Внеклассное мероприятие для обучающихся и их родителей.
Литературный праздник «Мир сказок Бориса Шергина».
Черепанцева Людмила Юрьевна
учитель начальных классов
Цель: приобщить участников мероприятия к удивительному миру сказок Бориса Шергина и дать возможность восхититься их речевым и эстетическим своеобразием.
Задачи:
· Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
· Развивать мышление, речь, воображение, память.
· Создать условия для воспитания веры в добро, дружбу, в торжество над злом.
· Дать возможность проявить свои таланты и творческие способности.
· Создать пространство для размышлений об истоках гордости за свой народ и Родину.
· Предоставить возможность выбора произведений для семейного чтения.
Возраст:
Учащиеся 4 класса и родители
Актуальность:
Богатство и самобытность нашей литературы общепризнано, но нельзя не отрицать тот факт, что дети в настоящее время редко наслаждаются чтением. Среди причин низкого интереса к литературе одной из главных я считаю утрату традиций совместного семейного чтения. Зачастую родители даже не могут определить круг детских авторов. Ещё сложнее ситуация, когда вопрос стоит о творчестве северных писателей и поэтов, их своеобразии. Наследие, оставленное Борисом Шергиным, должно быть по праву оценено и родителями, и детьми, ведь в сказках Бориса Викторовича соединились тонкая поэзия и необыкновенная простота русского народа. Добрые, смешные, поучительные истории, рассказанные настоящим мастером, дарят радость не только детям, но и взрослым. Это лучший выбор для семейного чтения.
Оборудование:
интерактивная доска или телевизор, подключённый посредством компьютера к сети ИНТЕРНЕТ, костюмы, декорации, рисунки, книги Бориса Шергина, карточки с заданиями.
Подготовительная работа
На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с биографией автора, его произведениями. Особое внимание уделяется речевому своеобразию, стилю Б.Шергина. На уроках русского языка проводятся лексические и орфоэпические пятиминутки, цель которых подготовить детей к пониманию самобытности северного говора. На уроках ИЗО происходит знакомство с Б.Шергиным как художником. Учащиеся пробуют себя в качестве иллюстраторов произведений писателя. На внеклассном мероприятии я сознательно не использую презентацию, так как обучающиеся знакомятся с ней на уроках.
Список использованной литературы:
1. Архангельская область. Словарь-справочник для младших школьников./ Под ред.
Л.Н.Роговой. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010.
2. Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для учащихся 2-4 классов. - Архангельск: АО ИППК РО, 2010.
Ход занятия:
Деятельность участников |
ЭОР |
Родители и дети делятся на 5 смешанных групп, садятся за столы. Данный этап сопровождается музыкой для создания настроения. (Например, «Петрушка» И.Ф.Стравинского) Учитель: Рада видеть вас, мои дорогие гости! У нас песни поют, Наш литературный праздник посвящён творчеству замечательного северного писателя. Ребята, расскажите родителям, что вы узнали о нём. 1 ученик: Б. Шергин – художник, рассказчик
былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе
Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера. 2 ученик: Учитель: Много рассказов и сказок написал Шергин, в том числе веселые, смешные. С каким очень известным героем сказок Бориса Викторовича мы знакомы? (Шишом). Кто же такой Шиш? 3 ученик: В словаре хрестоматии «Морянка» написано: Шиш – 1) бедняк, лентяй, голь перекатная; 2) шатун, бродяга, вор; 3) шалун, повеса, плут. 4 ученик: «Начнёт говорить, как по дороге поедет: слово скажет - другое готово». В самом имени Шиш – насмешка: шиш значит кукиш, ничего не получишь. Где Шиш, там жди потехи. Учитель: Сказок, где главный герой Шиш, Борис Викторович написал несколько. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказывал их. Одна из этих сказок называется «Рифмы». Наши маленькие актёры покажут вам её. Инсценирование сказки «Рифмы». Учитель: Что же такое – рифма? Как об этом сказано у Шергина? Ученики: «Так говорить, чтоб складно было». Учитель: Давайте и мы поиграем в рифмы. Дети вместе с родителями придумывают стихотворение по заданным словам: Море Волна Сердце Сильна Учитель: Всех Шишовых дел в неделю не пересказать. Про Шиша говорить – голова заболит. Про Шиша уж и собаки лают. Здесь я от большого мало возьму, от многа немножко расскажу. Наш Север – край песенный, сказочный, былинный. Недаром его называют сокровищницей народного поэтического творчества. Мы вправе гордиться тем, что являемся земляками известных поэтов, писателей . У вас на столах конверты с буквами. Составьте из них фамилии замечательных северных авторов. 1 гр. – Абрамов 2 гр. – Писахов 3 гр. – Фокина 4 гр. – Рубцов 5 гр. – Личутин Учитель: «Сколько сказок сказывалось, сколько былин пелось в старых северных домах! – писал Шергин в дневнике. – Бабки и дедки сыпали внукам старинное словесное золото». Попробуйте догадаться, что обозначают данные слова. Большуха Бывальщина Гандвик Паужна Сгибень Сиверко Учитель: Борис Викторович Шергин запечатлел в сказках живой народный говор. Инсценирование сказки «Подруженьки». Учитель: В сказках Шергин всегда высмеивал глупость, жадность, злость. С уроками народной мудрости мы знакомимся и с помощью пословиц. Соберите правильно слова и узнаете пословицы поморов. 1 гр. - Кто в море не бывал, тот и страха не видал. 2 гр. - Север суров – пропадёшь без дров. 3 гр. – Какова деревня – таков и обычай. 4 гр.- От северного ветерка не жди тепла. 5 гр. - У кого шубы нет, тому ветер всегда с Севера. Учитель: «Стары пословицы - не мимо дела», - говорили поморы. А наши юные актёры хотят показать вам ещё одну сказку. Инсценирование сказки «Куричья слепота». Учитель: Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. Сейчас и мы будем творцами. Предлагаю воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» – французское, обозначающее «5 строк». Для его написания существуют правила: Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта. Составьте свой синквейн. 1 гр. – синквейн на тему «Север»; 2 гр. – синквейн на тему «Труд»; 1 гр. – синквейн на тему «Белое море»; 1 гр. – синквейн на тему «Сказка»; 1 гр. – синквейн на тему «Шиш». Учитель: В одном из сказов писателя есть такие слова: «Поживи для людей, поживут и люди для тебя». Б.В. Шергин всю жизнь отдал людям. Отдал щедро, без расчёта, без оглядки на выгоду. Надеюсь, вы отплатите ему любовью и доброй славой. Ученики поют частушки: Ну, Шергин, нас насмешил, Сказки нам он подарил, Сказки все чудесные,
Учитель: Не красна изба углами, а красна пирогами. По старинной традиции примите, гости, угощение – северные пироги с брусникой да с клюквой. Праздник заканчивается чаепитием. Можно включить аудиозаписи с голосом Б.В.Шергина.
|
Звуковой ресурс: http://music.edu.ru/attach/5/842.mp3
Изобразительный ресурс: http://sunday-school.ucoz.ru/_fr/3/8076103.jpg
Текстовый ресурс: http://www.boris-shergin.ru/?p=183
Текстовый ресурс: http://www.boris-shergin.ru/?p=316
Текстовый ресурс: http://www.boris-shergin.ru/?p=177
Звуковой ресурс: http://music.lib.ru/s/shergin_b_w/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.