Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.
Оценка 4.6

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
12.04.2017
Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.
Работа посвящена коррекции психоэмоционального состояния несовершеннолетних обучающихся. Автор работы при помощи рисунка в круге проводил коррекцию эмоционального состояния: тревоги, страха, печали, вины, обиды, гнева. Несовершеннолетние обучающиеся учились распознавать эти эмоциональные состояния у себя и у других, а также обучались навыкам справляться с этими чувствами в конструктивной форме. Кроме этого в работе описывается процедура обучения технике рисования мандалы для самостоятельного использования её в дальнейшем, как способа самопомощи.
Мандала!.docx
Елена Вячеславовна Кижапкина.  Педагог – психолог ГБПОУ МГОК Мандала как эффективный метод арт­терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися. Аннотация:  Работа посвящена коррекции  психоэмоционального состояния несовершеннолетних  обучающихся.  Автор   работы   при   помощи   рисунка   в   круге проводил   коррекцию  эмоционального  состояния:   тревоги,   страха,   печали,   вины, обиды,   гнева.  Несовершеннолетние  обучающиеся   учились  распознавать  эти эмоциональные  состояния  у   себя   и   у   других,   а   также   обучались    навыкам справляться с этими чувствами в конструктивной форме.  Кроме этого в работе описывается процедура обучения технике рисования мандалы для самостоятельного использования её в дальнейшем, как способа самопомощи.  Понятие арт­терапии  с английского языка можно перевести как «лечение, основанное   на   занятиях   художественным   (изобразительным)   творчеством».  Цель арт­терапии   –   проработка   переживаний   человека,   которые  препятствуют   его нормальному   самочувствию   и   его   общению   с   окружающими.   Это   переживания, возникающие   в   результате   беспокойства,   страха,   обиды,   неуверенности   в   себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства.  Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арт­терапии – это работа с Мандалой. В переводе с санскрита слово «Мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Одним из первых европейских ученых,  кто очень внимательно изучал и познакомил с идеей Мандалы Карл Густав Юнг. В своей работе «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как первый раз в 1916 году нарисовал первую Мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые Мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и   стал   использовать   эти   рисунки,   чтобы   фиксировать   свою   «психическую трансформацию».   В   конце   60­х   годов   американская   художница   и   арт­терапевт Джоанна Келлог стала активно применять технику рисования Мандал со своими пациентами. В России ее статьи переведены и напечатаны в сборнике  под редакцией А.И. Копытина «Метод «Мандала».  Творческая   работа   с   мандалами   может   помочь   человеку   укрепить   связь между   сознательным   и   бессознательным   «Я».   Потребность   рисовать   мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет   быть   защитником   сознательного   «Я»,   это   первый  шаг   к   тому,   чтобы избавиться от неприятного переживания. Человек отстраняется от него, ведь теперь оно   «живет»   и   на   бумаге.   К   тому   же,   нарисовав  Мандалу,   эта   эмоция   как   бы «заключается» в круг, из которого ей будет не так­то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя.  Принцип   ее   действия   сходен   в   некотором   смысле   с   действием гомеопатических средств – медленно и верно. Работая с Мандалой можно запустить у   себя   дремлющие   внутренние   ресурсы,   в   результате   чего   интенсифицируется процесс   интеграции   личности   (в   вялотекущем   режиме   мы   все   идем   по   пути эволюции). Причем это будет происходить как будто бы само собой, без кажущихся специальных усилий. Хотя, «невмешательство», это конечно иллюзия. Все дело в характере работы с Мандалой Создавать  Мандалу   можно   не   обязательно   только   тогда,   когда   человек эмоционально   «взъерошен».   Если   прекрасное   настроение,   чувствуется   душевный подъем   и   желание   творить   –   рисуйте!   И   эти   мандалы   в   будущем   станут проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад.  Для   клиента   Мандала   —   это   не   столько   законченный   художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира.   Творческая   работа   с   Мандалой   из­за   её   концентрической   структуры привносит   нужную   энергию   во   внутренний   мир   человека   для   восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же «круглым» и цельным, как Мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт­терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога. Объект исследования: несовершеннолетние обучающиеся Предмет   исследования:  коррекция  психоэмоционального   состояния несовершеннолетних обучающихся. Задачи: 1.  Работа   с   эмоциональными   состояниями:   тревога,   страх,   печаль,   вина, обида,   гнев.   Распознавание   этих   эмоциональных   состояний   у   себя   и   у   других. Обучение навыкам справляться с этими чувствами в конструктивной форме. 2.   Обучение   технике   рисования   мандалы   для   самостоятельного использования её в дальнейшем, как способа самопомощи.  