Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Л. Пантелеева (6 ч)
Дата: 0708.04.18
Урок 110111.
Тема: Л.Пантелеев «Камилл и учитель».
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной
детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением Пантелеева «Камилл и учитель»
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве писателя.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести в круг чтения произведения Л. Пантелеева;
• ознакомить с понятиями «авторрассказчик», «автор — герой произведения», «исторический рассказ»,
«фантастический рассказ»;
• учить различать исторический и фантастический рассказы;
• учить делить рассказ на смысловые части, составлять план и пересказывать по готовому плану;
• учить различать героев положительных и отрицательных, создавать образы героев (внешний вид, поступки,
отношение к другим героям);
• учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
• отрабатывать навык чтения вслух и про себя (молча).
Учебные умения:
• называть рассказы Л. Пантелеева;
• различать исторические и фантастические рассказы;
• выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;
• рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;
• определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
• читать вслух и про себя (молча) доступный текст бегло и правильно;
• выразительно читать текст наизусть и с листа.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать рассказ по частям, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников.
Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Оценивать поступки героев, объяснять понятия:
благородство, предательство, смелость, трусость; формировать собственные принципы, убеждения и
нравственные ценности. Выполнять задания в учебнике и тетради.
Оперировать понятиями «авторрассказчик», «исторический рассказ».
Находить информацию об
историческом герое (Камилле) в энциклопедии. Работать с сюжетом (на «сюжетном треугольнике»).
Рассказывать о герое (памятка 6). Сравнивать образы положительных и отрицательных героев (Камилла и
учителя). Работать с таблицей (на компьютере или на листочках бумаги).
Оборудование: выставка книг, портрет писателя.
Ход урока
1. Индивидуальный опрос:
• краткий пересказ рассказал. Пантелеева «Честное слово»;
• выразительное чтение подготовленного диалога (работа в парах);
• проверка заданий в тетради и самооценка.
2. Слушание рассказал. Пантелеева «Камилл и учитель» (читает учитель).3. Беседа по выявлению первичного восприятия и словарная работа.
4. Задание на дом: подготовить выразительное чтение вступления (первые три абзаца); составить страничку
словарных слов и их значений; перечитать и разделить на части по плану (план дан в учебнике).
Урок 2 Л. Пантелеева Рассказ «Камилл и учитель» (окончание)
1. Работа с рассказом Л. Пантелеева «Камилл и учитель»:
чтение по частям;
выполнение заданий к тексту рассказа;
выразительное чтение первой части «Знакомство с Камиллом» (первые три абзаца);
определение главной мысли (обращение Камилла к молодым фалескам).
2. Сравнение рассказов Л. Пантелеева «Честное слово» и «Камилл и учитель».
• Моделирование обложек, их сравнение (автор — тема — заглавие).
Совет коллегам. Сравнивая рассказы, дети должны прийти к выводу: тема рассказа «Честное слово» — о
детях, мужестве и чести, это художественный рассказ; тема рассказа «Камилл и учитель» — о служении
Родине и предательстве, это рассказ художественноисторический (в основе сюжета лежит действительный
факт, имя полководца Марка Фурия Камилла — реальное историческое имя).
• Выделение кульминационных моментов в рассказах (в рассказе «Честное слово» мальчик не может оставить
пост, а в рассказе «Камилл и учитель» — пленение детей).
3. Самостоятельная работа: самопроверка скорости чтения вслух по песочным часам. Учащиеся работают
в парах.
4. Задание на дом: пересказать рассказ Л. Пантелеева «Камилл и учитель» по плану; выполнить задания в
тетради; взять в библиотеке книги рассказов Л. Пантелеева.