Литературный праздник
Тема: Весёлая компания Н.Н.Носова (к 110-летию со дня рождения)
Цель: привлечение учащихся к чтению книг Н.Н.Носова, развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность,
Задачи:
· Познакомить учащихся с произведениями писателя.
· Учить сопереживать героям и событиям произведений.
· Развивать творческие способности.
Оборудование: выставка книг, портрет Н.Н.Носова, костюмы и атрибуты.
Ход мероприятия
Ведущий : Здравствуйте, наши юные друзья и уважаемые взрослые!
Наш литературный утренник посвящен необыкновенному человеку и талантливому писателю.
Ведущий : Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов
Ведущий : В ноябре Н.Н.Носову исполнилось бы 110 лет со дня рождения.
Ученик:
Носов-детских книг творец.
Вот какой он молодец!
Много книг смешных, весёлых
Написать для нас успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел
Ведущий : Большой и нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем стать писателем.
Ведущий : Родился он 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье артиста. Носов закончил семилетнюю школу и устроился работать на кирпичный завод. Но мечтал об учёбе в институте. И в 1929году его мечта осуществилась: он поступил в Московский институт кинематографии. Закончил его и почти двадцать лет работал в кино, был режиссером мультфильмов, научных и учебных фильмов.
Ведущий : Когда у Носова родился маленький сын, он начал сочинять сказки и рассказы. Николай Николаевич любил наблюдать за детьми, прислушиваться к их разговорам, подмечать забавные случаи из их жизни. Эти наблюдения помогли ему писать книги для детей.
Ведущий : Николай Николаевич Носов написал много рассказов и повестей для детей. Герои его произведений мальчики и девочки - ваши сверстники, такие же, как вы: любознательные, веселые и шаловливые, что-то изобретающие, ищущие приключений, иногда – хулиганистые. Они все время попадают в различные жизненные ситуации, не всегда, может, приглядные, но выпутываются из них сами и делают выводы.
Ведущий : Давайте вспомним героев весёлых рассказов Носова и их забавные приключения.
(отрывок из ф «Живая шляпа»)
Ведущий : Вы вспомнили эту смешную историю? А знаете ли вы, что написал об этом приключении Н.Н.Носов? И называется этот рассказ «Живая шляпа». А главные герои рассказа Вовка и Вадик.
Ведущий : А вот Мишка – герой нескольких рассказов Носова: «Мишкина каша», «Огородники», «Дружок», «Телефон», «Фантазёры». Это весёлые рассказы о забавных приключениях двух друзей.
Ведущий : Любимого рассказа
Весёлые страницы
Пусть оживут…
И фантазёры: Стасик с Мишкой
Сейчас появятся вот тут.
(выходят два мальчика – Мишка и Стасик)
Ведущий : (Читает слова автора)
Мишутка и Стасик сидели и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу небылицы, будто бы пошли на спор, кто кого переврёт.
Мишка: Сколько тебе лет?
Стасик: Девяносто пять. А тебе?
Мишка: А мне сто сорок. Знаешь, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
Стасик: А я сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снов стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
Мишка: А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.
Стасик: У! А я море мог переплыть!
Мишка: Подумаешь, море! Я океан переплывал!
Стасик: А я раньше летать умел!
Мишка: А ну, полети!
Стасик: Сейчас не могу, разучился.
Мишка: А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
Стасик: Врёшь!
Мишка: Нет, правда!
Стасик: Почему же ты не умер?
Мишка: А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
Стасик: Без головы?
Мишка: Конечно, без головы. Зачем мне голова?
Стасик: Как же ты без головы шёл?
Мишка: Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
Стасик: Почему же ты теперь с головой?
Мишка: Другая выросла.
Игорь: Вот врут-то! И вам не стыдно!
Стасик: Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Игорь: Вот вы вся врёте, да без толку, а я соврал, мне от этого польза. Я вчера полбанки варенья съел, а губы маленькой сестрёнке вареньем намазал. Её мама поругала, а мне ещё варенья дала. Вот и польза.
Мишка: Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Ведущий : Ребята, как вы думаете, почему Мишка и Стасик не захотели больше разговаривать с Игорем?
Ведущий : Правильно! Сочинять, фантазировать это хорошо. А причинять вред своими выдумками другим – это очень плохо.
Ведущий : А вот какая смешная история произошла с мальчиками на даче. Мама уехала в город и оставила Мишку и Колю одних. Когда мальчики съели всё, что приготовила мама, они решили сварить кашу. Давайте посмотрим, как они впервые в жизни варили кашу.
(отрывок из ф «Мишкина каша»)
Ведущий : Оказывается, сварить кашу не так легко! Когда мама готовит, получается быстро и вкусно. А когда сам берёшься за дело, то это очень трудно. Всему в жизни надо учиться.
Ведущий : Давайте посмотрим, что произошло с героем рассказа «Огурцы». Яшка с другом нарвали огурцов с чужого огорода. Яшка хотел обрадовать маму, но…
(отрывок из ф «Огурцы»)
Ведущий : Почему мама не обрадовалась огурцам и заставила их вернуть?
Ведущий : Правильно! Никогда нельзя ничего брать без спросу. Прежде чем сделать что-либо, надо подумать о последствиях. А ещё надо учиться отвечать за свои поступки: уметь просить прощение.
Ведущий : Читая рассказы Носова, можно научиться варить кашу, сделать инкубатор для цыплят, узнать как, устроен телефон, и как нельзя перевозить животных в чемодане, как быть настоящим другом и просто хорошим человеком. Об этом вы можете прочитать и в других произведениях Н.Н.Носова («Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка», «Заплатка», «Затейники» и др.)
