ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа спортивной подготовки по лыжному двоеборью разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 3. Типовое положение об образованном учреждении дополнительного образования детей (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 №504); 4. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской федерации (утвержденные приказом Министерства спорта РФ от 24.10.2012 №325); 5. Положение о детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (утверждено приказом Госкомспорта СССР от 09.04.1987 г. №228); 6. Положение о единой всероссийской спортивной классификации (нормы, требования и условия выполнения по виду спорта «лыжноеПрограмма спортивной подготовки по лыжному двоеборью разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 3. Типовое положение об образованном учреждении дополнительного образования детей (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 №504); 4. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской федерации (утвержденные приказом Министерства спорта РФ от 24.10.2012 №325); 5. Положение о детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (утверждено приказом Госкомспорта СССР от 09.04.1987 г. №228); 6. Положение о единой всероссийской спортивной классификации (нормы, требования и условия выполнения по виду спорта «лыжное
Иконка файла материала programma_chaltseva.doc
ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5 ЛЕТПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   спортивной   подготовки  по   лыжному   двоеборью  разработана   на   основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в российской Федерации»; 2. Федеральный  закон  от  04.12.2007 г.  №  329­ФЗ     «О  физической  культуре  и  спорте  в Российской Федерации»; 3. Типовое   положение   об образованном   учреждении  дополнительного   образования  детей (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 №504); 4. Методические   рекомендации   по   организации   спортивной   подготовки   в   Российской федерации (утвержденные приказом Министерства спорта РФ от 24.10.2012 №325); 5. Положение   о   детско­юношеской   спортивной   школе   и   специализированной   детско­ юношеской школе олимпийского резерва (утверждено приказом Госкомспорта СССР от 09.04.1987 г. №228); 6. Положение о единой всероссийской спортивной классификации (нормы, требования и условия выполнения по виду спорта «лыжное двоеборье», приказ Минспорта России от 06.09.2013 г.) 7. Действующие правила соревнований по лыжному двоеборью. Программа   содержит   современные   научно   обоснованные   рекомендации   по   построению, содержанию   и   организации   спортивной   подготовки   спортсменов   лыжного   двоеборья.   Данная программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями   федеральных   стандартов  спортивной подготовки и содержит в себе этапы спортивной подготовки: 1. Тренировочный этап (этап спортивной специализации); 2. Этап совершенствования спортивного мастерства; 3. Этап высшего спортивного мастерства Система   спортивной   подготовки   представляет   собой   единую   организационную   систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм, подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение   процессов   тренировки,   воспитания   физических   качеств   и   формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной   физической   подготовки,   соотношение   между   которыми   постоянно   изменяется; строгое   соблюдение   постепенности   в   процессе   наращивания   нагрузок;   одновременное   развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) ­ улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.Этап   совершенствования   спортивного   мастерства  ­   специализированная   спортивная подготовка с учётом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Этап   высшего   спортивного   мастерства  ­   специализированная   спортивная   подготовка   с учётом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных   результатов   при   выступлении   в   составе   сборных   команд   Российской   Федерации, субъектов Российской Федерации. Содержание   этапов   спортивной   подготовки   определяется   программами   спортивной подготовки,   разработанными   и   реализуемыми   организацией,   осуществляющей   спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач: ­ формирование   жизненно   важных   двигательных   умений   и   навыков,   содействии разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся; ­ создание условий для формирования у занимающихся навыков здорового образа жизни, устойчивого интереса и потребности к занятиям физической культурой и спортом; ­ обеспечение   эффективной   системы   подготовки   высококвалифицированных   спортсменов резерва сборной команды России по лыжному двоеборью; ­ подготовка инструкторов и судей по лыжному двоеборью. Структура программы содержит четыре основные части. В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы   тренировочных   нагрузок   по   основным   средствам,   предложены   варианты   построения годичного тренировочного цикла с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной   подготовленности   и   требований   подготовки   спортсменов   лыжного   двоеборья высокого класса. