Л.Толстой Война и мир. Панорама петербургского высшего света
Оценка 4.6

Л.Толстой Война и мир. Панорама петербургского высшего света

Оценка 4.6
Лекции
doc
русская литература
10 кл
13.05.2021
Л.Толстой Война и мир. Панорама петербургского высшего света
Панорама петербургского высшего света. Портретная деталь как средство характеристики персонажа.
УРОК 89. Панорама петербургского высшего света. Портрет.doc

Урок 89.

Панорама петербургского высшего света. Портретная деталь как средство характеристики персонажа.

 

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать , и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость» Л.Толстой. Эти слова многое объясняют в романе.

Наша цель при изучении романа выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает.

С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость.

Действие начинается в июле 1805 года.

 Почему роман открывается сценой в салоне Анны Павловны Шерер?

 Толстой говорил: «Надо найти обстановку, чтобы из нее, как из фонтана, разбрызгивалось действие в разные места романа». Все основное в романе намечают первые главы.

В салоне Шере те люди, от которых зависит общественное мнение: что носить , кого привечать, быть войне или миру.,  В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. С первых слов врывается война, несогласие, вражда, раздор, все враждебно единению людей.

Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке.

Что собой представляет вечер у Анны Шере? «Восковой музей»

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Толстой называет Анну шерер «Хозяйкой прядильной мастерской, она играет РОЛЬ общественной энтузиастки. Стр 37 цитата

Но на что идет ее энтузиазм?

  Она поддерживает обычную разговорную машину, переходя от одной группы гостей к другой.

Везде лицемерие и фальшь. Стр.45 цитата

Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».

 Существет определенный ритуал в проведении вечера – подведение к строй, уже никого не узнающее знатной даме. Но везде чувствуется  искусственность. Стр. 42 цитата

Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Князь Василий Курагин даже не скрывает своего актерства. У него нет потребности общения с живыми людьми….стр.37, 40 цитата

 А посмотрите на каком языке говорят здесь. На французском.

Франц.язык – как норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет свое отношение к происходящему.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, врывается французский или, позднее, немецкий язык.

 

 В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них императоры и государственные деятели, полководцы и рядовые солдаты, аристократы и крестьяне. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Средство портретной характеристики – одно из важнейших художественных средств в романе «Война и мир».

Выделяются среди гостей А.П.Ш. два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения?

Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева. Одни портреты отличаются чрезмерной детализацией, другие, наоборот, едва набросаны.

 Чем отличается от гостей в салоне Андрей?

Чуть ли не каждый штрих дополняет наше представление о герое, писатель отмечает, что это был «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Уже одна эта фраза говорит о том, что герой отличается сдержанностью, практичностью и сильной волей.

 

Но важно обратить внимание на какие-то детали в его внешности стр. 49 цитата

 

«Скучающий взгляд». Кстати, у всех Болконских «лучистые глаза» И эта портретная деталь будет всегда сопровождать описание членов этой семьи. мы можем догадываться и о присущей ему «гордости мысли», которую почувствует в нем его сестра Марья Болконская. А в ее портрете автор особенно выделит одну-единственную деталь, передающую сущность натуры героини. У Марьи «некрасивое слабое тело и худое лицо», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые... были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Вот эти «лучистые» глаза красноречивее всяких слов говорят о душевной красоте Марье Болконской. Глаза- зеркало души.

 

На что мы обращаем внимание, когда появляется новый человек?

·         внешность,

·         как одет,

·         детали

 Появляется Пьер. Стр.  43  цитата 

·         Массивный, толстый

·         Но одет со вкусом, по моде,

Постепенно наслаиваются еще черты Самые внутренне красивые герои романа не отличаются красотой внешней. Прежде всего это относится к Пьеру Безухову. Постоянный портретный признак – массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. Может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство.

 

·         И деталь: улыбка, не такая, как у всех. Иначе говоря, у Толстого художественная постоянная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. Улыбка у Пьера не такая, как у других.

«Люди,  если они, улыбаясь, становятся отталкивающими, - опасны. Если улыбка не меняет лица, – посредственны, но освещенные улыбкой, чем-то хороши» (Л. Толстой «Детство»).

