Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях П.Чайковского и С.Прокофьева
Оценка 4.9

Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях П.Чайковского и С.Прокофьева

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл—7 кл
31.10.2020
Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях П.Чайковского и С.Прокофьева
Сюжет о влюбленных из Вероны стал бессмертным памятникам настояще Любви. Десятки раз к нему обращались композиторы в разные времена и в разных странах. Чайковский и С.Прокофьев - такие разные по стилю и характеру работали один в жанре увертюры - фантазии, второй создал балет "Ромео и Джульетта". Интересно, в чем они близки , а в чем их музыка отлична
Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях П.Чайковского и С.Прокофьева.doc

 

Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях П.Чайковского и С.Прокофьева

 

 

                                               (разработка урока музыки 7 класс)

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:   воспитание эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать в искусстве и в

жизни;

Дальнейшее формирование приёмов слушания, сравнительного анализа музыкального произведения, определение особенностей стиля композиторов XIXXX в.в.

Задачи: решение исполнительских задач ВХР («Романс» А. Рыбникова.) Дальнейшее обучение приёмам схематической, ритмической записи произведения, развитие навыков пластического дирижирования.

Оборудование:  фортепиано, муз. центр, телевизор,  DVD, видеокассеты («Ромео и Джульетта» С Прокофьев, «Дневной дозор» «Терминатор» поэтический сборник, нотные приложения (клавир балета рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»)

                                                                   Ход урока:   

«Какое чудо человек!

Краса вселенной! Венец!»

В. Шекспир. «Гамлет»

Звучит тема любви из увертюры-фантазии П. Чайковского. Учащиеся входят, тихо слушают.

Учитель: «Я рада вас видеть. Сегодня мы продолжим наш разговор о том, как в музыке могут быть раскрыты самые сокровенные человеческие чувства – например любовь, ненависть, предчувствие гибели. Вам знакома только что отзвучавшая музыка? О чём она? (ответ)»

Да, верно, так в конце 19-го века П. И. Чайковский рассказал о любви Ромео и Джульетты. А знаете ли бы эту мелодию? (Романс…)

Знаете ли вы, что Герои рок-оперы «Юнона» и «Авось» чём-то повторили судьбу влюблённых из Вероны. Сегодня мы попробуем сами разучить и исполнить этот знаменитый романс (дальше следует В.Х.Р.) На последнем этапе учащиеся без звука присоединяются к исполнению, которое звучит в записи Н. Караченцева. Несколько слов и его судьбе после аварии, венчании.

Учитель: 

Напомните, о каком балете С Прокофьева шла речь на прошлом занятии. Хочу дополнить свой рассказ об истории создания «Ромео и Джульетты» одним малоизвестным фактом: С. Прокофьев только что вернулся в сов. Россию, после нескольких десятилетий жизни за рубежом. За свой возвращение он заплатил страшной ценой. НКВД арестовала его жену – француженку. Вам понятно, какой внутренний подтекст мог вкладывать композитор в свою музыку. (Звучит т. Любви С. Прокофьева.) Как бы вы назвали эту тему? А если ставить с т. любви у П. Чайковского? Предлагаю вам исполнить эту музыку дирижируя пластически. Давайте запишем строение фразы (вторгается музыка «танца рыцарей»)

Учитель

В чём же разница воплощения музыки, любви и ненависти у С. Прокофьева. Я думаю многое прояснит схема записи мелодии и ритма. Как у Прокофьева звучат инструменты в  Танце рыцарей? На прошлом уроке вы получили несколько вариантов дом. Задания по этой музыке (рисунки, стихи, компьютерные версии, эпизоды фильмов)   /беседа по заданию/

Варианты: Сцены “воронки” в «Дневном дозоре», боевик «Терминатор», Что общее – безразличие к человеческой жизни, нет сострадания. А здесь? (в стихотворении «С любимыми не расставайтесь») Я предлагаю вам сейчас.

Я предлагаю вам сейчас посмотреть сцену из балета Прокофьева и решить для себя – есть сопереживание герою в его музыке (Чайковский рыдал, когда писал гибель Германа в «Пиковой даме»)

И так, поединок Тибальда и Меркуцио (слушание)

Обсуждение перенесём на следующий урок, и дома об этой музыке можно высказаться следующим образом:

а. В виде микросочинения

б. Выразительно прочесть эту сцену из трагедии В. Шекспира

в. Нарисовать

А теперь у меня к вам главный вопрос – согласны ли вы с Гамлетом? «см. Эпиграф» Чем вы хотели бы закончить наш урок? (романс А. Рыбникова или смерть Тибальда С. Прокофьева)

(выход под музыку)

 

 

План урока:

 

Тематический Материал.

Цель использования.

 Методы и средства.

Примечания

1.

П.И. Чайковский увертюры «Ромео и Джульетта»

Тема любви.

а. Вход – введение

б. Повторение

в. Использование в дальнейшем ходе урока. (сравнение)

Войти молча, дослушать. Определить.

Задание: запомнить оркестровые голоса

2.

А. Рыбников. Романс из рок-оперы «Юнона и Авось»

а. Разучивание

б. Закрепление атмосферы добра и любви

ВХР по фразам

Составление исполнительского плана. Слушание записи. Исполнение

Необходимы фонограммы: минус и плюс. (Караченцев) Напомнить историю семьи исполнителя.

3.

С. Прокофьев.

Тема любви.

а. определение характера

б. анализ и ср. с т. любви у

П. Чайковского

Слушание в записи (оркестр) Пластическое дирижироваие. Запись. 

/более юная, робкая/

4.

С. Прокофьев. Тема рыцарей.

Определение характера и средств его воплощения.

а. схематическая запись мелодий. Определение ритма, динамки, оркестра.

Варианты сценической постановки. (предложения учащихся)

5.

Проверка Домашнего задания.

(по «Танцу Рыцарей»)

а. рисунки.

б. компьютерные зарисовки, стихи, фильмы

«Дневной дозор» («воронка»)

Задания предыдущего урока.

6.

Эмоциональное закрепление темы.

Стихотворение «С любимыми не расставайтесь»

Слушание

 

7.

С. Прокофьев

Смерть Меркуцио

а. Эмоциональное сопереживание музыке

б. Анализ соответствия музыки и текста

Просмотр эпизода из балета

 

8

Задание домой

Впечатление от сцены с «Танец Рыцарей»

а. микросочинение

б. Выразительное чтение из Шекспира.

в. Рисунок

 

9.

Выход (выбор)

а. Смерть Меркуцио

б. Романс А. Рыбникова.

Музыка любви, или смерти,  более утверждает главную мысль эпиграфа?

Слушание, повторение.

Смерть Меркуцио звучала на предыдущем уроке

 

 

 


Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях

Любовь и смерть Ромео и Джульетты в произведениях

Цели урока: воспитание эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать в искусстве и в жизни;

Цели урока: воспитание эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать в искусстве и в жизни;

Тематический Материал. Цель использования

Тематический Материал. Цель использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2020