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта лыжное двоеборье Таблица 1 Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек) Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства 3 5 Без ограничений Без ограничений 9 11 16 19 12­15 10­12 4­7 1­4Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки Этапы и годы спортивной подготовки Таблица 2 Этапный норматив Спортивно­ оздоровительный этап Количество часов в неделю Этап начальной подготовки До года Свыше года 6 3­4 9 3­4 Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Свыше До двух двух лет лет 12 18 4 6 Этап спортивного совершенствования Этап высшего спортивного мастерства 24­28 8­10 32 10­12 Количество тренировок в неделю Общее количество часов в год Общее количество тренировок в год 312 468 624 936 1248­1456 1664 156­ 208 156­ 208 208 312 416­520 520­624 Учебный план на 52 недели (в часах) Таблица 3 Разделы подготовки Этапы подготовки Спортивно­ Начальной Тренировочный этап (этап Совершенствование Высшего оздоровитель подготовки спортивной специализации) ный 1­ый год 1­ ый год 2­ ой 3­ ий 1­ ый 2­ ой 3­ ий 4­ ый 5­ ый год год год год год год год спортивного мастерства спортивного мастерства 1­ый год 2­ой год Общая физическая 156 214 214 240 240 281 281 281 342 393 31 47 47 112 112 271 271 271 404 503 443 559 подготовка Специальная физическая подготовка Технико­тактическая подготовка Теоретическая подготовка Классификационные и календарные 84 140 140 144 144 187 187 187 200 204 233 22 24 24 44 44 66 66 66 112 131 6 18 18 39 39 45 45 45 51 63 83 78соревнования Контрольно­ переводные испытания Практики: инструкторская судейская Медицинское обследование Восстановительные мероприятия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 11 23 23 43 43 84 84 84 137 160 266 Согласно плану Согласно плану, исходя из необходимости Общее количество 312 468 468 624 624 936 936 936 1248 1456 1664 часов Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта лыжное двоеборье Таблица 4 Разделы подготовки Этап начальной подготовки До года Свыше года Общая 44­56 44­56 Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Свыше До двух двух лет лет 40­50 27­35 Этап спортивного совершенствования Этап высшего спортивного мастерства 24­30 9­11 9­11 16­20 29­37 35­45 24­31 26­34 20­26 17­23 6­8 4­6 6­8 6­8 12­16 8­10 24­30 33­42 12­16 4­6 4­6 4­6 6­8 8­10 10­12 14­18 физическая подготовка (%) Специальная физическая подготовка (%) Техническая подготовка(%) Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка(%) Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика(%). Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта лыжное двоеборье Таблица 5Виды соревнований Этап начальной подготовки До года Свыше года Контрольные Отборочные Основные 2­3 ­ ­ 3­6 ­ ­ Тренировочный этап (этап спортивной специализации) До Свыше двух двух лет лет 3­4 3­4 2­3 3­4 5­7 4­6 Этап спортивного совершенствования 3­4 4­5 10­12 Этап высшего спортивного мастерства 5­6 7­8 10­12 Перечень тренировочных сборов Таблица 6  Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) № п/п Вид тренировочных Спортивно­ Этап сборов оздоровительный этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап спортивного совершенствования Этап высшего спортивного мастерства Оптимальное число участников сбора 1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям Тренировочные 1.1 сборы по подготовке к международным соревнованиям Тренировочные сборы по подготовке 1.2 к чемпионатам, кубкам, первенствам России Тренировочные сборы по подготовке 1.3 к другим всероссийским соревнованиям Тренировочные сборы по подготовке 1.4 к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации 2.1 Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 18 14 14 14 2. Специальные тренировочные сборы ­ 14 21 18 18 14 18 21 21 18 14 Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку 18 Не менее 70 % от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенномДо 14 дней До 5 дней но не более 2 раз в год ­ ­ ­ ­ ­ До 21 дня подряд и не более двух сборов в год ­ ­ До 60 дней ­ ­ ­ этапе Участники соревнований В соответствии с планом комплексного медицинского обследования Не менее 60 % от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе В соответствии с правилами приема Восстановительные 2.2 тренировочные 2.3 2.4 2.5 сборы Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования Тренировочные сборы в каникулярный период Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта Тренировочный этап (этап спортивной специализации) На   этап   спортивной   специализации   зачисление   производится   на   основе   заявления   от родителей,   в   соответствии   с   возрастом   и   по   результатам   контрольно­переводных   нормативов. Спортсмены из других спортивных школ переводятся на основе справки, подтверждающей этап спортивной подготовки. Основные задачи тренировочного этапа:  ­ укрепление здоровья;  ­ повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;  ­ углубленное изучение и совершенствование техники прыжков на лыжах с трамплина;  ­ углубленное изучение и совершенствование техники коньковых лыжных ходов;­ воспитание специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей;  ­ освоение допустимых тренировочных нагрузок;  ­ приобретение и накопление соревновательного опыта;  ­ приобретение навыков в организации и проведении соревнований по лыжному двоеборью. Эффективность спортивной тренировки на тренировочном этапе обусловлена рациональным сочетанием   процессов   овладения   техникой   лыжных   гонок,   техникой   прыжков   на   лыжах   с трамплина  и физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются  комплексы специальных   подготовительных   упражнений   и   методы   тренировки,   направленные   на   развитие специальной выносливости лыжника, скоростно­силовых качеств, координационных возможностей, способствующих овладению горнолыжной техникой, техникой прыжков на лыжах с трамплина.  Окончание   тренировочного   этапа   подготовки   приходится   на   период,   когда   в   основном завершается   формирование   всех   функциональных   систем   подростка,   обеспечивающих   высокую работоспособность организма юного спортсмена. Формируется устойчивость к неблагоприятным факторам,   проявляющимся   в   процессе   напряженной   тренировки.   Удельный   вес   специальной подготовки   неуклонно   возрастает   за   счет   увеличения   времени,   отводимого   на   специальные подготовительные и соревновательные упражнения.  Однако стремление чрезмерно увеличить объем специальных средств подготовки приводит к относительно быстрому росту спортивных результатов, что в дальнейшем отрицательно может отражаться на становлении спортивного мастерства. Примерный тематический план тренировочных занятий для групп спортивной специализации (ч) № п/п Тема Теоретическая подготовка 1 2 3 4 5 6 7 8 Лыжное двоеборье в мире, России, СДЮШОР. Спорт и здоровье. Лыжный инвентарь, парафины и ускорители.  