 

Когда на его лице появлялась улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое – детское, доброе. Андрей Болконский говорит о Пьере: «Один живой человек среди всего нашего света». И это слово «живой» неразрывно связывает Пьера Безухова с Наташей Ростовой, антиподом которой является блестящая петербургская красавица Элен Курагина. Автор неоднократно обращает внимание на неизменяющуюся улыбку, белые полные плечи, глянцевитые волосы и прекрасный стан Элен. Но, несмотря на эту «несомненно, и слишком сильно и победительно действующую красоту», она, безусловно, проигрывает и Наташе Ростовой, и Марье Болконской, потому что в ее чертах не ощущается присутствия жизни. То же самое можно сказать и о брате Элен Курагиной – Анатоле. Стр. 46 цитата

Черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на «вы», в душе они «назвали друг друга на “ты” и нежно поцеловались».

Внешней красотой не отличается и любимая героиня Толстого Наташа Ростова, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...» Своей живостью, жизнерадостностью она прежде всего и дорога автору. А вот Соня, кузина Наташи, по словам писателя, напоминает «красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестной кошечкой». И читатель чувствует, что Соне далеко до Наташи, ей как будто бы не хватает того душевного богатства, которым щедро наделена толстовская любимица.

Обратившись к портретам простых людей, нетрудно заметить, что Толстой и в них ценит, прежде всего, доброту и живость характера. Не случайно он подчеркивает это, например, в Платоне Каратаеве, рисуя его улыбчивое круглое лицо.

Однако Толстой использовал портретную характеристику не только при изображении вымышленных героев, но и при изображении исторических фигур, например императора Наполеона и полководца Кутузова. Кутузов и Наполеон философски противопоставлены друг другу. Внешне Кутузов ни в чем не уступает французскому императору: «Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». Наполеон «был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки толстых ног, и в ботфортах». Однако выражения их лиц заметно отличаются: «на лице Наполеона была неприятно-притворная улыбка», но «умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова». Если в портрете Кутузова подчеркивается непринужденность и естественность, то в лице Наполеона – притворство.

Кутузов, как простой смертный, «был слаб на слезы», он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета», с государем говорил «ясно и отчетливо», считал своих солдат «чудесным, бесподобным народом». Он «понимал, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий...» Несмотря на тучность и стариковскую немощь, в нем чувствуется внутренний покой и чистота души.

Особенности портретов у Толстого.

1)  Естественность первого знакомства с героем через внешность, как это бывает в жизни.

2)  Психологическое наполнении портрета. Выражение через него смены чувств и настроений,

3)  Выделение 1-2 постоянных примет (плоское выражение лица у князя василия, приклеенная улыбка А.П., умный и робкий взгляд Пьера.

Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь. Каким эпизодом завершается вечер у АПШ?

 Глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.

 

Конечно, если говорить о высшем свете Петербурга, то нельзя не упоминать о том, что были и другие представители света. Здесь уместно сравнить2 эпизода: салон АПШ и Именины у Ростовых.

Салон АПШ

Именины у Ростовых

Шерер - одна

Мать Ростовых – жена, мать, 12 человек детей.

В центре – князь Василий Курагин – искусственность, фальшь, игра. У него нет потребности в человеческом общении.

В центре граф Илья Андреевич Ростов, хлебосольство, радушие, хочет, чтобы всем было хорошо, одинаково крепкое рукопожатие. В доме тон задают дети. Непринужденность, естественность общения.

Ритуал-подведение к старушке

Одинаково крепкое рукопожатие

Главный гость. «угощали»утонченным  виконтом и аббатом –эмигрантами людьми, бросившими Родину, а теперь рассуждающими о ней.

Не начинают без Марьи Дмитриевны Ахросимовой – знаменита своей прямотой ума, откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись»

Говорят по-французски

Говорят по-русски

За столом у Ростовых, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но по-разному.

«надо задавить гидру революции»

 

«Зачем нужно идти на Бонапарта»

 

Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отображает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами разнообразные психологические типы: хлебосольный, добродушный  граф ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная, обаятельная Наташа и др. В отличие от салона Шерер в  доме Ростовых царит атмосфера веселья. Радости, счастья, искренней заботы судьбе Родины.

