Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."
Оценка 5

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Оценка 5
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +2
Все классы
09.01.2017
Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."
Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..." можно провести, как урок внеклассного чтения, посвящённого 80-летию со дня выхода в свет книги А. Н. Толстого "Приключения Буратино ..." или посвященного творчеству писателя. В разработке использованы автобиографические факты писателя, сценки из книги, викторина, которая позволит проверить знания по содержанию прочитанной книги.
Толстой и его Злотой ключик.doc
Алексей Николаевич Толстой и его «Золотой ключик…» Урок ­ праздник. Ведущий: Сегодня у нас необычный урок. Сегодня   урок – праздник. Он  посвящён известному писателю Алексею Николаевичу Толстому (портрет  писателя) и его самому известному произведению. ­ Кто знает название этого произведения?  («Золотой ключик или  Приключения Буратино») В этом году в декабре месяце «Золотому  ключику…» исполняется 80 лет (1936)  со дня его выхода в свет. Ведущий: Но сначала послушаем немного о самом писателе и его творчестве. (Выходят дети, рассказывают о жизни и творчестве писателя.) 1 ученик: Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. 2 ученик: Отец его, граф Толстой, ­ был помещиком. Мать его была детской  писательницей и очень хотела, чтобы её сын стал литератором. Её желание  сбылось. 3 ученик: Детство писателя прошло в небольшой усадьбе отчима, в степном  хуторке Сосновка, километрах в 100 от Самары. Вот как вспоминает об этом  сам писатель. 4 ученик: « Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и  заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята.  Верховые лошади. Степи. Смена времён года, как огромные и всегда новые  события. Всё это развивало мою мечтательность…» 5 ученик: Учился Алексей Толстой сначала в Самаре, а потом в Петербурге в Технологическом институте. Незадолго до его окончания Толстой ушёл из  института, так как решил посвятить свою жизнь литературе. 6 ученик: Первые литературные произведения Толстой написал в 16 лет. Это  были стихи. «За синими реками» ­ так назывался его первый сборник стихов.  Позже  Алексей Толстой стал писать рассказы, романы, пьесы. 7 ученик: Среди  произведений Алексея Толстого есть одно, одинаково  интересное и взрослым, и детям. Это «Золотой ключик, или Приключения   Буратино. 8 ученик: Сюжет «Буратино» взят из сказочной повести  итальянского  писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Редактируя перевод  итальянской сказки, Толстой внёс много своей фантазии и выдумки. Так  появилась совершенно новая сказка «Приключения Буратино».  Ведущий: (обращает внимание детей на выставку книг) На выставке книг вы  можете увидеть и книгу Карло Коллоди и книгу Алексея Толстого. Кстати,  книге «Приключения Пиноккио» в этом году исполнилось 135 лет ( Впервые  опубликована 7 июля 1881 года в Риме, в «Газете для детей». А кому интересно, чем похожи и чем различаются обе сказки, то советую внимательно  прочитать и ту и  другую.  Ведущий: Что обозначает в переводе с итальянского слово «буратино»?  (деревянная кукла) Ведущий: А вот и он! Весёлый озорной проказник – Буратино! (показывает  куклу) Буратино приготовил для вас много интересных заданий. Я думаю, что вы с ними справитесь. Игра «Доскажи словечко». Алексей Толстой когда­то Книжку подарил ребятам «Приключенья Буратино»! В ней Пьеро есть и … (Мальвина) Папа Карло удивлён: Стукнул по полену он – И сучок стал носом длинным Так родился… (Буратино) Много приключений было С Буратино в сказке той. Дарит старая Тортилла Куклам ключик… (золотой) Белый пудель Артемон Был бесстрашен и умён. Никого он не боялся: С крысой Шушерой сражался И рычал, в бою он басом, На злодея … (Карабаса) Хулиганили в округе Кот Базилио с подругой… Притворялась доброй лиской Хитрая лиса… (Алиса) Карабас – Барабас Падал в сказке много раз Путалась в ногах всегда У злодея … (борода) Кто пиявки добывал, Всем леченье предлагал? Сам был болен он и стар – Друг злодея … (Дуремар) Помните, как из кувшина Слушал тайну Буратино, Как сбежал он Ха­ха­ха! На хвосте у … (петуха) Вот мы книжку прочитали,  Тайну ключика узнали И опять вернулись в дом Папы Карло. За холстом Дверь была… Пришли ребята В чудный кукольный …(театр) Ведущий: Но прежде, чем открыть потайную дверцу и попасть в Кукольный  театр, Буратино пришлось преодолеть много испытаний. Кстати, где  находилась потайная дверь? ( В каморке у Папы Карло за нарисованным  очагом) Ведущий: Кто жил около нарисованного очага? (Говорящий Сверчок) Давайте вспомним первую встречу Буратино с Говорящим Сверчком. Сценка: Буратино прибежав в каморку, шлёпнулся на пол около ножки стула.) Буратино:  Чего бы  такое придумать? (В это время послышалось) Сверчок:  Крри­кри, крри­кри, крри­кри. (Буратино завертел головой, оглядывая каморку) Буратино:  Эй, кто здесь? Сверчок:   Здесь я, крри­кри… Буратино:   Эй, ты кто такой? Сверчок:   Я – Говорящий Сверчок.  