Основы техники прыжка на лыжах с трамплина и  конькового хода. Правила соревнований по лыжному двоеборью. Перспективы подготовки юных лыжников двоеборцев в  спортивной школе. Педагогический и врачебный контроль, физические  возможности и функциональное состояние организма  спортсмена. Основы методики тренировки лыжника­двоеборца. Итого: Практическая подготовка 1 2 3 4 Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Техническо­тактическая подготовка. Классификационные и календарные соревнования. 1 4 4 4 6 4 4 25 175 215 161 20 Таблица 11 Год обучения 3 5 4 5 6 5 5 30 259 285 277 36 4 5 4 5 6 5 5 30 259 285 277 36 5 5 4 5 6 5 5 30 259 285 277 36 2 4 4 4 6 4 4 25 175 215 161 205 6 Контрольно­переводные испытания. Практики: инструкторская и судейская. 2 26 624 2 26 624 2 45 936 2 45 936 2 45 936 Итого: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Программный материал Теоретическая подготовка Лыжное   двоеборье   в   мире,   России,   СДЮШОР.  Лыжное   двоеборье   в   программе Олимпийских   игр.   Чемпионат   и   Кубок   мира   по   лыжному   двоеборью.   Результаты выступлений российских лыжников двоеборцев на международной арене. Всероссийские и региональные   соревнования   юных   лыжников­двоеборцев.   История   спортивной   школы, достижения и традиции. Спорт и здоровье.  Задачи и порядок прохождения медицинского контроля. Поведение, техника безопасности, оказание первой помощи при травмах, потертостях и обморожениях. Питание   спортсмена.   Личная   гигиена.   Самоконтроль   и   ведение   дневника.   Понятие   об утомлении и восстановлении.  Лыжный инвентарь, парафины и ускорители. Выбор лыж и подготовка к эксплуатации. Снаряжение   лыжника­двоеборца,   подгонка   инвентаря,   мелкий   ремонт,   подготовка инвентаря   к   соревнованиям.   Классификация   лыжных   парафинов   и   ускорителей. Особенности их применения и хранения. Основы   техники   прыжка   на   лыжах   с   трамплина   и   конькового   хода.  Значение рациональной   техники   в   достижении   высокого   спортивного   результата.   Характеристика показателей техники основных фаз прыжка на лыжах. Классификация коньковых лыжных ходов.   Фазовый   состав   и   структура   движений   одновременного   двухшажного   и одновременного одношажного конькового хода. Типичные ошибки при выполнении старта, разгона, отталкивания, полета, приземления и выката. Типичные ошибки при передвижении на лыжах коньковым ходом. Углубленное изучение фазовой структуры прыжка с трамплина по   динамическим   и   кинематическим   характеристикам.   Углубленное   изучение   фазовой структуры коньковых лыжных ходов по динамическим и кинематическим характеристикам. Индивидуальный анализ техники лыжников­двоеборцев тренировочной группы.   Возрастные   группы   лыжников­ Правила   соревнований   по   лыжному   двоеборью. двоеборцев. Допустимая мощность и длина дистанций в лыжном двоеборье. Обязанности и права участников соревнований. Классификация трамплинов в соответствии с критической мощностью.   Измерение   длины   прыжка   и   подсчет   результата.   Правила   прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определение результатов индивидуальных соревнований по лыжному двоеборью. Командные соревнования по лыжному двоеборью. Перспективы   подготовки   юных   лыжников   двоеборцев   в   спортивной   школе. Индивидуализация целей и задач на спортивный сезон. Анализ недостатков физической и технической   подготовленности   и   путей   повышения   спортивного   мастерства   лыжников­ двоеборцев тренировочной группы.7. Педагогический и врачебный контроль, физические возможности и функциональное состояние организма спортсмена. Значение комплексного педагогического тестирования и   углубленного   медико­биологического   обследования.   Резервы   функциональных   систем организма   и   факторы,   лимитирующие   работоспособность   лыжника­двоеборца.   Анализ динамики физических возможностей и функционального состояния спортсменов учебно­ тренировочной   группы   в   годичном   цикле.   Особенности   энергообеспечения   физических упражнений   различной интенсивности.  Значение  разминки  и особенности  ее содержания перед прыжковыми и гоночными тренировками и соревнованиями. Понятия переутомления и перенапряжения организма. Основы   методики   тренировки   лыжника­двоеборца.  Основные   средства   и   методы физической подготовки лыжника­двоеборца. Общая и специальная физическая подготовка. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Периодизация годичного тренировочного цикла.   Динамика   тренировочных   нагрузок   различной   направленности   и  интенсивности   в годичном   цикле   подготовки. соревновательном и переходном периодах годичного цикла. Практическая подготовка   Особенности   тренировки   в   подготовительном, Общая физическая подготовка. На тренировочном этапе подготовки лыжника­двоеборца значительно   увеличивается   объем   тренировочных   средств,   направленных   на   развитие скоростно­силовых   качеств   и   ловкости.   Широко   применяются   прыжковые   упражнения (многоскоки, прыжки через барьеры, ускорения на коротких отрезках, прыжки в глубину, акробатические упражнения, прыжки на батуте и др.). Для развития силы применяются упражнения с отягощениями. Для развития общей выносливости применяются циклические упражнения аэробной направленности: бег, ходьба, плавание, гребля. По прежнему большое внимание в тренировочном  процессе необходимо уделять  спортивным  играм волейболу, баскетболу, гандболу, футболу и др. Специальная физическая подготовка. На тренировочном этапе подготовки существенно возрастает объем специальных тренировочных средств (на летне­осеннем этапе годичного цикла юные двоеборцы начинают прыгать с трамплинов с искусственным покрытием), в тренировке   широко   используются   лыжероллеры   и   роликовые   коньки.  Прыжковая подготовка   осуществляется   на   трамплинах   К   –   30,   К   –   50,   К   –   70,   К   ­   90. Интенсифицируется гоночная   подготовка, увеличивается объем нагрузок выполняемых в зоне ПАНО, на соревновательной и около соревновательной скорости. Возрастает объем 8. 