Логопедическое занятие "Дифференциация и - й
Оценка 5

Логопедическое занятие "Дифференциация и - й

Оценка 5
Разработки уроков
docx
31.10.2022
Логопедическое занятие "Дифференциация и - й
Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме "Дифференциация и - й" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дифференциация и - й.docx

Конспект логопедического занятия

Тема: «Дифференциация и – й. Весна»

2 класс

 

Цели

Образовательные:

1.     Учить различать звуки и буквы и – й в слогах, слова, предложениях.

2.     Обогащать и активизировать словаря по теме «Весна».

3.     Закреплять согласование местоимений с существительными в числе и роде.

 

Коррекционные:

1.     Развивать общую моторики и мелкую моторику пальцев рук.

2.     Развивать речевую моторику.

3.     Развивать фонематический слух.

4.     Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слова и предложения.

5.     Закреплять связи звука с буквой.

6.     Развивать психические процессы: слуховое восприятие и внимание, память, воображение, через игру «Четвёртый лишний», загадки.

7.     Развивать связную речь, через составление словосочетаний, предложений и связного рассказа.

 

Воспитательные:

     1. Формировать представлений о культуре здорового образа жизни.

2.     Воспитывать эмоциональную адекватность поведения учащихся.

3.     Воспитывать самоконтроль при выполнении заданий.

4.     Воспитывать мотивацию к обучению.

 

Ход занятия

 

Орг. момент.

   Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. К нам приехали гости. Гости приехали посмотреть как вы занимаетесь.

Встали на носочки,

Присели как грибочки.

Головками повертели

И за парты тихо сели.

   Рапорт дежурного.

   - А какое время года было до весны? А какое будет после весны?

   -Назовите весенние месяца по порядку (вывешиваются название месяцев на доску). Какой сейчас идёт месяц?

   - Назовите признаки весны (вывешиваются картинки с признаками весны)

Развитие мелкой моторики.

   - Как светит солнышко весной? (дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони).

   - Как светит солнышко зимой? (пальцы собираются в щепотку).

   - Снова пришла весна и солнышко засветило радостно.

   - Ребята, а теперь выберите для себя солнышко. Какое у вас настроение? (радостное, солнечное, весёлое).

Формирование правильной воздушной струи.

   - Пока мы выбирали солнышки для себя, весна нас заждалась и просит надуть воздушный шарик (вдыхаем носом, выдыхаем ртом)

Воздух мягко набираем,

Шарик яркий надуваем,

Шарик тужился, пыхтел,

И вдруг сдуться захотел.

Развитие артикуляционной моторики.

   - Что это? (журчит ручеёк на магнитофоне) Слайд № 1

К ручейку быстрей спустились

Наклонились и умылись.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб роток улыбался,

Чтобы зубик кусался.

   - Ручеёк запел весёлую песенку ([и – и - и]).

   - Ручеёк запел грустную песенку ([о – о - о])

   - Ручеёк запел весёлую песенку ([и – и - и])

   - Ой, ребята, камешек упал в воду (падает камешек в воду на магнитофоне). Как он упал? (упр. «Лошадка»). Ребята, а ручеёк хочет вместе с нами сделать артикуляционную гимнастику. Давайте ему поможем.

   Пошлёпаем язычок губкам. Погладим язычок губками.

   Пошлёпаем язычок зубками. Погладим язычок зубками.

   Пошлёпаем язычок губкам. Погладим язычок губками.

   Лопатка.

   Качели.

   Горка.

   - Молодцы!

Сообщение темы занятия.

   - Ребята, назовите 3  признака весны. Если вы их правильно будете называть, то на доске появятся буквы.

О     М      Й 

Слайд № 2

   - Прочитайте буквы.

   - Составьте из них слово (мой).

   - Подберите к слову мой слова.

   - К слову мой можно подобрать слова, которые стоят в единственном числе, мужского рода.

   - Ребята, назовите ещё 3 признака весны.

О     М      И

Слайд № 3

   - Прочитайте буквы.

   - Составьте из них слово (мои).

   - Подберите к слову мои слова.

   - К слову мои можно подобрать слова, которые стоят во множественном числе.

   - Похожи эти слова? Чем?

   - Чем отличаются?

   Слайд №4

   - Сегодня будем дифференцировать звуки и буквы й – и. А в этом нам поможет весна. Слайд № 5

Анализ артикуляции и характеристика звуков.

   - Какие это звуки? ([й] – согласный, [и] – гласный).

Слайд № 6

   - Расскажите всё про звук [й] (губки улыбаются, кончик языка опущен вниз и  находится за нижними зубами, воздушная струя тёплая, звук звонкий, всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом).

   - Расскажите всё про звук [и] (губки улыбаются, кончик языка опущен вниз и находится за нижними зубами, воздушная струя тёплая, обозначаем красным цветом.)

   - Чем отличаются эти звуки? ([й] – согласный, звук звонкий, всегда мягкий; [и] – гласный;)

   - Чем похожи между собой? (губки улыбаются, кончик языка опущен вниз).

Развитие мелкой моторики.

   - Ребята, звуки для вас приготовили упражнения. Но прежде нужно разгадать загадки.

Сам мал, незаметно хожу,

Но больше себя ношу.

(муравей) Слайд № 7

   (Зажать ученическую ручку между указательным и средним пальцами. Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперёд по столу до его края, удерживая при этом ручку. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку. Выполнить 2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.)

   - Почему муравей? По каким признакам догадались. Какой звук слышится в конце слова муравей? Какой это звук?

   -Что делает муравей зимой? А когда он просыпается? Муравей проснулся, потянулся и за работу принялся. Упр. «Муравей».

   - Молодцы!

