Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Л.Н. Толстого (11ч)
Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата»
Дата: 11.11.18
Урок 37
Тема:
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведение Л.Н.Толстого. Сказка «Два брата»;
добиться понимания содержаний,
обобщить знания детей о творчестве Л.Н.Толстого.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести понятие о рассказах художественных и научнопознавательных;
• познакомить с разножанровыми произведениями Л.Н. Толстого (сказка, басня, рассказбылина);
• научить работать с научнопознавательным текстом (выделять факты и их описания);
• учить делить текст на структурные части, составлять план и пересказывать по готовому плану;
• обогащать читательский опыт, расширять круг чтения учащихся путём включения в учебный
процесс работы с книгамисправочниками и энциклопедиями;
• отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Учебные умения:
• различать художественные рассказы (повествование и описание) и научнопознавательные рассказы;
• работать с книгамисправочниками (словарями, энциклопедиями);
• характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения;
• делить текст на композиционные части (вступление, завязка, развитие действия, кульминация,
продолжение действия, развязка, заключение);
• рассказывать и пересказывать по готовому плану.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу. Находить в учебнике информацию об
авторе, знать фамилию, имя и отчество писателя.
Воспринимать целостно художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё
впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему).
Выражать своё отношение к героям произведения, оценивать их поступки с позиции нравственности.
Определять главную мысль и подбирать к ней пословицу. Самостоятельно работать с произведением
(памятка 8) (сказка Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»): читать, определять жанр и тему,
моделировать обложку, определять особенности авторской сказки.
Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
Ход урока
1. Повторение изученных в 12 классах произведений Л.Н. Толстого.
• Игра «Вспомни и назови». Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого (см. учебник
«Литературное чтение. 2 класс»), а учащиеся вспоминают и называют произведения.• Чтение вводной статьи «Лев Николаевич Толстой».
• Знакомство с книгами произведений Л.Н. Толстого.
Совет коллегам. На этот урок принесите разные издания книг Л.Н. Толстого. Если у вас есть
«Азбука» Л.Н. Толстого, познакомьте с ней детей.
2. Самостоятельная работа со сказкой «Два брата»:
чтение,
выполнение заданий в учебнике и тетради.
Учащиеся работают по группам:
первая группа выполняет всю работу,
вторая группа читает и выполняет задания в учебнике,
третья работает с учителем.
3. Проверка самостоятельной работы:
• чтение сказки и выполнение заданий к тексту;
• чтение, деление текста на части, составление плана;
• выявление главной мысли сказки, комментирование ответа, определение вида сказки (какая эта
сказка?);
• чтение пословиц и выбор той, которая выражает главную мысль сказки.
4. Задание на дом: задания в тетради к сказке «Два брата»; пересказ сказки по плану.