1. 2. 3. упражнений, выполняемых повторным и интервальным методами тренировки. Техническая подготовка.  Основной задачей технической подготовки на тренировочном этапе является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствование элементов   техники   прыжка   с   трамплина   (аэродинамические   качества   полета,   скоростьотталкивания, угол вылета) и техники конькового хода (обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором,   ударной   постановке   палок   и   финальному   усилию   при   отталкивании   руками). Основными   тренировочными   средствами   технического   совершенствования   являются прыжки с трамплина (в усложненных и облегченных условиях) и имитационные упражнения (отработка   аэродинамической   стойки   разгона,   приобретение   навыка   скольжения   на искусственном покрытии на прыжковых лыжах; отработка отталкивания с укороченного разгона на маленьких трамплинах; имитация фазы полета в зале с применением лонжи, с помощью   разного   рода   статических   упражнений;   отработка   приземления   с   помощью упражнений на местности и на снегу, трамплине с искусственным и снежным покрытием; имитационные   упражнения,   направленные   на   совершенствование   техники   прыжка   при спрыгивании с уступов различной высоты и т.д.). На стадии формирования совершенного двигательного навыка, помимо свободного передвижения коньковыми лыжными ходами на тренировках   и   в   соревнованиях,   применяются   разнообразные   методические   приемы, например   лидирование   ­   для   формирования   скоростной   техники,   создание   облегченных условий для отработки отдельных элементов и деталей, а также затрудненных условий для закрепления   и   совершенствования   основных   технических   действий.   Также   пристальное внимание   продолжает   уделяться   совершенствованию   отдельных   деталей,   отработке эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой   системой   рука­туловище.   В   тренировке   широко   используется   многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой   согласованности   движений   по   динамическим   и   кинематическим характеристикам.   На   тренировочном   этапе   совершенствование   гоночной   техники теснейшим   образом   связано   с   процессом   развития   двигательных   качеств   и   уровнем функционального   состояния   организма   лыжника.   В   этой   связи   техника   должна совершенствоваться   при   различных   состояниях,   в   том   числе   и   в   состоянии компенсированного   и   явного   утомления.   В   этом   случае   у   лыжника   формируется рациональная   и   лабильная   техника   с   широким   спектром   компенсаторных   колебаний   в основных характеристиках структуры движений. План­схема годичного цикла в группе спортивной специализации 1­го и 2­го года обучения (распределение программного материала) Таблица 13 Месяцы Программный материал Количество тренировочных IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII Всего за 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 год 312занятий Количество тренировочных часов Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Технико­ тактическая подготовка Теоретическая подготовка Инструкторская практика Судейская практика Количество соревновательных часов Контрольно­ переводные зачеты 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 624 16 19 16 19 13 17 13 16 13 16 13 16 13 16 15 17 15 19 16 20 16 20 16 20 175 215 11 12 13 16 16 16 16 13 12 12 12 12 161 3 2 ­ ­ 1 3 2 ­ ­ ­ 3 2 1 3 ­ 1 ­ 2 4 ­ 1 ­ 2 4 ­ 1 ­ 2 4 ­ 1 ­ 2 4 ­ 3 2 1 1 ­ 3 2 ­ ­ 1 2 2 ­ ­ ­ 2 2 ­ ­ ­ 2 2 ­ ­ ­ 25 16 10 20 2 План­схема годичного цикла в группе спортивной специализации 3­го, 4­го и 5­го года обучения (распределение программного материала) Таблица 14 Месяцы Программный материал Количество тренировочных занятий Количество тренировочных часов Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Технико­ тактическая IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII Всего за 36, 40, 44 или 52 78 23 26 36, 40, 44 или 52 78 23 25 36, 40, 44 или 52 78 23 25 36, 40, 44 или 52 78 19 22 36, 40, 44 или 52 78 19 21 36, 40, 44 или 52 78 19 22 36, 40, 44 или 52 78 20 22 36, 40, 44 или 52 78 20 21 36, 40, 44 или 52 78 22 25 36, 40, 44 или 52 78 23 25 36, 40, 44 или 52 78 24 25 36, 40, 44 или 52 78 24 26 год 468, 520, 572 или 624 936 259 285 20 22 26 25 25 25 25 21 22 22 22 22 277подготовка Теоретическая подготовка Инструкторская практика Судейская практика Количество соревновательных часов Контрольно­ переводные зачеты 4 4 ­ ­ 1 4 4 ­ ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ 1 ­ 4 7 ­ 1 ­ 4 8 ­ 1 ­ 4 7 ­ 1 ­ 3 7 ­ 2 4 3 7 ­ 4 4 ­ ­ 1 4 4 ­ ­ ­ 3 4 ­ ­ ­ 3 3 ­ ­ ­ 32 27 18 36 2 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) Таблица 15 Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Скоростные качества Бег на 30 м с ходу (не более 5,1 с) Бег на 30 м с ходу (не более 5,6 с) Скоростно­силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 200 см) Прыжок в высоту с места (не менее 35 см) Прыжок в длину с места (не менее 190 см) Прыжок в высоту с места (не менее 30 см) Тройной прыжок в длину с места (не менее Тройной прыжок в длину с места (не 6,0 м) менее 5,5 м) Десятерной прыжок с места (не менее 21,0 Десятерной прыжок с места (не менее м) 21,5 м) Выносливость Бег 1000 м (не более 3 мин. 55 с) Бег 1000 м (не более 4 мин. 05 с) Кросс 3000 м (не более 11 мин. 00 с) Кросс 3000 м (не более 12 мин. 30 с) Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа Спортивный разряд Третий спортивный разряд Этап спортивного совершенствования На этап спортивного совершенствования зачисление производится на основе заявления от  родителей, в соответствии с возрастом и по результатам контрольно­переводных нормативов. Этап   спортивного   совершенствования   в   лыжном   двоеборье   совпадает   с   возрастом достижения   первых   больших   успехов   (выполнение   нормативов   кандидата   в   мастера   спорта   и мастера спорта), а этап высшего спортивного мастерства определяется достижением стабильно высокой   спортивной   результативности   