Дизартрия-это нарушение звукопроизношения, голосообразования, просодики. Структура дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общеей и мелкой моторики, пространственных представлений, памяти, мышления и др. В школьном возрасте она проявляет себя не только в устной , но и в письменной речи.
Данное занятие разработано мною с точки зрения тех нарушений у детей со стертой формой дизартрии, которые не позваляют им полноценно овладеть устной и письменной речью.
Занятие “ Звук Ш”
Цель: учить правильно произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
Учить определять позицию звука [ш] в словах .
Формировать признаки звуко-буквенного анализа.
Познакомить с буквой Ш.
Учить преобразовывать слова
Развивать психические процессы.
Развивать дыханиеи моторику языка.
Оборудование: зеркала,картинный материал на звук [ш], тетради, ручки, буквы, карточки-маркеры.
Ход занятия:
1. Артикуляционна гимнастика для звука [ш]:
“Трубочка”
“Заборчик”
“Блинчик”
“Непослушный язычок”
“Мыльный пузырь”
“Чашечка”
“Вкусное варенье”
“Фокус”
“Грибок”
“Гармошка”
2.Упражнение на дыхание.
На выдохе произносим фразы:
-ах, шум;
-ах, какой шум;
-ах, какой громкий шум;
-ах, какой пронзительный громкий шум.
3.Знакомство со звуком [ш].
Послушайте скороговорку. Какой звук частов ней слышиться?
Шесть мышат в камышат шуршат.
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [ш]:
-губы округлены и вытянуты вперед;
-широкий язычок наверху, образует “чашечку”;
-теплая воздушная струя идет по центру языка;
-горлышко “молчит”.
4. Фонетическое упражнение.
“Хлопни в ладоши на звук Ш”
ш,п,к,ш...ша, па, ка, шу....; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш....
5. Упражнение “Повтори, не ошибись”
ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ше
аш-ош-уш-иш
шта-што-шту-шты....
6.Упражнение”Скажи наоборот”.
ша-аш ыш-ши
шо-ош ши-ыш
уш-шу уш-шу
7.Упражнение “Договори последний звук”
каранда.....
малы......
ланды......
камы.......
8.Упражнение “Где звук?”
Выставить карточки-маркеры позиции звука в начале слова, середине и конце слова.
Попросить детей поочередно выходить к доске, находить картинку, определяя, где слышится звук [ш] в слове и прикреплять картинку под соответствующим маркером.
9. Упражнение” Наш, наше, наше, наши”
Предложить детям ответить на вопросы по картинкам:
-О чем можно сказать “наш”(наше, наши, наша)?
10. Упражнение “Придумай предложения”
Попросить детей придумать предложение по картинам созвуком [ш].
Физкультминутка.
Игра “Кошка и мышки”
Выбрать водящего - кошку. Произнести вместе с детьми слова, двигаясь по кругу:
Тише, мыши! Тише мыши! Кошка спит на нашей крыше.
Мыши, мыши, не шумите, кошку нашу не будите!
Дети разбегаются, кошка их ловит.
11.Дидактическое упражнение “ Угадай слово”(составить слово из звуков):
ш,к,а,ф; ш,у,б,а; к,о,ш,к,а...
12.Дидактическое упражнение “Назови все звуки в слове”.
Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м ]; шут[ш у т]; Маша [М,а,ш,а]
13.Упражнение “Составь схему”
Предложить детям составить схему звуко-слоговую схему слов “мышь”, “мышата” и проанализировать ее.
14.Упражнение “ Буква Ш”
-Посмотрите на букву Ш. Это буква Ш (ша) так называется в алфавите, но когда мы читаем ее, то произносим звук “Ш”
Рассмотреть букву, уточнить, на что она похожа, как написана.....
15. Работа в тетради.
Написать в тетради большую и маленькую буквы по образцу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.