 Вот такими разными показал Толстой представителей светского общества, мастерски используя для достижения своей цели приемы, помогающие через портреты , подчеркивая существенные черты передать самое существенное в человеке и показать мимолетные изменения его облика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпизод именин в доме Ростовых следует за сценами вечера в салоне

Шерер. Толстой подчёркивает сходство положений (и там, и тут гости). Это

сходство  не  является  случайным  совпадение

м  ситуаций.  Фактически  вся 

первая часть тома

I

показывает приём гостей: гости у Шерер и у Ростовых, и у Болконских (князь Андрей с женой

тоже гости в доме старого князя), даже распадающийся «дом Безуховых» испытывает натиск новых для него людей. На этихстолкновениях, сопоставлениях, повторяя ситуацию, Толстой резче раскрывает контрасты и сходство разных групп своих героев.

 

Наша задача

–выявить в процессе анализа данного эпизода, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер

.

III

.

Анализ эпизода «Именины в доме Ростовых» в процессе беседы

(если учащиеся читали текст) или в форме пересказа (если текст учащимися

не прочитан).

 

 

Вопросы для беседы:

1. Одинаково ли принимают гостей у Шерер и у Ростовых?

2. Кто «главный гость» у Шерер? У Ростовых?

3. Каков характер разговоров с гостями тут и там? Отношение к войне?

Покажите разницу в стиле разговора у Ростовых и у Шерер.

4. Есть ли сходство в интересах и поведении молодого поколения в Москве и Петербурге?

5. Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салона Шерер?

6. Как относятся к Пьеру в том и другом доме?

7.  Могли  бы  слуги  в  доме  Шерер  толпиться  у  двери,  любуясь танцующими господами?

8. В чём проявляется отношение Толстого к тем и другим героям?

 

 

 

План пересказа учителем эпизода «Именины в доме Ростовых»:

1. Связь этого эпизода с предыдущим.

2. Приём хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодёжи, её интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Михайловне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановказа обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Анализ, который даётся в процессе пересказа.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова

(главы VII–XI–сцены именин, XII–XII–сцены болезни графа,  XIV–XVII–опять Ростовы, XVIII

–XXI–смерть Безухова).

Толстой, чередуя эти главы, предаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой  одновременно  совершается  веселье  и  горе,  смерть  и  радость.

Жизненные контрасты находят отражение не только в композиции романа, но и в его языке. Глава

XVIIIначинается словами: «В то время, как у Ростовых  танцевали  в  зале  шестой

англезпод  звуки  от  усталости фальшививших музыкантов и усталые официанты и овара готовили ужин

, с графом Безуховымсделался шестой удар». Контраст этих сцен –

шестой англез и шестой удар

–закрепляется словами «в то время, как», которые будут часто повторяться у Толстого, передавая его мысль о многообразии

единой жизни.Вместе  с  тем  эпизод  именин  следует  за  сценами  вечера  в  салоне

Шерер...Сопоставление именин в доме Ростовых и салона Шерер позволяет нам

резче  оттенить  сильные  качества  одних  героев  и  углубить  толстовское разоблачение других.

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна,

–это 40-летняя женщина. Но та «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого),

а эта глава семьи, жена и мать 12-ти детей. Это маленький, но показательный

для Ростовых факт.Для хозяина дома, графа Ильи Ростова, а следовательно, и для всего

дома характерна следующая сцена –сцена приёма графом поздравителей», которым он, всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен,

macher или moncher, за себяиза  дорогихименинниц».  Уже  эта  сцена  контрастирует  с  той

«иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями  чаще  по

-русски,  иногда  «на  очень  дурном,  но  самоуверенном французском языке».Его жена и старшая дочь Вера занимали гостей разговором. Разговор

был такой, «который затевают ровно настолько, чтобы припервой же паузе встать, ашуметь платьями, проговорить: «

Jesuisbiencharmeelasantedemaman... etlacomtesseApraksine»и, опять зашумев платьями, ройти в

переднюю, надетьшубу или плащ и уехать»

. Как видим, и здесь те же условности светского такта. Ростовы –люди своего времени и своего класса.И в эту светскую  обстановку, как «луч солнца» (гл.