на   наиболее   крупных   всероссийских   и   международныхсоревнованиях. Таким образом, одним из основных направлений тренировки является подготовка и успешное участие в соревнованиях. По сравнению с предыдущими этапами тренировочный процесс все более индивидуализируется. Спортсмены используют весь комплекс наиболее эффективных специальных средств, методов и организационных форм тренировки. Важное место в тренировке занимает организованная подготовка на учебно­тренировочных сборах, что позволяет значительно увеличить   как   общее   количество   тренировочных   занятий,   так   и   занятий   с   повышенными нагрузками. Продолжается совершенствование спортивной техники. При этом, особое внимание уделяется ее индивидуализации и повышению надежности в экстремальных условиях спортивных состязаний. Спортсмен должен овладеть всем арсеналом средств и методов ведения тактической борьбы в прыжках с трамплина и лыжных гонках. Примерный тематический план тренировочных занятий для групп спортивного совершенствования № п/п Тема Теоретическая подготовка 1 2 3 4 5 Основы совершенствования спортивного мастерства. Основы методики тренировки. Анализ соревновательной деятельности. Основы комплексного контроля в системе подготовки  лыжника­двоеборца. Восстановительные средства и мероприятия. Практическая подготовка 1 2 3 4 5 6 Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Техническо­тактическая подготовка. Классификационные и календарные соревнования. Контрольно­переводные испытания. Практики: инструкторская и судейская. Итого: Программный материал Теоретическая подготовка Таблица 16 Год обучения 1 2 297 390 410 56 2 56 1248 351 408 526 63 2 62 1456 1. Основы совершенствования спортивного мастерства. Современные тенденции развития лыжного   двоеборья.   Классификация   трамплинов.   Биомеханические   характеристики фазовой структуры прыжка с трамплина (старт – разгон, отталкивание, полет, приземление –   выкат). подготовленности   лыжника­двоеборца.   Особенности   формирования   индивидуальной техники   прыжка   с   трамплина.   Анализ   особенностей   технической   подготовленности   по   Взаимосвязь   развития   скоростно­силовых   качеств   и   технической критериям  эффективности,  стабильности,  вариативности  и экономичности  двигательных действий лыжников ­ двоеборцев при прохождении соревновательной дистанции. Анализ2. 3. 4. 5. индивидуальных   особенностей   физической   подготовленности   (определение   сильных   и слабых   сторон).   Средства   и   методы   совершенствования   лыжной   гоночной   подготовки (технико­тактического   мастерства,   общей   и   специальной   физической   подготовленности, повышение   мощности,   устойчивости   и   экономичности   аэробного   механизма энергообеспечения) на этапах подготовительного и соревновательного периодов. Основы методики тренировки.  Характеристика тренировочных нагрузок, применяемых при   подготовке   лыжников­двоеборцев   по   величине,   интенсивности   и   направленности физиологического воздействия. Методические особенности развития и поддержания уровня скоростно­силовой   подготовленности,   общей   и   специальной   выносливости,   силовых, скоростных и координационных качеств на различных этапах годичного цикла подготовки квалифицированных   лыжников­двоеборцев.   Особенности   управления   тренировочным процессом.   Закономерности   построения   тренировочных   занятий,   микро­,   мезо­   и макроциклов подготовки лыжников­двоеборцев различной квалификации. Анализ   соревновательной   деятельности.  Особенности   соревновательной   деятельности лыжника­двоеборца. Индивидуальная оценка технического мастерства лыжника­двоеборца при   выполнении     прыжков   с   трамплинов   различной   мощности   и   различных   погодных условиях.   Индивидуальная   оценка   технико­тактического   мастерства   лыжника­двоеборца при прохождении соревновательных дистанций (индивидуальные, командные, эстафетные   Анализ   выступлений   двоеборцев   высокой   квалификации   в   течении гонки). соревновательного периода. Основные аспекты соревновательной подготовки. Основы комплексного контроля в системе подготовки лыжника­двоеборца.  Задачи и организация   контроля   за   соревновательной   и   тренировочной   деятельностью.   Этапный комплексный контроль. Текущий и оперативный контроль. Методика этапного, текущего и оперативного контроля технико­тактического мастерства, физической подготовленности и   Анализ функционального   состояния   квалифицированных   лыжников­двоеборцев. индивидуальной   динамики   результатов   врачебно­педагогического   обследования спортсменов группы в годичном цикле подготовки. Восстановительные средства и мероприятия.  Педагогические средства восстановления: соотношение прыжковой и гоночной подготовки, рациональное построение тренировочных занятий;   рациональное   чередование   тренировочных   нагрузок   различной   направленности; организация   активного   отдыха.  Психологические   средства   восстановления:   аутогенная тренировка;   психорегулирующие   воздействия;   дыхательная   гимнастика.  Медико­ биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры;   баня;   массаж;   витамины   и   адаптогены.   Особенности   применения   различных восстановительных   средств   на   этапах   годичного   тренировочного   цикла.   Организация восстановительных мероприятий в условиях соревнований и тренировочного сбора. Практическая подготовка1. Общая   физическая   подготовка.  На   этапе   спортивного   совершенствования   и   высшего спортивного   мастерства   основными   средствами   ОФП   являются:   упражнения   скоростно­ силовой направленности, выполняемые в различных условиях (прыжки через препятствия, многоскоки,   упражнения   на   тренажерах,   упражнения   с   отягощениями);   упражнения направленные   на   развитие   силы   и   силовой   выносливости   (упражнения   на   тренажерах, динамические упражнения с отягощениями 30 –40%, 50 – 60%, 80 – 90% от максимального усилия,   статические   упражнения   и   тд);   упражнения   направленные   на   развитие координационных   способностей   (гимнастические   и   акробатические   упражнения), упражнения   направленные   на   развитие   аэробной   производительности,   в   первую   очередь экономичности аэробного механизма энергообеспечения (бег в сочетании с имитацией и 2. ходьбой по пересеченной местности, велокросс, плавание, гребля и т.