заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;

·         обмениваться впечатлениями от прочитанного; 

·         читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно; 

·         отвечать на вопросы по содержанию текста;

·         находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребѐнка;

·         пересказывать знакомые сказки;

·         воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;  сосредотачиваться на чтении текста; 

·         слушать собеседника;

·         громко, чѐтко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;

·         делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;  грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;  доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;

·         читать слова более сложной слоговой структуры;

·         соотносить содержание произведения;

·         понимать значения слов и выражений исходя из контекста;

·         соблюдать интонацию различных типов предложения;

·         наблюдать за языком художественного произведения;

·         доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.

 

2класс

 Обучающиеся должны  иметь представление:

- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

- о поэзии как об особом взгляде на мир;

- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки); 

знать:

- наизусть 3-4 стихотворений разных авторов;

- имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

- имена 2-3 современных писателей (поэтов);

название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

 уметь:

 - читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

-узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем)

 

3 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

о функциональных особенностях фольклорных жанров;

об общих корнях и путях развития литературы разных народов;

о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;

об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.

 Учащиеся должны знать:

наизусть 3-5 стихотворений разных авторов по выбору ученика;

имена 4-5`классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;

2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

 читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

темп чтения 80 - 90 слов в минуту;

различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;

 находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

находить фольклорные мотивы и приѐмы устного народного творчества в авторских произведениях;

 эмоционально воспринимать характеры героев произведений;

сравнивать характеры героев разных произведений;

сравнивать своѐ и авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое.

 

4 класс

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 4-5 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

У м е т ь:

– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–120 слов в минуту;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

– рассказывать о любимом писателе, поэте;

– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

 

3. Содержание учебного предмета.

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию.. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,  драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1 «Россия - наша Родина»

(2 часа)

(2 часа)

(2 часа)

(2 часа)

Раздел 2 «Фольклор нашего народа»

(5 часов)

(5 часов)

(5 часов)

(5 часов)

Раздел 3 «О братьях наших меньших»

(5 часов)

(5 часов)

(5 часов)

(5 часов)

Раздел 4 «Времена года»

(4.5 часа)

(4 часа)

(4 часа)

(4 часа)

ИТОГО

16.5 ч

17 ч

17 ч

17 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

1 класс

 

№п/п

№ в разделе

Тема урока

Вид контроля

 

 

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

 

1.       

1.       

П.Воронько «Лучше нет родного края»

 

2.       

2.       

Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»/ М.Матусовский «С чего начинается Родина»

 

 

 

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

3.       

1.       

Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе

 

4.       

2.       

«На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька».

 

5.       

3.       

Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусѐночек», «У медведя во бору»

 

6.       

4.       

«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.

 

7.       

5.       

Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка»

 

 

 

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

8.       

1.       

М.М. Пришвин. Журка.

 

9.       

2.       

Н.И. Сладков. Весенняя баня

 

10.   

3.       

С.Я. Маршак. Зоосад.

 

11.   

4.       

Б.В. Заходер. Птичья школа

 

12.   

5.       

В.В. Бианки.Музыкальная канарейка. Посещение школьной библиотеки.

 

 

 

Раздел 4 «Времена года» (4 ,5часа)

 

13.   

1.       

И. Соколов-Микитов. Осень./ А.Плещеев. Осень наступила

 

14.   

2.       

К.Ушинский. Выпал снег./ Н.Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика

 

15.   

3.       

М.Пришвин. Цветут березки/ Жуковский В.А.Жаворонок

 

16.   

4,5

Викторина по пройденным произведениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

2 класс

 

№п/п

№ в разделе

Тема урока

Вид контроля

 

 

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

 

1

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм»

 

2

2

К. Паустовский «Моя Россия»

 

 

 

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

3

1

Календарные народные праздники и обряды.

 

4

2

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

 

5

3

«Мир пословиц и поговорок»

 

6

4

«Загадки и народные приметы о временах года»

 

7

5

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

Проект

 

 

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

8

1

Г.А. Скребицкий. Пушок

 

9

2

К.Д. Ушинский. Чужое яичко

 

10

3

Н.И. Сладков. Топик и Катя.

 

11

4

А.Л. Барто. Бедняга крот.

 

12

5

Е.И. Чарушин. Рябчонок

 

 

 

Раздел 4 «Времена года» (5часа)

 

13

1

В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.

 

14

2

Г.Х.Андерсен.Снеговик.

 

15

3

А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну

 

16

4

И. С. Соколов-Микитов.Бурундук.

 

17

5

Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

3 класс

 

№п/п

№ в разделе

Тема урока

Вид контроля

 

 

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

 

1

1

З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край»

 

2

2

П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы)

 

 

 

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

3

1

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

 

4

2

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

 

5

3

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль

 

6

4

Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «Летучий корабль».

 

7

5

Проект «Мои первые народные сказки»

Проект

 

 

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

8

1

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома

 

9

2

Г.А. Скребицкий. Сиротка.

 

10

3

Н.И. Сладков. Непослушные Малыши

 

11

4

Б.С. Житков. Охотник и собаки.

 

12

5

И.П. Токмакова. Котята

 

 

 

Раздел 4 «Времена года» (5часа)

 

13

1

Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди»

 

14

2

А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи.

 

15

3

К.Паустовский. Стальное колечко.

 

16

4

И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе

 

17

5

Тестовая работа по пройденным материалам.

Тестовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

4 класс

 

№п/п

№ в разделе

Тема урока

Вид контроля

 

 

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

 

1

1

С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»

 

2

2

В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»

 

 

 

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

3

1

Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич»

 

4

2

Славянский миф. Особенности мифа

 

5

3

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

 

6

4

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

 

7

5

Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя»

Проект

 

 

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

8

1

Е.И. Носов. Хитрюга.

 

9

2

В.В. Бианки .Сумасшедшая птица

 

10

3

В.П. Астафьев. Зорькина песня

 

11

4

Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч

 

12

5

К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших»

 

 

 

Раздел 4 «Времена года» (5часа)

 

13

1

В.Бианки «Лесная газета»

 

14

2

Литературная гостиная. И. Анненский.Снег

 

15

3

М.М.Пришвин. Рассказы о весне

 

16

4

Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит.

 

17

5

Проект «Любимое время года»

Проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Учебно-методическое и материально­-техническое обеспечение образовательного процесса.

·         Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение»,

·         Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение»,

·         Климанова Людмила Фёдоровна, Бойкина Марина Викторовна

Литературное чтение. Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России» 1—4 классы Пособие для учителей общеобразовательных организаций

·         Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

·         Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

·         http://www.solnet.ee Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых.

·         Проектор

·         Ноутбук

·         экран

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)