Живу в этой комнате больше ста лет. Буратино:  Здесь я хозяин, убирайся отсюда. Сверчок:   Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет. Но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет. Буратино:   Оччччень мне нужны советы старого сверчка… Сверчок:  Ах, Буратино, Буратино,  брось баловство, слушайся Карло, без  дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе  тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не  дам и дохлой сухой мухи. Буратино:   Поччччему?   Сверчок:   А вот ты увидишь – поччччему. Буратино:   Ах ты, столетняя букашка­таракашка!  Больше всего на свете я  люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома – лазить по  заборам, разорять птичьи гнёзда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я ещё не то придумаю!.. Сверчок:  Жаль мне тебя, жаль, Буратино, прольёшь ты горькие слёзы. Буратино:   Поччччему?  Сверчок:   Потому, что у тебя глупая деревянная голова. (Тогда Буратино вскочил , снял сноги башмак и запустил его в Говорящего  Сверчка. Старый умный сверчок тяжело вздохнул, пошевелил усами и уполз  за очаг – навсегда из этой комнаты.) Ведущий: Как вёл себя Буратино по отношению к Говорящему Сверчку?  Какие правила поведения он нарушил? Ведущий: «Но не нужно забывать, что Буратино шёл всего первый день от  рождения. Мысли у него были маленькие­маленькие, коротенькие­ коротенькие, пустяковые­пустяковые.» Ведущий: Не послушав мудрого совета Говорящего Сверчка, Буратино  наделал ещё много ошибок, которые потом пришлось исправлять.   Ведущий:  Не только Сверчок, но и другие герои сказки пытались учить  Буратино. Кто в сказке пытался заняться воспитанием Буратино? (Мальвина) Давайте посмотрим, как это у неё получалось. Сценка: Мальвина: Вытащите из­под себя ногу и опустите её под стол. Кто вас  воспитывал, скажите, пожалуйста?  Буратино: Когда Папа Карло, а когда никто! Мальвина: теперь я займусь вашим воспитанием. Сядьте прямо, положите  руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой. Предположим,  что у вас в кармане два яблока… Буратино: Врёте, ни одного… Мальвина: Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто  взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? Буратино: Два. Мальвина: Подумайте хорошенько. Буратино: Два. Мальвина: Почему? Буратино: Я же не отдам Некто яблоко, хоть он дерись! Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся  диктантом. Пишите: “А роза упала на лапу Азора.” Написали? Теперь  прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Буратино окунает нос в чернильницу и ставит кляксу.) Мальвина: Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемон, отведи  Буратино в тёмный чулан! Уходят. Ведущий: Известно, что Мальвине помогали: крот, мыши, пудель Артемон,  сорока, лягушки, ястреб, майский жук, бабочки. Вспомните сказку и  определите, чем помогал каждый. Крот – приносил питательные коренья. Мыши – приносили сахар, сыр и кусочки колбасы. Артемон – приносил булочки и сторожил дом. Сорока – воровала для Мальвины на базаре шоколадные конфеты в  серебряных бумажках. Майские жуки – разные ягоды. Бабочки – пыльцу с цветов, чтобы пудриться. Гусеницы – выдавливали из себя пасту для чистки зубов и смазывали двери,  чтобы они не скрипели. Физминутка: Буратино потянулся Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развёл Видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. Ведущий: Мальвина  для вас тоже приготовила хитрые задачки. Мальвина: 1. В коробке 20 конфет. Чему ровна половина половины конфет? (5  конфет) 2. В двух вазах стоит 11 гвоздик. Из одной вазы взяли 3 гвоздики и  поставили в первую вазу. Сколько гвоздик стало в двух вазах?(11  гвоздик) 3. В квартире 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько стало  комнат? (5 комнат) 4. У стола 4 угла. Один угол спилили. Сколько стало углов? ( 5 углов) 5. 4 яйца варятся 4 минуты. Сколько варится одно яйцо? (4 минуты) 6. Что тяжелее 1кг пуха или 1кг железа? (одинокого) Ведущий: А сейчас давайте вспомним героев из сказки «Приключения  Буратино». «КТО  ЭТО? 1) «Маленький  человечек  в  длинной  белой  рубашке  с  длинными   рукавами. Его  лицо  обсыпано  пудрой, белой, как  зубной  порошок» (Пьеро) 2) «Из – за  картонного  дерева  выскочил  другой  человек, весь  клетчатый,  как  шахматная  доска» (Арлекин) 3) «Кудрявая  хорошенькая  девочка  с  хорошеньким  приподнятым   носиком» (Мальвина) 4) «Над  водой  появилась  большая  страшная  змеиная  голова» (Черепаха   Тортила) 5) «Кудрявая  шерсть  на  передней  половине  туловища  была  расчёсана,  кисточка  на  кончике  хвоста  перевязана  бантом» (Пудель  Артемон) 6)  «Вот  надёжные  ребята: за  деньги  они  приведут  к  вам  хоть  самого   чёрта» (Лиса  