Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 1819.11.18
Урок 4142
Тема:
Произведения Л.Н. Толстого (11ч)
Л.Н.Толстой. Рассказы «Лебеди».
Л.Н.Толстой. Рассказы «Зайцы».
Дополнительное чтение. Л.Н.Толстой. «Лев и собачка»
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с научнопознавательными и художественными рассказами Л.Н.Толстого;
добиться понимания содержаний,
обобщить знания детей о творчестве Л.Н.Толстого.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести понятие о рассказах художественных и научнопознавательных;
• познакомить с разножанровыми произведениями Л.Н. Толстого (сказка, басня, рассказбылина);
• научить работать с научнопознавательным текстом (выделять факты и их описания);
• учить делить текст на структурные части, составлять план и пересказывать по готовому плану;
• обогащать читательский опыт, расширять круг чтения учащихся путём включения в учебный процесс
работы с книгамисправочниками и энциклопедиями;
• отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Учебные умения:
• различать художественные рассказы (повествование и описание) и научнопознавательные рассказы;
• работать с книгамисправочниками (словарями, энциклопедиями);
• характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения;
• делить текст на композиционные части (вступление, завязка, развитие действия, кульминация,
продолжение действия, развязка, заключение);
• рассказывать и пересказывать по готовому плану.
Характеристика деятельности учащихся:
Работать с научнопознавательным рассказом: находить факты и их описание (рассказ «Зайцы»).
Упражняться в выразительном чтении произведения (рассказ «Лебеди»): выбирать эпизоды для чтения,
определять отношение автора к героям. Определять главную мысль произведения. Сравнивать
художественные и научнопознавательные рассказы («Зайцы» и «Лев и собачка»): особенности повествования,
эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе. Работать с таблицей.
Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
Ход урока
1. Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого и индивидуальный опрос.
• Выполнение заданий в тетради.
• Рассказывание сказки «Два брата» с любой присказкой.
• Рассказывание сказки «Работник Емельян и пустой барабан» от лица Емельяна или барабана.
2. Самостоятельное чтение рассказов «Лебеди» и «Зайцы».
3. Беседа (выявление сходства и различий в рассказах).
4. Работа с рассказом Л.Н. Толстого «Лебеди»: чтение по абзацам,
выполнение заданий в учебнике и тетради.
5. Научнопознавательный рассказ «Зайцы»:
чтение по частям,
выполнение заданий,
чтение рубрики «Обрати внимание».
6. Работа с таблицей: сравнение рассказов Л.Н.Толстого.
Автор
Заглавие
Жанр
Тема
Вид рассказа
7. Самостоятельная работа: выполнение заданий к рассказу Л.Н. Толстого «Лебеди».
8. Задание на дом: выразительное чтение рассказа «Лебеди»; выучить наизусть один из абзацев (по
желанию); выполнение заданий в тетради к рассказу «Зайцы»; пересказ рассказа «Зайцы».
2 урок
1. Выявление читательского опыта учащихся (упражнения с моделями обложек): назвать любые сказки (а);
назвать любые рассказы о детях (б); назвать любые рассказы о животных (в).
?
?
?
Желт.
?
?
Кор.
?
Работа с открытыми моделями помогает обобщить знания детей, а каждому ученику выяснить для себя:
какие я знаю литературные сказки, рассказы о людях и животных, сказки и рассказы Л.Н. Толстого и т. Д.
• Выразительное чтение рассказа «Лебеди» и отдельных абзацев наизусть (по желанию детей).
• Пересказ рассказа «Зайцы».
• Самостоятельная работа. Заполнить таблицу.
Виды зайцев Чем
кормятся?
Кто их
враги?
Как
спасаются?
2. Работа с рассказом Л.Толстого «Лев и собачка»:
слушание (читает учитель, дети следят по тексту),
выполнение заданий в учебнике,
работа с иллюстрацией,
обучение рассказыванию,
определение главной мысли (чувства и мысли автора),
сравнение рассказов «Воробей» И.С. Тургенева и «Лев и собачка» Л.Н. Толстого (последний абзац
рассказа И.С. Тургенева выражает главную мысль рассказа Л.Н. Толстого): «Любовь, думал я, сильнее
смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
3. Аналитическое чтение: чтение по частям (по сюжетной линии), поиск описания отношения льва и
собачки, описание героев рассказа.
4. Работа с произведением: моделирование обложки (указать фамилию и заглавие), определение жанра и
темы.
5.Задание на дом: пересказать рассказ «Лев и собачка»; подготовить рассказ о льве; выполнить задания
в тетради к рассказу «Лев и собачка»; самостоятельно познакомиться с книгами Л.Н. Толстого.