д.).  Специальная   физическая   подготовка.  На   этапе   спортивного   совершенствования   и высшего   спортивного   мастерства   в   подготовке   лыжников­двоеборцев   преобладают специальные тренировочные средства. На летне­осеннем этапе годичного цикла прыжковая подготовка   квалифицированных   двоеборцев   осуществляется   на   трамплинах   различной мощности   с   искусственным   покрытием,   в   тренировке   широко   используются   бег   по пересеченной местности, лыжероллеры и роликовые коньки, значительный объем работы выполняется   с   интенсивностью   близкой   к   соревновательной.  На   осенне­зимнем   этапе годичного цикла и в соревновательном периоде прыжковая подготовка осуществляется на трамплинах К – 70, К – 90, К ­ 120. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного   мастерства   существенно   увеличивается   объем   соревновательных   нагрузок. Основная гоночная подготовка осуществляется на трассах с большим перепадом высот. Значительное   время   уделяется   развитию   силовой   выносливости   мышц   ног   и   плечевого пояса   (передвижение   на   лыжах   без   палок,   передвижение   одновременными   ходами). Основное   внимание   уделяется   интенсивным   тренировкам     (на   уровне   ПАНО,   на   около соревновательной скорости).   На   этапе   спортивного   совершенствования   и   высшего Техническая   подготовка. спортивного мастерства целью технической подготовки является достижение вариативного 3. навыка   и   его   реализация.   Эта   стадия   технического   совершенствования   охватывает   весь период   дальнейшей   подготовки   лыжника­двоеборца,   пока   спортсмен   стремится   к улучшению своих результатов. Педагогические задачи технической  подготовки на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства сводятся к следующим: 1) совершенствование технического мастерства с учетом индивидуальных особенностей спортсменов   и   всего   многообразия   условий,   характерных   для   соревновательной   деятельности лыжника­двоеборца;2) обеспечение   максимальной   согласованности   двигательной   и   вегетативных   функций, совершенствование   способности   к   максимальной   реализации   функционального   потенциала (силового, скоростного, энергетического и др.) в процессе лыжной гонки; 3) эффективное применение всего арсенала технических элементов при изменяющихся внешних   условиях   и   различном   функциональном   состоянии   организма   спортсмена   в   процессе лыжной гонки. Совершенствование   технического   мастерства   в   прыжках   с   трамплина   осуществляется непосредственно при выполнении основного объема прыжковой работы на трамплинах (К – 90, К – 120). Тренировочный   процесс   должен   быть   ориентирован,   прежде   всего,   на   достижение индивидуально­оптимального   комплекса   последовательных   движений   включаемых   в   прыжок   с трамплина (фаза отрыва, взлет, положение полета). Оптимальная комбинация высокой скорости вертикального отрыва, большой вращательной  скорости, большого вращательного импульса при отрыве и маленького угла между спортсменом и лыжами на высоте 17 – 20 метров после отрыва создают условия для далекого прыжка. Так же необходимо ориентировать спортсмена на лучший уровень управления движением в среднем отрезке полета, более широкое ведение лыж в воздухе. Применять целевые имитирующие упражнения для напряженного положения ног и для удержания лыж. Для   совершенствования   техники   передвижения   на   лыжах   в   процессе   гонки   в подготовительном   периоде   широко   используются   различные   специальные   подготовительные упражнения без приспособлений (имитационные), с приспособлениями (лыжероллеры, роликовые коньки). С выходом на снег (в процессе вкатывания) совершенствование техники осуществляется с интенсивностью,   не   превышающей   75­80%   от   соревновательной   скорости   для   данного   этапа подготовки.   По   мере   восстановления   двигательного   навыка   совершенствование   техники проводится на повышенных, соревновательных скоростях и в различных условиях скольжения. В тренировку   включаются   участки   трассы   с   различным   профилем,   состоянием   лыжни, микрорельефом.   Особое   внимание   уделяется   совершенствованию   техники   под   влиянием утомления.   У   спортсменов,   овладевших   достаточным   уровнем   технического   мастерства, отмечается   высокая   степень   совершенства   специализированных   восприятий   (чувства   ритма, чувства развиваемых усилий, чувства снега), а также способности управлять движениями за счет реализации   основной   информации,   поступающей   от   рецепторов   мышц,   связок,   сухожилий, вестибулярного аппарата. План­схема годичного цикла в группе совершенствования спортивного мастерства 1­го года обучения (распределение программного материала) Таблица 16 Месяцы IX X XI XII I II III IV V VI VII VIIIПрограммный материал Количество тренировочных занятий Количество тренировочных часов Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Технико­ тактическая подготовка Теоретическая подготовка Инструкторская практика Судейская практика Количество соревновательных часов Контрольно­ переводные зачеты 39  39  39  39  39  39  39  39  39  39  39  39  Всего за год 468 104 104 104 104 104 104 104 104 104 104 104 104 1248 27 35 27 35 25 36 21 28 21 28 21 28 20 28 21 29 28 35 28 36 29 36 29 36 297 390 33 34 39 35 35 35 35 32 33 33 33 33 410 4 4 ­ ­ 1 4 4 ­ ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ 3 ­ 6 11 3 ­ 6 11 3 ­ 6 11 3 ­ 6 12 3 4 4 11 ­ ­ ­ ­ ­ 3 4 ­ ­ 1 3 4 ­ ­ ­ 2 4 ­ ­ ­ 2 4 ­ ­ ­ 37 28 28 56 2 План­схема годичного цикла в группе совершенствования спортивного мастерства 2­го года обучения (распределение программного материала) Таблица 17 Месяцы Программный материал Количество тренировочных занятий