Верст не считает,

 По дорогам не ездит,

 А за морем бывает.

Весной домой прилетает.

(птица) Слайд № 8

   - Почему птица? По каким признакам догадались. Какой гласный в первом слоге?

   -Какие птицы прилетают к нам весной? Упр. «Птицы».

Клювов длинных не видывал я,

Чем клювы у цапли и журавля.

   (Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки или спички одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки.)  

   - Значит какие ещё признаки весны вы узнали из этих загадок. Молодцы!

   - Немного размяли свои пальчики, а сейчас откроем тетради и  запишем число.

Связь звука с буквой.

   - Ребята, покажите для наших перелётных птиц буквы, обозначающие звуки [й], [и] (Дети берут буквы и кладут их перед собой).

   - Чем отличаются звуки от букв?

   - Чем похожи эти буквы?

   - Чем отличаются буквы друг от друга? (количеством элементов)

   - Посмотрите на картинку. Слайд № 9  На что похоже? Какие буквы вы видите?

   - Сколько й и сколько и спряталось на солнышке?

   - Глазками ведём по лучикам солнышка.

   - Сложите из элементов букву.

   - Почему у вас красная буква?

   - Почему у вас зелёная буква?

   - Посмотрите и сосчитайте, сколько и и сколько й:

Слайд № 10

И   й   И   и    Й   и   й 

   - Напишите столько и, сколько сосчитали.

   - Напишите столько й, сколько сосчитали.

Физпауза.

Мы за партами сидели,      (поднимаются)

На учителя глядели,

А теперь мы тихо встанем

И зарядку делать станем.

Нам зарядка помогает     (ходьба)

Быть здоровыми всегда.

А теперь мы ручейки –       (бег по кругу)

Друг за другом потекли…

Становитесь все опять –    (ноги вместе

Будем в солнышко играть.   руки по швам)

Мы весёлые лучи,       (выпрямляем руки

Мы резвы и горячи.     в стороны)

А сейчас мы потянулись…

И за парты вновь вернулись.

Закрепление буквы в слогах.

   - Прочитайте слоги. Слайд № 11

ай     ой     аи

уи     ои     ый

ои     уй     ыи

   - Найдите глазками слог … Покажите этот слог. Прочитайте.

   - Записываем слоги под диктовку: ай, аи, ой, ои, уй, ыи.

   - Прочитайте то, что записали.

Физпауза для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево, вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём

(Посмотреть по дуге вверх - право, вверх - влево)

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Закрепление звуков и букв в словах.

   - Положите перед собой зелёный и красный карандаши. Я буду называть слова, если в слове услышите звук [й], то рисуете зелёный кружок, а если [и] – то красный. Почему? Слова запоминайте, потом их будем расшифровывать.

Весёлый, солнечный, ива, радостный.

   - Сколько слов зашифровали?

   - С [и] сколько слов? А с [й] сколько? Какие.

   - Какое слово лишнее? Почему? (ива – дерево, а остальные слова обозначают признаки предмета)

   - О ком можно сказать – солнечный, радостный, весёлый? (о человеке, о дне). А день какой сейчас? (весенний)

   - А теперь задание от весны. Слайд № 12

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в слова. Запишите.

М…р, ма…, пт…ца, добры… .

   - Подчеркните буквы и и й.

   - Наши пальчики устали, пусть немного отдохнут.

Вот – ладошка, вот – кулак.

Делай так и делай так.

Всё быстрее делай так.

   - Молодцы!

Закрепление букв в предложениях.

  Слайд  № 13

 - Посмотрите на картинку. Какое время года нарисовано? Почему?

   - А какие это цветы? Когда распускаются подснежники? (Подснежники распускаются весной.)

   - Давайте начертим схему этого предложения (дети чертят).

   Слайд № 14

 А сейчас прочитаем предложение, вставим пропущенные буквы. Самостоятельно вставьте буквы в карточках и подчеркните их нужным цветом (затем проверяют по слайду № 15).

   - Молодцы!

Игра – релаксация.

   - А сейчас немного отдохнём. Слушайте меня внимательно и выполняйте упражнения.

1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).

2. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети медленно приподнимаются  встают, тянут руки вверх, поднимаются на носочки).

3. Но вот подснежник вырос и лепесточки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом (дети опускаются на ступни, руки округляют).

4. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок,  стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонился всё ниже и ниже и совсем лёг на проталинку (дети ложатся на ковёр)

5. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывёт и удивляется чудесным весенним превращениям (под музыку детям напоминаем признаки весны). Но вот цветочек оказался у себя дома. Открыли глазки. Встали и присели на свои места.

   - А сейчас расскажите, что вы видели, чему удивлялись и радовались (слушаем рассказы детей).

Итог.

Оценка.

Мы с вами выполняли много заданий. Научились различать и – й. Какую оценку себе поставите?

   - Возьмите то солнышко, которое соответствует вашей оценке и вашему настроению. Сравните ваши солнышки?

   - Значит у вас у всех хорошее, весёлое настроение!

   - Но прозвенел звонок, а это значит, что урок закончился и вы пойдёте на другой урок. До свидания.                                                                                  

 


 

Конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия

Развитие мелкой моторики. -

Развитие мелкой моторики. -

О М Й Слайд № 2 -

О М Й Слайд № 2 -

Выполнить 2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы

Выполнить 2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы

Слайд № 10 И й И и

Слайд № 10 И й И и

Положите перед собой зелёный и красный карандаши

Положите перед собой зелёный и красный карандаши

Но вот подснежник вырос и лепесточки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом (дети опускаются на ступни, руки округляют)

Но вот подснежник вырос и лепесточки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом (дети опускаются на ступни, руки округляют)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022