IX), врывается молодое поколение Ростовых. «Видно было, что там, в задних комнатах,

откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и

comtesseApraksine», –пишет Толстой (гл. VIII)...Поведение  молодых  Ростовых  онтрастно  показано  Толстым  в

сравнении с петербургской молодёжью (компания Долохова –Курагина), где время  роходит  в  кутежах,  разврате,  нелепых  и  злых  шутках  (сравните

историю с медведем и венчанием куклы).Описание утренних приёмов в доме Ростовых заканчивается

рассказом о том,  как  графиня  Ростова  даёт  Анне  Михайловне  Друбецкой  деньги  на

обмундирование Бориса, хотя та ни о чём не просит приятельницу, как просила у Шерер у князя Василия. Там ей пришлось унижаться п

еред князем, а тут сама графиня, её старая приятельница, смущается, предлагая ей деньги.

Затем идут сцены вечернего празднования именин. Один из главных гостей у Ростовых

–Марья Дмитриевна Ахросимова. Её ждут. Из-за неё не начинают обеда. Чтоже она собой ре

дставляет? В обществе зовут её «leterribledragon» –драгуном; она знаменита «не огатством, не

почестями, но прямотой  ума  и  откровенною  простотой обращения.  Марью  Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города,

удивляясь  ей  втихомолку  посмеивались  над  её  грубостью,  втихомолку рассказывали про неё анекдоты; тем не м

енее все без исключения уважали и боялись  её»(гл. XV).  В  обществе  же  Анны  авловны  главное  лицо

утончённый  виконт-эмигрант.  Появление  подобной  Марье  Дмитриевне фигуры евозможно в салоне Шерер так же, как невозможны её разговоры:

«Имениннице  дорогой  с  детками...Ты  что,  старый  греховодник...  чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?..»

За столом у Ростовых так же, как и там, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. «И зачем нас нелёгкая несёт воевать с Бонапартом?..»

.

«Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома, точил бы свои веретёна», –

говорит ещё один друг дома

,  «дяденька»  Шиншин,  двоюродный  брат  графини.  С  юношеской восторженностью  ему  возражает  Николай Ростов,  готовый  «умирать или

побеждать». Старшее поколение этот вопрос волнует, главным образом,в

той связи,что идут на войну сыновья.Развлечения и обычаи у Ростовых иные, нежели у Шерер. Выходка

Наташи  за  столом,  пение  Ростовых,  танец  Наташи  с  Пьером,  который

чувствует себя здесь проще –тому свидетельство. А когда граф-

отец и Марья Дмитриевна  в  конце  вечера танцуют  Данилу  Купора,  похожего  «на

развесёлого трепачка», то во всех дверях зала появились «улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

–Батюшка-то наш! Орёл!

–проговорила громко няня из одной двери»

(гл. XVII). Появление слуг в этой сцене, любующихся барином, не случайно.

Этим заканчивается у Толстого описание именин.

IV

.

Формулировка вывода. Запись его в тетрадях учащихся.

Сопоставление именин в доме Ростовых и салона Шерер позволяет

резче  оттенить  сильные  качества

одних

героев  и  углубить  толстовское

разоблачение других.

Толстой, в первую очередь, отмечает: Ростовы и Шерер

люди одного

класса, но разной «породы».

Мир Ростовых

это мир, нормы которого Толстым утверждаются за их

простоту и естественность, чистоту и сердеч

ность.

V

.

Анализ

эпизода  «Приезд  князя  Андрея  в  Лысые  Горы»

.

Вопрос

классу, если учащиеся читали текст:

Помня о том, что основная проблема урока

сходство и контраст как

основные  идейно

-

композиционные  принципы  повествования  у  Толстого,

давайте попытае

мся, опираясь на текст, ответить на вопрос: в чём сходство и

различие Ростовых и Болконских? (Или: На кого больше похожи Болконские

на Ростовых или Шерер?)