Ведущий : А ещё Николай Николаевич писал весёлые сказки, герои которых всегда попадали в невероятные ситуации, и им приходилось проявлять выдумку, сообразительность, смекалку. Вот хорошо известная вам сказка «Бобик в гостях у Барбоса».
Барбоска : У дедушки жил-был пёс Барбоска. Это я. А у меня был приятель Бобик, который жил на улице в конуре. И вот однажды, когда мой дедушка ушел на работу, я пригласил в гости Бобика. Я стал его развлекать, угощать. Давайте посмотрим, как это было.
(отрывок из мф «Бобик и Барбос»)
Барбоска : Вот видите – человек собаке друг, это знают все вокруг…
(звучит песня «Человек собаке друг»)
Чтец:
Кто не слышал про Незнайку.
И про всех его друзей!
Эту книжку, вы ребята,
Прочитайте поскорей!
Ведущий : Н.Н.Носов придумал удивительный Цветочный город и его жителей-коротышек. Про которых он написал три книги.
Ведущий: . Коротышками их называли, потому что они были очень маленькие, ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. И даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. А сам город назывался Цветочным.
Ведущий : Ребята, с вами хотят подружиться герои Цветочного города. Встречайте их.
(под музыку «В траве сидел кузнечик» выходят герои)
Незнайка:
Я,
Незнайка, к вам пришел
И друзей своих привел.
Все мы любим веселиться,
И на улице резвиться.
Любим петь и рисовать,
Любим книжечки читать.
С вами мы хотим ужиться,
И надолго подружиться.
Я, — Незнайка, я —
Незнайка.
Вы попробуйте, узнайте!
Почему меня вокруг,
Все Незнайкою зовут?
Тюбик:
А я —
художник Тюбик,
Меня ребята любят,
И мы гордимся с ними
Рисунками своими.
Винтик:
Механик Винтик я
зовусь,
И этим именем горжусь.
Не утверждайте-ка, друзья,
Что обойдетесь без меня.
Шпунтик:
Помощник Шпунтик!
Звучит красиво!
Помощник Шпунтик!
Просто диво!
Успеет тут, поможет там,
И не дает покоя вам...
Гусля:
Музыкант Гусля.
Стоит перед вами,
А какой я музыкант,
Вы судите сами.
Пилюлькин:
Доктор Пилюлькин.
Лечит всех он с люльки.
Беспокоится о вас,
Не спускает с вас он глаз.
Знайка:
Я горжусь
тем, что я Знайка!
Знаю, скажете – зазнайка,
Говорите, не боюсь,
Но в
жизни я всего добьюсь
Ведущий: Малыши Цветочного
города любят петь песенки, у них всегда весело. Любимая песенка малышей -
коротышей «В траве сидел кузнечик».
И сейчас предлагаю всем вместе её спеть.
(песня «В траве сидел кузнечик»)
Незнайка: А где же мой лучший друг Гунька?
Гунька! Иди сюда.
(Выходит Гунька, здороваются.)
Незнайка: Гунька, смотри, я твой портрет нарисовал. Вот
Гунька: Да разве я такой?
Незнайка: Конечно такой.
Гунька: А усы зачем нарисовал? У меня нет усов.
Незнайка: Ну, вырастут когда-нибудь.
Гунька: А нос почему красный?
Незнайка: Чтобы было красивее.
Гунька: А разве у меня голубые волосы?
Незнайка: Голубые. Но если тебе не нравится, могу сделать зелёные.
Гунька: Нет. Это плохой портрет. Я его порву.
Незнайка: Вот чудак! Это же художественное произведение. Пусть висит. Давай, лучше посмотрим, что в коробке.
Гунька: Какие то вещи. Чьи они?
Незнайка: А вот ребята нам помогут узнать, кому они принадлежат.
Термометр. - Пилюлькину
Гаечный ключ - .Винтику
Кисточку - Тюбику
Корзину – Пульке Пусть не зверей ловит, а грибы собирает.
Очки – Знайке
Конфета - …
Незнайка: Моя, моя. Это я забыл.
Гунька: А мне что?
Незнайка: Не расстраивайся. Я с тобой поделюсь. Ты же мой друг. Идём, съедим вместе.
Ведущий : Незнайка часто попадает в разные истории, о которых вы можете узнать, прочитав книги о нём.
Ведущий : Сегодня мы познакомились с некоторыми произведениями детского писателя Н.Н. Носова. А как вы их запомнили, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку и по отгадке вспомните название рассказа.
На коровьем молоке
Сварили мы ее в горшке.
Она сытая, густая,
Ох и вкусная какая!
(Каша.
Рассказ «Мишкина каша».)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвостик колечком.
(Собака.
Рассказ «Бобик в гостях у Барбоса».)
На грядке — длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый.
(Огурец.
Рассказ «Огурцы»)
Край её зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка –
Есть у мамы нашей …
(Шляпа. Рассказ «Живая шляпа»)
Ведущий : Молодцы! Вы хорошо запомнили названия рассказов.
Ведущий : Произведения Н.Н.Носова знают и любят не только в нашей стране. Они переведены на 68 языков мира. Носов был и остаётся одним из самых любимых писателей.
Ведущий : Время даром не теряйте, книги Носова читайте! Приходите в библиотеку. Счастливых вам встреч с книгами Носова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.