Форма   работы   с  Мандалой   выбрана,   с  учетом   реальных   условий   и  имеет следующие преимущества: ­ высокая гибкость этого метода и возможность вовлечения в нее подростков с разными интересами и формами психологических нарушений; ­ акцент на развитие социальных навыков и удовлетворения потребностей подростков в психологически безопасном общении и взаимной поддержке; ­   использование   широкого   набора   разных   факторов   и   механизмов коррекционного и развивающего воздействия. В   психокоррекционной   и   развивающей   работе   с   несовершеннолетними психологические возможности Мандал применяют: ­ в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга); ­   в   целях   коррекции   эмоционального   состояния,   нормализации   поведения (раскрашивание готовых мандал ­ раскрасок);  ­   в   целях   активизация   ресурсных   состояний   личности,   сопровождение адаптации, психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии; ­ в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции); ­ с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев, заключение  и пр.) Противопоказаниями к арт­терапии являются состояния, не позволяющие  подростку определенное время усидеть за рабочим столом;  маниакальное возбуждение, расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с  уходом в себя.  Для   несовершеннолетних   актуальными   являются   вопросы,   связанные   с проявлением повышенного уровня тревожности в процессе обучения; актуализации страха перед сдачей экзаменов; обострение конфликтов с окружающими.  На первых занятиях с несовершеннолетними хорошо зарекомендовали себя Мандалы­раскраски.  Психолог предлагает несовершеннолетним выбирать любую Мандалу. Цвета, которые   выбираются   для   рисования   Мандалы,   раскрывают   информацию   об актуальном состоянии личности. Зная эмоциональное состояние личности, можно выбрать определенные цвета для стимуляции или нейтрализации этого чувства, тем самым направленно организовать психокоррекцию цветом. В психокоррекционной работе   с   Мандалами   самое   важное   –   соблюдение   направления   и   порядок разукрашивания.   Однообразные   действия   руки   успокаивают   и   требуют концентрации   внимания,   тем   самым   снимают   внутреннее   напряжение.   Движение раскрашивания   по   часовой   стрелке   это   движение   вперёд,   прогресс.   Движение против часовой стрелки­движение назад, регресс.  Перед   началом   занятия   с   использование   Мандал   с   каждым   раскрываются несовершеннолетним   проводится   индивидуальная   беседа, индивидуальные   способности   к   выполнению   заданий   психолога. Продолжительность индивидуальных занятий около часа (время работы с одной Мандалой 20­60 минут). После окончания рисования психолог задает следующие вопросы: 1. Почему ты выбрал этот «круг»? 2. Расскажи, что ты здесь видишь?  3. Что для тебя значат эти цвета? 4. Расскажи о границе (контуре) своего «круга». 5. Что тебе было сложно делать, а что легко? 6. Что ты сейчас чувствуешь? 7. Ты доволен результатом? 8. Хотел ли ты что­нибудь изменить?    Работая   с   ассоциациями,   возможно   сформировать   картину   состояния личности,   определить   конкретную   проблему   клиента   в   данный   момент. Спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Большинство   несовершеннолетних   разукрашивают   мандалу   от   наружного края   к   середине.   Почти   во   всех   Мандалах   несовершеннолетних   присутствует красный цвет или оттенки красного. Вслед за красным следует желтый. И, хотя он менее «популярен», чем красный, положительное отношение к нему у подростков значительно превалирует над отрицательным. Красный и желтый — цвета «активной стороны»  пользуются   у  подростков   значительно  большей   симпатией,   чем   какие­ либо   другие   цвета.   Редко   выбираются   коричневый   и   серый   цвета.   Особое   и значительное место в Мандалах подростков, особенно свободной тематики занимает черный   цвет.   Черный   цвет   отражает   агрессивное   упорство,   конфликт,   борьбу   с неизбежными   страданиями,   безверие,   подавленность,   протест,   разрушение, настоятельная потребность в изменениях. Несовершеннолетние   девушки   выбирают   розовый   и   лиловый   цвет.   Что свидетельствует  о таких чертах характера как слабость, женственность, чувство одиночества,   беззащитность.   «Лиловый»   подросток   часто   погружен   в   свой собственный мир, как правило, очень артистичен.  У   большинства   подростков   внешняя   граница   Мандалы   плотная,   они   ее прорисовывали,   обводили,   что   свидетельствует   о   стремлении   защитить   хрупкое «Я», свой внутренний мир.  Со   слов   несовершеннолетних   рисование   Мандал   «…отвлекает,   занимает время, приносить радость, позволяет мечтать, даёт чувство свободы».   показал   свою   эффективность. Опыт   работы   психологов   с   несовершеннолетними   обучающимися,   с   Осуществление использованием   Мандал эмоциональной   разрядки   через   рисунок   позволяет   подростку   перейти   от компульсивного   неуправляемого   поведения   к   осознаваемому.   Обеспечивается атмосфера доверия и поддержки, осуществляется разрядка агрессии, страха или внутреннего   напряжения.   Основанием   для   завершения   индивидуальной   работы наряду   с   внешними   факторами,   являются   изменения   в   состоянии   и   характере рисунков подростков, отражающие положительную динамику процесса.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.

Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017