Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur58-korr.doc
Литературное чтение Урок 58. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Проверка домашнего задания. Обсуждение вопросов учебника (с. 190). II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Уточнение представлений о личности Толстого, о Толстом­учителе. –   Послушайте   два   отрывка   из   воспоминаний.   Что   они   добавляют   к   вашим © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1представлениям о Толстом? Из воспоминаний Василия Морозова. Когда   же,   бывало,   на   ученика   нападал   столбняк,   он   либо   смущался   или   из упрямства не хотел отвечать, то Лев Николаевич просил ученика прыгать. Если ученик не хочет прыгать, Лев Николаевич его уговаривает: – Да прыгай же, прыгай! Либо сам берёт ученика под руки и начинает с ним прыгать до тех пор, покуда не   расхохочутся   все   и   сам   ученик,  либо   кому   из   нас   велит   прыгать   с   этим учеником. Мы   подхватим   его   и   начинаем   прыгать,   как   толкачи.   Все   расхохочутся,   и столбняк с ученика спадёт… – Как помогал Лев Николаевич своим ученикам? – О чём эти воспоминания: о Толстом­учителе или Толстом­человеке? Можно ли отделить одно от другого? Из воспоминаний Льва Николаевича Толстого о детстве. «Когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, Николенька (старший брат Льва Толстого) объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не   будет   ни   болезней,   никаких   неприятностей,   никто   ни   на   кого   не   будет сердиться,   и   все   будут   любить   друг   друга,   все   сделаются   муравейными братьями…   и   я   помню,   что   слово   «муравейные»   особенно   понравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру  в муравейные  братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню,   испытывал   особенное   чувство   любви   и  умиления   и   очень   любил   эту 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД © ООО «Баласс», 2014 21. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. игру». «Идеал   муравейных   братьев,   льнущих   любовно   друг   к   другу,  только   не   под двумя   креслами,   завешанными   платками,   а   под   всем   небесным   сводом   всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает». – Как можно дать людям великое благо, сделать всех счастливыми? Как этого может добиваться учитель? Писатель? Человек? Лев   Николаевич   Толстой   счастливо   соединял   в   себе   мыслителя­философа, педагога, заботливого отца, нравственного человека. Но чем бы он ни занимался, всё пронизывала мысль «не навреди!». И школа Толстого, и его книги, и вся его жизнь   охраняли   «таинственный   и   нежный   процесс   души»   окружающих   его людей, в первую очередь – крестьянских детей. Именно   для   них,   своих   учеников,   написал   он   сказку   «Два   брата»,   описание «Какая бывает роса на траве», рассказ «Как ходят деревья». – Попробуйте спрогнозировать задачу каждого из этих текстов, исходя из их жанров и общей позиции Толстого – охранять «таинственный и нежный процесс души».   (Сказка   может   ненавязчиво   поучать,   описание   учит   внимательному отношению к себе и миру, рассказ – это и новые знания, и знакомство с чужим жизненным опытом.) Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение сказки «Два брата». – На что похожа сказка? – Что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок? – Можете ли вы сразу сформулировать суть урока? © ООО «Баласс», 2014 32) Выборочное чтение текста. – Почему на одну и ту же надпись братья реагируют по­разному? (Они сами разные, у них разные взгляды на жизнь.) – Прокомментируйте доводы старшего. Можно ли с ними согласиться? – Прокомментируйте доводы младшего. Можно ли согласиться с ними? –   А   если   бы   был   третий   брат,   могли   ли   родиться   другие   доводы?   Какие, например? – Рассудила ли братьев жизнь? (Нет, каждый остался при своём мнении.) – Кого из братьев вы считаете правым? А автор? (Каждый по­своему прав, за каждым – своя правда, не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость.) Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: – В чём же мудрость сказки? Попробуйте выразить её, как и братья, с помощью пословицы, поговорки («Каждому своё», «Кому как, а нам эдак», «То и счастье, что иному вёдро, иному ненастье», «Не всем большим под святыми сидеть», «Кому что на роду написано».) – Сказка написана простым, понятным языком. А просто ли нам было её понять? (Понять можно, если душа будет трудиться.) 2) Творческая работа. – Придумайте вариант народной сказки, максимально сохраняя сюжет сказки Толстого. – Какой вид сказки вы выберете? – Что изменится? – Можно ли решить задачи, поставленные писателем, на таком варианте текста? – К какому жанру близка сказка Толстого? (К басне.) 3) Составление басни (прозаической). © ООО «Баласс», 2014 4–   Почему   для   своих   яснополянских   школьников   Толстой   не   придумывал развлекательные истории? Так каким же учителем был Л.Н. Толстой? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? ΙΙΙ . Итог. IV.  Домашнее задание. Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л.Н. Толстым (басни, были, художественные рассказы). Определить, что их объединяет. © ООО «Баласс», 2014 5

Посмотрите также