Количество тренировочных часов Общая физическая подготовка Специальная физическая IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII Всего за 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 год 720 121 121 121 121 121 121 121 121 121 121 121 125 1456 34 35 34 38 32 36 24 28 24 28 24 28 24 28 24 28 30 39 32 39 33 40 35 41 351 408подготовка Технико­ тактическая подготовка Теоретическая подготовка Инструкторская практика Судейская практика Количество соревновательных часов Контрольно­ переводные зачеты 42 40 44 46 46 46 46 46 43 43 42 42 526 5 4 ­ ­ 1 5 4 ­ ­ ­ 5 4 ­ ­ ­ 3 ­ 7 13 3 ­ 7 13 3 ­ 7 13 3 ­ 7 13 4 4 4 11 ­ ­ ­ ­ ­ 4 4 ­ ­ 1 3 4 ­ ­ ­ 3 3 ­ ­ ­ 3 3 ­ ­ ­ 44 30 32 63 2 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства Развиваемое физическое качество Скоростные качества Скоростно­силовые качества Выносливость Техническое мастерство Спортивный разряд Таблица 18 Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Бег 100 м с ходу (не более 12,6 с) Прыжок в длину с места (не менее Бег 100 м с ходу (не более 12,9 с) Прыжок в длину с места (не менее 250 см) 235 см) Прыжок в высоту с места (не Прыжок в высоту с места (не менее 55 см) менее 50 см) Тройной прыжок в длину с места Тройной прыжок в длину с места (не менее 7,6 м) (не менее 7,4 м) Десятерной прыжок с места (не Десятерной прыжок с места (не менее 26,5) менее 25,5) Кросс 3000 м (не более 10 мин. 00 Кросс 5000 м (не более 19 мин. 00 с) с) Кросс 5000 м (не более 17 мин. 00 Кросс 3000 м (не более 10 мин. 00 с) с) Обязательная техническая Обязательная техническая программа программа Кандидат в мастера спорта Этап высшего спортивного мастерства На этап высшего спортивного мастерства зачисление производится на основе заявления от родителей, в соответствии с возрастом и по результатам контрольно­переводных нормативов. Задачи и преимущественная направленность тренировки: ­ укрепление здоровья; ­ повышение уровня теоретических знаний;  ­ совершенствование основных элементов техники лыжного двоеборья; ­ приобретение соревновательного опыта в стартах высокого ранга;На   этапе   высшего   спортивного   мастерства   зачисляются   спортсмены,   выполнившие   Возраст   спортсмена   не (подтвердившие)   требования   нормы   «Кандидат   мастера   спорта»,   ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа ВСМ (табл. 13). Тренировочная работа в этих группах строится из расчета 32 часа в неделю. Примерный тематический план тренировочных занятий для группы высшего спортивного мастерства Таблица 19 № п/п Тема Год обучения 1 2 3 4 5 6 7 Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Технико­тактическая подготовка. Классификационные и календарные мероприятия. Контрольно­переводные испытания. Практики: инструкторская и судейская. Итого: 49 380 422 642 72 2 94 1664 Важным   вопросом   построения   тренировочного   процесса   является   реализация индивидуального подхода при организации тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки и дозировании тренировочных нагрузок различной направленности на тренировочном занятии. Соотношение   времени,   отводимого   на   отдельные   виды   подготовки,   в   зависимости   от конкретных обстоятельств может измениться (наличие материальной базы, учебно­тренировочных сборов, соревнований, климатических условий и т.д.). Наряду   с   планированием   важной   функцией   управления   является   контроль   за эффективностью тренировочного процесса.  Критерием оценки эффективности подготовки служит достижение спортсменами стабильно высокого   уровня   спортивных   результатов,   а   также   модельных   показателей   физической подготовленности и функционального состояния организма. Этап   высшего   спортивного   мастерства   определяется   достижением   стабильно   высокой спортивной   результативности   на   наиболее   крупных   всероссийских   и   международных соревнованиях. Таким образом, одним из основных направлений тренировки является подготовка и успешное участие в соревнованиях. По сравнению с предыдущими этапами тренировочный процесс все более индивидуализируется. Спортсмены используют весь комплекс наиболее эффективных специальных средств, методов и организационных форм тренировки. Важное место в тренировке занимает организованная подготовка на учебно­тренировочных сборах, что позволяет значительно увеличить   как   общее   количество   тренировочных   занятий,   так   и   занятий   с   повышенными нагрузками.  Продолжается  совершенствование  спортивной  техники.  При  этом  особое  внимание уделяется   индивидуализации   и   повышению   надежности   в   экстремальных   условиях   спортивных состязаний.Факторы, определяющие достижение высокого спортивного результата в лыжном двоеборье Рациональное   построение   тренировки   начинается   с   определения   ведущих   факторов,   в наибольшей   степени   влияющих   на   результативность   выступлений   лыжников­двоеборцев   в соревнованиях. Высокая спортивная работоспособность определяется суммой следующих факторов: ­ морфофункциональными показателями; ­ физической (функциональной) подготовленностью; ­ психологической подготовленностью; ­ эффективностью и экономичностью спортивной техники и тактической подготовленностью. Обобщая   научные   данные,   можно   констатировать,   что   в   лыжном   двоеборье   на   этапе высшего  спортивного  мастерства   наиболее  значимыми  факторами,  определяющими  физическую работоспособность   спортсмена,   являются   возможности   биоэнергетических   систем   организма, личностно­психические   качества,   уровень   технико­тактической   подготовленности   и морфологические особенности строения тела спортсмена.  Важнейшим   результатом   длительной   систематической   тренировки   является   увеличение мощности и емкости метаболических процессов, ответственных за обеспечение организма энергией при   напряженной   мышечной   деятельности.   