Логопедическое занятие "Дифференциация п - б"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме "Дифференциация п - б" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Иконка файла материала Кузнецова А.М._ Дифференциация П - Б.doc

Конспект логопедического занятия

Тема: «Дифференциация Пп – Бб. Зима. Зимняя одежда и обувь»

3 класс

 

Цели

Образовательные:

 

1.     Продолжить различать звуки и буквы п – б в слогах, слова, предложениях, текстах.

2.     Обогащать и активизировать словарь по теме «Зима. Зимняя одежда и обувь».

3.     Закреплять согласование слова– предметов со словами - признаками.

 

Коррекционные:

 

1.     Развивать общую моторики и мелкую моторику пальцев рук.

2.     Развивать речевую моторику.

3.     Развивать фонематический слух.

4.     Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слова..

5.     Закреплять связи звука с буквой.

6.     Развивать психические процессы: слуховое восприятие и внимание, память, через заучивание стихов, подбор  нужных предметов, игру «Необычный диктант».

7.     Развивать связную речь, через составление словосочетаний, предложений и связного рассказа.

 

Воспитательные:

 

1.     Формировать представлений о культуре здорового образа жизни (правила одеваться зимой).

2.     Воспитывать эмоциональную адекватность поведения учащихся.

3.     Воспитывать самоконтроль при выполнении заданий.

4.     Воспитывать мотивацию к обучению.

 

Оборудование

 

Медиапроектор, экран, напечатанные названия зимних месяцев, снежинки, картинка зимы, картинка горки, картинка лопаты, картинки зимней одежды и обуви, картинка девочки и одежда и обувь к ней, тетради, ручки, карандаши.

 

Медиаматериалы

 

1.     Презентация к занятию.

2.     Снеговик: http://images.yandex.ru/?lr=53&source=wiz

3.     Физминутка: http://pedsovet.su/

 

 

Структура занятия

 

1.     Орг. момент.

2.     Развитие общей моторики.

3.     Формирование правильной воздушной струи.

4.     Развитие артикуляционной моторики.

5.     Самомассаж лица.

6.     Сообщение темы и цели занятия.

7.     Характеристика и артикуляция звуков.

8.     Связь звука с буквой.

9.     Гимнастика для глаз.

10. Развитие мелкой моторики.

11. Закрепление звуков в слогах.

12. Закрепление звуков и букв в словах.

13. Физпауза.

14. Закрепление звуков и букв в словах и с/с.

15. Закрепление звуков и букв в предложении и в связном тексте.

16. Итог занятия.

 

Ход занятия

 

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. К нам приехали гости. Вы им покажете свои знания.

- Поэтому на занятии наши глазки внимательно смотрят и всё … (видят), ушки внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает). 

- А сейчас дежурный сделает рапорт. (Сегодня 1 декабря, день недели – вторник, время года – зима) 

- Какие вы знаете зимние месяца?

- Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? (Выпал снег, на улице стало морозно, на реках и озёрах лёд, прилетели снегири, некоторые животные впали в спячку, люди одевают зимнюю одежду)

- Ребята, а без чего не бывает зимы? (без снега)

- Что можно слепить из снега? (снеговика)

- Сегодня на занятие к нам пришёл снеговик. Слайд № 1                                                                         

Развитие общей моторики.

- А сейчас давайте поиграем.

Давай, дружок, смелей, дружок,                 Дети выполняют

Кати по снегу свой снежок –                       движения.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза…шляпа…нос…метла…

Формирование правильной воздушной струи.

- Пока мы играли на наших руках остались холодные снежинки. Давайте сдуем снежинки с рук и согреем их. Вдох носом, выдох ртом на кончик языка.

Развитие артикуляционной моторики.

- Ребята, снег всё сыплет и сыплет, все дорожки замело. Давайте возьмём лопатки и расчистим эти дорожки. А от  снега получились небольшие горки. Прокатитесь с них. Весело было кататься с горок? Как? Отразите на лице. ([а])

Самомассаж лица.

Ребята, снег попал и на наше лицо.

Снег, снежок поиграй со мной дружок.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы носик дышал свободно,

Чтоб подбородок сверкал гордо,

Чтобы губки улыбались,

А зубки кусались.

Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, какую одежду и обувь носят люди зимой? (Показать картинки одежды и обуви)

- Почему зимой нужно одеваться тепло?

- Сегодня на занятии будем говорить о зимней одежде и обуви, будем учиться составлять с/с, предложения, рассказ, повторим всё, что знаем о звуках [п] – [б]. А в этом нам поможет снеговик.

Характеристика и артикуляция звуков.

- Ребята, отгадайте загадку?

Я не шуба, и не грею,

Но хранить тепло умею.

(пальто)

- Какой первый звук в слове? ([п])

- Расскажите артикуляцию звука [п] по плану. Слайд № 2

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой) Почему глухой?

- Отгадайте следующую загадку?

Всегда и всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

И шнурочки, хоть куда,

И начищены всегда.

(ботинки)

- Какой первый звук в этом слове? ([б]).

- Расскажите артикуляцию звука [б] по плану. Слайд №  3

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий) Почему звонкий?

- Чем похожи звуки? Слайд № 4

- Чем отличаются?

Связь звука с буквой.

- Звуки [п], [б] обозначаются какими буквами. Назовите эти буквы.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Посмотрите на доску. Какая интересная шуба! (На шубе написаны буквы п и б.) Слайд № 5

- Сколько букв п и б спряталось на шубе?

Гимнастика для глаз.

Ребята, а это что? (шапка – ушанка) Слайд № 6

- Какие буквы видите? Глазками ведём по букве п. Глазками обводим букву б.

- А сейчас поиграем со снежинками, будем  следим глазами  за ними. Слайд 7

Развитие мелкой моторики.

- А сейчас разомнём немного пальчики.

Альбина варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Альбина варежку сняла,

- Поглядите-ка, нашла!

- Записываем в тетрадях число.

Закрепление звуков в слогах.

- Снеговик приготовил для вас необычный диктант. Я диктую слоги. Если слог со звуком [п] – рисуем квадратик, если со звуком [б] – кружок. (па, бы, бу, по)

- Читаем слоги по фигуркам.

Закрепление звуков и букв в словах.

- Ребята, снеговик решил с вами поиграть. Я показываю картинку. Если в слове есть звук [п] – поднимите снеговика с буквой п, если [б] – снеговика с буквой б. Слайд №8

Физпауза.

-  А сейчас встали и немного отдохнём.

Кружится веретено,

Ниточку прядёт оно,

Нитку я перебираю,

Из неё клубок мотаю.

Вот теперь возьму я спицы

Петлю к петле нанижу,

Шапку и перчатки я свяжу.

Закрепление звуков и букв в словах и с/с.

- Ребята, скажите о какой зимней одежде говорилось в физминутке? Какие они? (вязаные)

- Давайте сделаем звуко – буквенный анализ слова «шапка». Слайд №9

– Следующее задание от снеговика. Прочитайте слова первого столбика, вставьте в них пропущенную букву п или б и подберите к словам первого столбика  слова – признаки из второго столбика.

Шу…а                             вязаные

…ерчатки                       меховая

са…оги                          зимний

…ерет                             тёплые

- С/с записываем в тетрадь. Слайд № 10

Закрепление звуков и букв в предложении и в связном тексте.

- Ребята, к нам пришли ещё гости? Девочка … Я забыла как её зовут. Помогите мне вспомнить как её зовут. Я помню, что в её имени был звук [п] или  [б].

- Полина хотела пойти погулять на улицу и не помнит, что нужно одевать сейчас. Давайте поможем ей одеться.

- А какое время года сейчас наступило? (Наступила зима.)

-  А что  одевают люди зимой? (Люди одевают зимнюю одежду и обувь.

- Что должна одеть Поля? (Поля одела меховую шубу, зимний берет, вязаные перчатки. На ноги обула тёплые сапоги.)

- Кто может рассказать про девочку Полю? (рассказы детей)

Итог занятия.

- Мне понравилось, как вы работали на занятии.

- А вам понравилось на занятии? Что понравилось?

- Прозвенел звонок, а это значит, что занятие закончено.

- До свидания, снеговик! Слайд № 11

- До свидания, дети.

 


Скачано с www.znanio.ru