лучшедома
Литературный праздник «Мир сказок Бориса Шергина».

Литературный праздник «Мир сказок Бориса Шергина».

Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
11.03.2020
Внеклассное мероприятие для обучающихся и их родителей.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Внеклассное мероприятие для обучающихся и их родителей.doc

Внеклассное мероприятие для обучающихся и их родителей.

Литературный праздник «Мир сказок Бориса Шергина».

Черепанцева Людмила Юрьевна

учитель начальных классов

Цель: приобщить участников мероприятия к удивительному миру сказок Бориса Шергина и дать возможность восхититься их речевым и эстетическим своеобразием.

Задачи:

·        Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

·        Развивать мышление, речь, воображение, память.

·        Создать условия для воспитания веры в добро, дружбу, в торжество над злом.

·        Дать возможность проявить свои таланты и творческие способности.

·        Создать пространство для размышлений об истоках гордости за свой народ и Родину.

·        Предоставить возможность выбора произведений для семейного чтения.

Возраст:

Учащиеся 4 класса и родители

Актуальность:

           Богатство и самобытность нашей литературы общепризнано, но нельзя не отрицать тот факт, что дети в настоящее время редко наслаждаются чтением. Среди причин низкого интереса к литературе одной из главных я считаю утрату традиций совместного семейного чтения. Зачастую родители даже не могут определить круг детских авторов. Ещё сложнее ситуация, когда вопрос стоит о творчестве северных писателей и поэтов,   их своеобразии. Наследие, оставленное Борисом Шергиным, должно быть по  праву оценено и родителями, и детьми, ведь в сказках Бориса Викторовича соединились тонкая поэзия и необыкновенная простота русского народа. Добрые, смешные, поучительные истории, рассказанные настоящим мастером, дарят радость не только детям, но и взрослым. Это лучший выбор для семейного чтения.

Оборудование:

интерактивная доска или телевизор, подключённый посредством компьютера к сети ИНТЕРНЕТ, костюмы, декорации, рисунки, книги Бориса Шергина, карточки с заданиями.

Подготовительная работа

           На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с биографией автора, его произведениями. Особое внимание уделяется речевому своеобразию, стилю Б.Шергина. На уроках русского языка проводятся лексические и орфоэпические пятиминутки, цель которых подготовить детей к пониманию самобытности северного говора. На уроках ИЗО происходит знакомство с Б.Шергиным как художником. Учащиеся пробуют себя в качестве иллюстраторов произведений писателя. На внеклассном мероприятии я сознательно не использую презентацию, так как обучающиеся знакомятся с ней на уроках.

Список использованной литературы:
1. Архангельская область. Словарь-справочник для младших школьников./ Под ред. Л.Н.Роговой. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010.

2. Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для учащихся 2-4 классов. -  Архангельск: АО ИППК РО, 2010.

Ход занятия:

Деятельность участников

ЭОР

Родители и дети делятся на 5 смешанных групп, садятся за столы. Данный этап сопровождается музыкой для создания настроения. (Например, «Петрушка» И.Ф.Стравинского)

Учитель:

Рада видеть вас, мои дорогие гости!

У нас песни поют,
У нас гудки гудут,
Золотая труба трубит,
Переладец разговаривает…

Наш литературный праздник посвящён творчеству замечательного северного писателя. Ребята, расскажите родителям, что вы узнали о нём.

1 ученик:

Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.

2 ученик:
Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина "Душой Севера”.

Учитель:

Много рассказов и сказок написал Шергин, в том числе веселые, смешные. С каким очень известным героем  сказок Бориса Викторовича мы знакомы? (Шишом).

Кто же такой Шиш?

3 ученик:

В словаре хрестоматии «Морянка» написано:

Шиш – 1) бедняк, лентяй, голь перекатная;

              2) шатун, бродяга, вор;

              3) шалун, повеса, плут.

4 ученик:

«Начнёт говорить, как по дороге поедет: слово скажет - другое готово». В самом имени Шиш – насмешка: шиш значит кукиш, ничего не получишь. Где Шиш, там жди потехи.

