Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях П.Чайковского и С.Прокофьева
(разработка урока музыки 7 класс)
Цели урока: воспитание эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать в искусстве и в
жизни;
Дальнейшее формирование приёмов слушания, сравнительного анализа музыкального произведения, определение особенностей стиля композиторов XIX – XX в.в.
Задачи: решение исполнительских задач ВХР («Романс» А. Рыбникова.) Дальнейшее обучение приёмам схематической, ритмической записи произведения, развитие навыков пластического дирижирования.
Оборудование: фортепиано, муз. центр, телевизор, DVD, видеокассеты («Ромео и Джульетта» С Прокофьев, «Дневной дозор» «Терминатор» поэтический сборник, нотные приложения (клавир балета рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»)
Ход урока:
«Какое чудо человек!
Краса вселенной! Венец!»
В. Шекспир. «Гамлет»
Звучит тема любви из увертюры-фантазии П. Чайковского. Учащиеся входят, тихо слушают.
Учитель: «Я рада вас видеть. Сегодня мы продолжим наш разговор о том, как в музыке могут быть раскрыты самые сокровенные человеческие чувства – например любовь, ненависть, предчувствие гибели. Вам знакома только что отзвучавшая музыка? О чём она? (ответ)»
Да, верно, так в конце 19-го века П. И. Чайковский рассказал о любви Ромео и Джульетты. А знаете ли бы эту мелодию? (Романс…)
Знаете ли вы, что Герои рок-оперы «Юнона» и «Авось» чём-то повторили судьбу влюблённых из Вероны. Сегодня мы попробуем сами разучить и исполнить этот знаменитый романс (дальше следует В.Х.Р.) На последнем этапе учащиеся без звука присоединяются к исполнению, которое звучит в записи Н. Караченцева. Несколько слов и его судьбе после аварии, венчании.
Учитель:
Напомните, о каком балете С Прокофьева шла речь на прошлом занятии. Хочу дополнить свой рассказ об истории создания «Ромео и Джульетты» одним малоизвестным фактом: С. Прокофьев только что вернулся в сов. Россию, после нескольких десятилетий жизни за рубежом. За свой возвращение он заплатил страшной ценой. НКВД арестовала его жену – француженку. Вам понятно, какой внутренний подтекст мог вкладывать композитор в свою музыку. (Звучит т. Любви С. Прокофьева.) Как бы вы назвали эту тему? А если ставить с т. любви у П. Чайковского? Предлагаю вам исполнить эту музыку дирижируя пластически. Давайте запишем строение фразы (вторгается музыка «танца рыцарей»)
Учитель:
В чём же разница воплощения музыки, любви и ненависти у С. Прокофьева. Я думаю многое прояснит схема записи мелодии и ритма. Как у Прокофьева звучат инструменты в Танце рыцарей? На прошлом уроке вы получили несколько вариантов дом. Задания по этой музыке (рисунки, стихи, компьютерные версии, эпизоды фильмов) /беседа по заданию/
Варианты: Сцены “воронки” в «Дневном дозоре», боевик «Терминатор», Что общее – безразличие к человеческой жизни, нет сострадания. А здесь? (в стихотворении «С любимыми не расставайтесь») Я предлагаю вам сейчас.
Я предлагаю вам сейчас посмотреть сцену из балета Прокофьева и решить для себя – есть сопереживание герою в его музыке (Чайковский рыдал, когда писал гибель Германа в «Пиковой даме»)
И так, поединок Тибальда и Меркуцио (слушание)
Обсуждение перенесём на следующий урок, и дома об этой музыке можно высказаться следующим образом:
а. В виде микросочинения
б. Выразительно прочесть эту сцену из трагедии В. Шекспира
в. Нарисовать
А теперь у меня к вам главный вопрос – согласны ли вы с Гамлетом? «см. Эпиграф» Чем вы хотели бы закончить наш урок? (романс А. Рыбникова или смерть Тибальда С. Прокофьева)
(выход под музыку)
План урока:
|
Тематический Материал. |
Цель использования. |
Методы и средства. |
Примечания |
1. |
П.И. Чайковский увертюры «Ромео и Джульетта» Тема любви. |
а. Вход – введение б. Повторение в. Использование в дальнейшем ходе урока. (сравнение) |
Войти молча, дослушать. Определить. |
Задание: запомнить оркестровые голоса |
2. |
А. Рыбников. Романс из рок-оперы «Юнона и Авось» |
а. Разучивание б. Закрепление атмосферы добра и любви |
ВХР по фразам Составление исполнительского плана. Слушание записи. Исполнение |
Необходимы фонограммы: минус и плюс. (Караченцев) Напомнить историю семьи исполнителя. |
3. |
С. Прокофьев. Тема любви. |
а. определение характера б. анализ и ср. с т. любви у П. Чайковского |
Слушание в записи (оркестр) Пластическое дирижироваие. Запись. |
/более юная, робкая/ |
4. |
С. Прокофьев. Тема рыцарей. |
Определение характера и средств его воплощения. |
а. схематическая запись мелодий. Определение ритма, динамки, оркестра. |
Варианты сценической постановки. (предложения учащихся) |
5. |
Проверка Домашнего задания. |
(по «Танцу Рыцарей») |
а. рисунки. б. компьютерные зарисовки, стихи, фильмы «Дневной дозор» («воронка») |
Задания предыдущего урока. |
6. |
Эмоциональное закрепление темы. |
Стихотворение «С любимыми не расставайтесь» |
Слушание |
|
7. |
С. Прокофьев Смерть Меркуцио |
а. Эмоциональное сопереживание музыке б. Анализ соответствия музыки и текста |
Просмотр эпизода из балета |
|
8 |
Задание домой |
Впечатление от сцены с «Танец Рыцарей» |
а. микросочинение б. Выразительное чтение из Шекспира. в. Рисунок |
|
9. |
Выход (выбор) а. Смерть Меркуцио б. Романс А. Рыбникова. |
Музыка любви, или смерти, более утверждает главную мысль эпиграфа? |
Слушание, повторение. |
Смерть Меркуцио звучала на предыдущем уроке |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.