Высокому   уровню   тренированности   присуща совершенная регуляция функционирования систем организма, координация движений и большая эффективность выполнения специфической работы. Принимая   во   внимание   важность   мощности,   устойчивости   и   экономичности   аэробного механизма   энергосбережения,   нельзя   забывать,   что   спортсмену   постоянно   приходится преодолевать сопротивление внешней среды. Поэтому для сохранения и тем более для повышения соревновательной   скорости   необходимо   на   протяжении   длительного   времени   поддерживать высокий уровень развиваемых физических усилий. Методические принципы спортивной подготовки Наиболее значимые методические положения и принципы подготовки лыжников­двоеборцев на этапах высшего спортивного мастерства: ­   перспективное   (минимум   на   2­4   года)   планирование   подготовки,   комплексная   увязка   ее составляющих   и   систем   обеспечения   (научного,   медицинского,   материально­технического, финансового и др.); ­   целевой   подход,   согласно   которому   прогнозируемый   конечный   результат   спортсмена   на всероссийских   и   международных   соревнованиях   определяют   содержание   и   характер   процесса подготовки, при этом разрабатывается индивидуальная целевая перспективная модель различных сторон подготовленности спортсмена;­ базовая подготовка с опережающим развитием физической, функциональной и психологической подготовленности,   на   основе   которых   формируется   новый   уровень   реализационной   готовности психофизического потенциала и технико­тактического мастерства спортсмена в соревновательной деятельности; ­ целенаправленное применение в тренировочном процессе инновационных технологий повышения работоспособности; ­ углубленная индивидуализация тренировочного и соревновательного процесса; ­   стабилизация   объемов   тренировочных   нагрузок   при   одновременном   увеличении   доли специализированных   упражнений,   с   включением   в   тренировочный   процесс   блоков   нагрузок соревновательной и сверхсоревновательной напряженности; ­ единство и оптимальное сочетание нагрузки и факторов восстановления; ­ динамичность системы подготовки, гибкое планирование, оперативная коррекция тренировочного процесса в микро­ и макроструктуре в соответствии с текущим состоянием спортсмена. Техническая подготовка На   этапе   высшего   спортивного   мастерства   целью   технической   подготовки   является достижение вариативного навыка и его реализация. Эта   стадия   технического   совершенствования   охватывает   весь   период   дальнейшей подготовки лыжника­двоеборца, пока спортсмен стремится к улучшению своих результатов. Педагогические задачи технической подготовки на этапе высшего спортивного мастерства: 1. Совершенствование   технического   мастерства   с   учетом   индивидуальных   особенностей спортсменов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности лыжника­двоеборца; 2. Обеспечение   максимальной   согласованности   двигательной   вегетативных   функций, совершенствование   способности   к   максимальной   реализации   функционального   потенциала (силового, скоростного, энергетического и др); 3. Эффективное   применение   всего   арсенала   технических   элементов   при   изменяющихся внешних условиях и различном функциональном состоянии организма спортсмена в процессе соревнований. На   этом  этапе   совершенствование   технического   мастерства,   как   правило,   проводится   в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки. В   подготовительном   периоде   широко   используются   различные   специальные подготовительные упражнения без приспособлений (имитационные), с приспособлениями. С   выходом   на   снег   совершенствование   техники   осуществляется   с   интенсивностью,   не превышающий 75­80% от соревновательной скорости для данного этапа подготовки. По мере восстановления двигательного навыка совершенствование техники проводится на повышенных,   соревновательных   скоростях   трассы   с   различным   профилем.   Особое   внимание уделяется совершенствованию техники под влиянием утомления.У  спортсменов,  овладевших   достаточным   уровнем  технического  мастерства,  отмечается высокая   степень   совершенства   специализированных   восприятий   (чувства   ритма,   чувства развиваемых   усилий,   чувства   снега),   а   также   способности   управлять   движениями   за   счет реализации   основной   информации,   поступающей   от   рецепторов   мышц,   связок,   сухожилий, вестибулярного аппарата. План­схема годичного цикла в группе высшего спортивного мастерства обучения (распределение программного материала) Таблица 20 Месяцы Программный материал Количество тренировочных занятий Количество тренировочных часов Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Технико­ тактическая подготовка Теоретическая подготовка Инструкторская практика Судейская практика Количество соревновательных часов Контрольно­ переводные зачеты IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII Всего за 39 или 60 139 35 37 39 или 60 139 35 38 39 или 60 139 38 37 39 или 60 139 30 29 39 или 60 139 26 32 39 или 60 139 26 32 39 или 60 139 27 32 39 или 60 139 25 28 39 или 60 139 34 39 39 или 60 139 35 40 39 или 60 139 36 40 39 или 60 135 34 38 год 468 или 720 1664 380 422 52 52 59 55 55 54 53 53 53 52 52 52 642 5 9 ­ ­ 1 5 9 ­ ­ ­ 5 ­ ­ ­ ­ 4 ­ 7 14 4 ­ 7 15 4 ­ 8 15 4 ­ 7 14 4 8 7 14 ­ ­ ­ ­ ­ 4 8 ­ ­ 1 4 8 ­ ­ ­ 3 8 ­ ­ ­ 3 8 ­ ­ ­ 49 58 36 72 2 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Скоростные качества Бег 100 м с ходу (не более 12,1 с) Бег 100 м  с ходу (не более 12,4с) Таблица 21Скоростно­силовые качества Выносливость Техническое мастерство Прыжок в длину с места (не менее Прыжок в длину с места (не менее 280 см) 265 см) Прыжок в высоту с места (не Прыжок в высоту с места (не менее 65 см) менее 60 см) Тройной прыжок в длину с места Тройной прыжок в длину с места (не менее 8,2 м) (не менее 8,0м) Десятерной прыжок с места (не Десятерной прыжок с места (не менее 29,5 м) менее 28,5 м) Кросс 3000 м (не более 9 мин. 00 Кросс 3000 м (не более 9 мин. 00 с) с) Кросс 5000 м (не более16 мин. 30 Кросс 5000 м (не более 17 мин. 00 с) с) Обязательная техническая Обязательная техническая программа программа Спортивное звание Мастер спорта России, Мастер спорта России международного класса