Алиса  и  Кот  Базилио) 7) «Вошёл  длинный, мокрый­мокрый  человек  с  маленьким­маленьким   лицом, таким  сморщенным, как  гриб  сморчок» (Продавец  пиявок  Дуремар) 8) «В  широкополой  шляпе  ходил  с  прекрасной  шарманкой  по  городам  и   пением  и  музыкой  добывал  себе  на  хлеб» (Шарманщик  Карло) 9) « Покачался­покачался  на  тоненьких  ножках, шагнул  раз, шагнул   другой, скок­скок , прямо  к  двери, через  порог  и  на  улицу» (Буратино) 10) «Человек  такой  страшный  с  виду, что  можно  было  окоченеть  от   ужаса. Густая  нечёсаная  борода  его  волочилась  по  полу, выпученные  глаза вращались, огромный  рот  лязгал  зубами, будто  это  был  не  человек, а   крокодил» (Карабас – Барабас) Ведущий: Кому принадлежат эти слова? (СЛАЙДЫ) Ведущий: Кому принадлежат эти предметы? (СЛАЙДЫ) Ведущий: Вы хорошо знаете героев сказки. Молодцы! А какие эпизоды  сказки вам особенно понравились. Прочитайте или расскажите.  (Дети рассказывают или зачитывают отрывки из сказки)  Ведущий: Ещё несколько вопросов по содержанию сказки. Кто нашёл  волшебное  полено, из  которого  потом  смастерили   Буратино? (Столяр  Джузеппе  по  прозвищу  Сизый  Нос)         Опишите, во  что  был  одет  Буратино. ( «… в  бумажную  курточку   из  коричневой  бумаги  и  ярко – зелёные  штанишки. Туфли  из  старого   голенища  и  шапочку – колпачок  с  кисточкой  из  старого  носка»)          Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном  театре Карабаса Барабаса?(Девочка с голубыми волосами, или 33  подзатыльника)         Какое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас?  (Доктор кукольных наук)          Почему синьор Карабас Барабас не сжег Буратино?   ( Буратино   рассказал  ему  о  том, что  знает  где  находится  потайная  дверь,  ведущая  в  кукольный  театр )             Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио? (В страну Дураков)        предложили мошенники?          Кто из героев сказки носил серебряные часы? (Артемон)     Что использовала Мальвина в качестве зеркала?  (Зеркального карпа)           Какое лекарство дала Мальвина Буратино? (Касторку)          Какое растение использовала Мальвина в качестве носового платка? (Лопух)           Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила)       итальянской сосне)          Где Карабас рассказал о тайне золотого ключика? ( В харчевне «Три пескаря»)            Какой   способ   превращения   пяти   монет   в   большую   кучу   денег         К   стволу   какого   дерева   приклеилась   борода   Карабаса?  (К Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика?  (В большой глиняный кувшин)          Название театра, который открыли сами куклы?  («Молния») Ведущий: Молодцы! А сейчас давайте исполним любимую песню Буратино. Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут? Бу! Ра! Ти! Но! Буратино! На голове его колпак, Но околпачен будет враг, Злодеям он покажет нос И рассмешит друзей до слез, Он очень скоро будет тут, Скажите, как его зовут? Бу! Ра! Ти! Но! Буратино! Он окружен людской молвой, Он не игрушка­ он живой! В его руках от счастья ключ, И потому он так везуч, Все песенки о нем поют, Скажите, как его зовут? Бу! Ра! Ти! Но! Буратино! Буратино! Буратино! Ведущий: Золотой ключик Буратино отпирал дверцу, которая скрывалась за нарисованным   на   холсте   очагом.   Именно   перед   этим   очагом   говорящий Сверчок   давал   Буратино   мудрый   совет:   «Без   дела   не   убегай   из   дома», которым,   как   известно,   герой   пренебрег.   После   «ужасных   опасностей   и страшных   приключений»   здесь   же,   в   каморке   папы   Карло   осуществилась мечта о счастье кукольного народца, он обрел театр­дом, в котором куклы играли самих себя, не страшась плетки хозяина.          Золотой   ключик   «отпирал»   дверь   к   счастью   ­     театру,   который,   как оказалось,   надо   искать   не   на   путях   скитаний,   а   дома   (очаг   и   сверчок  — символы дома), под родным  кровом.        Путешествуя по страницам замечательной книги А. Толстого мы тоже открыли заветную дверь. А вот и ключик. Давайте откроем дверь и пройдём через неё, станем немного счастливее, умнее и мудрее.     (Буратино и Мальвина держат дверь, а дети проходят через неё) Ведущий:  Наш   праздник,   посвященный   книге   о   приключениях   Буратино, подходит к концу. Мы убедились, что вы внимательно прочитали ее, ведь вы правильно   ответили   даже   на   очень   трудные   вопросы.   Надеюсь,   что   вы   не повторите   тех   ошибок,   которые   совершил   Буратино.   «Всегда   будете умненькими и благоразумненькими»,  будете верными и надёжными друзьями, будете читать хорошие и добрые книги, которые помогают людям жить.

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."

Литературный урок-праздник "Алексей Толстой и его "Золотой ключик..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017