Если  текст  не  прочитан,  то  слово  учителя,  которое  одновременно

является и выводом (см. п.

VI

).

V

I

.

Вывод учителя, обобщающий ответы учащихся

. Запись основных

положений в тетрадях учащихся.

Жизнь семьи Болконских

в Лысых Горах в каких

-

то своих элементах

сходна с жизнью Ростовых

: та же взаимная любовь членов семьи, та же

глубокая  сердечность,  та  же

естественность  поведения,  так  же,  как  и  у

Ростовых,  большая  близость  к  народу  в  языке  и  в  конкретных

взаимоотношениях с людьми. На этом основании

Ростовы и Болконские

одинаково противопоставлены петербургскому высшему свету.

Но контраст проходит не только

по этой линии, существуют различия и

между  Ростовыми  и  Болконскими.

Болконских  отличает  от  Ростовых

глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи

: и старого

князя,  и  княжны  Марьи,  и  её  брата,  которые  склонны  к  умственной

деятельности.  Кроме  то

го,  характерной  чертой  «породы»  Болконских

является гордость. Ярко выраженный «ум ума» мы видим у Болконских, а

«ум сердца»

у Ростовых.

Сам Толстой отдавал предпочтение «уму сердца»,

Ростовым.

Аристократизм,  гордость,  ум  и  глубокая  работа  мысли,  глубина

душевного  мира,  скрываемая  от  глаз  посторонних,

вот  характерные

особенности се

мьи Болконских, видимые через их

портреты...

V

I

I

.

Подведение итогов урока. Слово учителя.

Итак, анализируя эпизоды «Именины в доме Ростовых» и «Приезд

князя Андрея в Лысые Го

ры», мы выяснили, что основным композиционным

принципом романа является контрастное сопоставление разных групп героев

(или, короче, сопоставление и контраст).

Домашнее задание:

I

. Если учащиеся не

читали  текст

.

Перечитать

эпизоды  «Именины  в  доме  Ростовы

х»  и  «Приезд  князя

Андрея в Лысые Горы» и подготовить на выбор рассказ о сопоставлении

салона Шерер с семьёй Ростовых или Болконских (см. вопросы в п.

II

плана

урока).

II

. Если текст прочитан

.

Подготовиться  к  написанию  сочинения

-

миниатюры  на  одну  из

следу

ющих тем (темы будут распределяться на уроке по вариантам):

1. В чём смысл соседства в романе сцен вечера у Шерер и именин у

Ростовых? (или «Хозяева и гости у Шерер и у Ростовых»).

2. О чём и как говорят у Шерер, Ростовых, Болконских?

3. Как разоблачает То

лстой столичное дворянство?

4. Почему роман открывается сценой в салоне Шерер?

5. В чём сходство всех Ростовых? («ростовская порода»)?

6. Что представляет собой семья Болконских?

7. Какую роль играет

I

часть тома

I

романа в его композиции?


Урок 89. Панорама петербургского высшего света

Урок 89. Панорама петербургского высшего света

Простым использованием то русского, то французского языка

Простым использованием то русского, то французского языка

Люди, если они, улыбаясь, становятся отталкивающими, - опасны

Люди, если они, улыбаясь, становятся отталкивающими, - опасны

Выделение 1-2 постоянных примет (плоское выражение лица у князя василия, приклеенная улыбка

Выделение 1-2 постоянных примет (плоское выражение лица у князя василия, приклеенная улыбка

Эпизод именин в доме Ростовых следует за сценами вечера в салоне

Эпизод именин в доме Ростовых следует за сценами вечера в салоне

Толстой, чередуя эти главы, предаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость

Толстой, чередуя эти главы, предаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость

В обществе зовут её «leterribledragon» –драгуном; она знаменита «не огатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения

В обществе зовут её «leterribledragon» –драгуном; она знаменита «не огатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения

Анализ эпизода «Приезд князя

Анализ эпизода «Приезд князя

Ростовых. Сам Толстой отдавал предпочтение «уму сердца»,

Ростовых. Сам Толстой отдавал предпочтение «уму сердца»,

I романа в его композиции?

I романа в его композиции?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021