Учитель:

Сказок, где главный герой Шиш, Борис Викторович написал несколько. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказывал их. Одна из этих сказок называется «Рифмы». Наши маленькие актёры покажут вам её.

Инсценирование сказки «Рифмы».

Учитель:

Что же такое – рифма? Как  об этом сказано у Шергина? 

 Ученики:

«Так говорить, чтоб складно было».

Учитель:

Давайте и мы поиграем в рифмы.

Дети вместе с родителями придумывают стихотворение по заданным словам:

Море

Волна

Сердце

Сильна

Учитель:

Всех Шишовых дел в неделю не пересказать. Про Шиша говорить – голова заболит. Про Шиша уж и собаки лают. Здесь я от большого мало возьму, от многа немножко расскажу.

Наш Север – край песенный, сказочный, былинный. Недаром его называют сокровищницей народного поэтического творчества. Мы вправе гордиться тем, что являемся земляками известных поэтов,  писателей . У вас на столах конверты с буквами. Составьте из них фамилии замечательных северных авторов.

1 гр. – Абрамов

2 гр. – Писахов

3 гр. – Фокина

4 гр. – Рубцов

5 гр. – Личутин

 Учитель:

«Сколько сказок сказывалось, сколько былин пелось в старых северных домах! – писал Шергин в дневнике. – Бабки и дедки сыпали внукам старинное словесное золото». Попробуйте догадаться, что обозначают данные слова.

Большуха

Бывальщина

Гандвик

Паужна

Сгибень

Сиверко

Учитель:

Борис Викторович Шергин запечатлел в сказках живой народный говор.

Инсценирование сказки «Подруженьки».

 Учитель:

В сказках Шергин всегда высмеивал глупость, жадность, злость. С уроками народной мудрости мы знакомимся и с помощью пословиц. Соберите правильно слова и узнаете пословицы поморов.

1 гр. - Кто в море не бывал, тот и страха не видал.

2 гр. - Север суров – пропадёшь без дров.

3 гр. – Какова деревня – таков и обычай.

4 гр.- От северного ветерка не жди тепла.

5 гр. - У кого шубы нет, тому ветер всегда с Севера.

Учитель:

«Стары пословицы - не мимо дела», - говорили поморы. А наши юные актёры хотят показать вам ещё одну сказку.

Инсценирование сказки «Куричья слепота».

Учитель:

Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. Сейчас и мы будем творцами. Предлагаю воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» – французское, обозначающее «5 строк».

Для его написания существуют правила:

Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.

Составьте свой синквейн.

1 гр. – синквейн на тему «Север»;

2 гр. – синквейн на тему «Труд»;

1 гр. – синквейн на тему «Белое море»;

1 гр. – синквейн на тему «Сказка»;

1 гр. – синквейн на тему «Шиш».

Учитель:

В одном из  сказов писателя есть такие слова: «Поживи для людей, поживут и люди для тебя». Б.В. Шергин всю жизнь отдал людям. Отдал щедро, без расчёта, без оглядки на выгоду. Надеюсь, вы отплатите ему любовью и доброй славой.

Ученики поют частушки:

Ну, Шергин, нас насмешил,

Сказки нам он подарил,

Сказки все чудесные,
Очень интересные.


Ой, вы северные сказки,
До чего ж вы хороши,
Любят папы, любят мамы,
Любят даже малыши.


Мы вам сказки показали
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Что б вы нам похлопали.

Учитель:

Не красна изба углами, а красна пирогами. По старинной традиции примите, гости, угощение – северные пироги с брусникой да с клюквой.

Праздник заканчивается чаепитием. Можно включить аудиозаписи с голосом Б.В.Шергина.

 

 

Звуковой ресурс: http://music.edu.ru/attach/5/842.mp3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительный ресурс: http://sunday-school.ucoz.ru/_fr/3/8076103.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текстовый ресурс: http://www.boris-shergin.ru/?p=183

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текстовый ресурс: http://www.boris-shergin.ru/?p=316

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текстовый ресурс:  http://www.boris-shergin.ru/?p=177

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковой ресурс: http://music.lib.ru/s/shergin_b_w/

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)