Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 165 им. В.А. Бердышева»
Дошкольное отделение «Звёздочка»
Практико-ориентированный проект
«Друзья – ТИКОши»
(Старший дошкольный возраст)
Выполнили: воспитатели первой
Квалификационной категории
Хамидулина Альфия Мингалиевна
Алёхина Ирина Геннадьевна
Новосибирск, 2023
Актуальность:
Эффективное развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста являются самыми актуальными проблемами на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей, у которых плохо формируется мышечный аппарат, наступает утомляемость, быстро теряют интерес к деятельности, не умеют фантазировать, договариваться со сверстниками.
По результатам анализа речевого развития детей в старшей группе, воспитанники имеют речевые нарушения. У детей односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, нарушено звукопроизношение. Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. У многих детей, недостаточное развитие мелких мышц рук. Ребята неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Всем известно, что человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Недооценивать значение развития коммуникативных навыков нельзя, поскольку отсутствие элементарных умений взаимодействия приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности как черты личности, нарушает процесс формирования гармонично развитой личности.Поэтому, важно, как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Цель: Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- Учить конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
Развивающие:
- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности;
-Развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО конструктором;
- Развивать психические процессы - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- Расширять представления об окружающем мире;
- Создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитательные:
- Поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- Способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки путем сравнения результатов;
- Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться с помощью жестов, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Тип проекта: практико-ориентированный проект
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста
Длительность: проект рассчитан на три месяца (октябрь-декабрь)
Основные формы и методы образовательной деятельности:
o В непосредственно-образовательной деятельности, организации режимных моментах в течении дня, на прогулках, в самостоятельно-игровой деятельности;
o групповая, подгрупповая, индивидуальная;
o соревнования между группами;
o словесный (беседы, рассказ, инструктаж, объяснение);
o наглядный (рассматривание иллюстраций, схем, показ мультиков, работа по инструкции);
o практический (сборка моделей, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
o репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
o частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
o исследовательский метод;
o конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей;
o метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Приемы работы с конструктором ТИКО:
o работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
o незаконченный образец постройки;
o создание конструкций по заданным условиям;
o создание по схеме, по контурной схеме;
o «превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
o творческое конструирование, создание сюжетных композиций.
Основные направления реализации проекта:
В ходе реализации проекта будет изучено два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование» |
Модуль «Объемное моделирование» |
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций. |
Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций. |
Задачи: - Развитие умения конструировать по контурным схемам и по словесной инструкции; - Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам; - Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники. - Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников. - Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур
|
Задачи: - Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира. - Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению. - Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник). - Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира; - Развивать умения добавлять элементы для оживления фигур, глазки носик и.т.д; - Развитие умения презентовать ТИКО изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.
|
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки.
Этапы работы с конструктором:
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности детей и от результатов деятельности.
Предполагаемая деятельность детей |
Форма работы |
Способы конструирования |
I этап |
||
Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам. |
Преимущественная форма работы на этом этапе индивидуальная. |
Основные способы конструирования - по образцу, по схеме.
|
II этап |
||
Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу. |
Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ. |
Основные способы конструирования - по образцу, по схеме, по собственному замыслу.
|
III этап |
||
Коллективное сюжетное конструирование. |
Детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов. |
Основные способы конструирования - по собственному замыслу.
|
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
Цель: Создание условий для использования технологии ТИКО
o Изучение необходимой литературы;
o Оформление уголка конструктивно-модельной деятельности;
o Приобретение наборов: ТИКО – хрустальный; ТИКО – архимед; ТИКО – школьник, ТИКО - фантазёр;
o Подборка методического материала, тетрадей, альбомов, схем, атрибутов для обыгрывания построек;
o Повышение образовательного уровня воспитателей через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по вопросу эффективного использования конструирования в образовательном процессе дошкольников.
o Консультации для родителей: «Что такое ТИКО - конструирование?», «Возможности конструктора ТИКО»
Работа с детьми:
o Просмотр презентаций, видеороликов;
o Дидактические игры и классификации предметов;
Взаимодействие с родителями:
o Информация в родительском уголке о начале работы над
o проектом.
o Размещение справочной информации по тематике бесед и
o занятий с детьми.
Ожидаемый результат:
По окончании дети должны уметь:
o сравнивать и классифицировать многоугольники по 2-3 свойствам;
o ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
o считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до
o 10);
o конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной
o инструкции и по собственному замыслу.
Основные направления реализации проекта:
(Интеграция содержания образовательных областей)
Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФОП ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
II Этап – основной (практический)
Перспективный план работы в старшей группе:
|
Совместной деятельность |
|
НОД |
Групповая |
Индивидуальная |
ПН Познавательное развитие |
Знакомство с конструктором ТИКО, с деталями конструктора, со способом крепления деталей. Д/игры:«Чудесный мешочек», «Разложи правильно», «Цвет и форма». Пальчиковая игра: «Зайки-побегайки» |
Правила шарнирного соединения, элементы шарнирного соединения «шарик» и «дуга».
|
ВТ Речевое развитие |
Знакомство с полной схемой, умение читать схему, построениемоделей по полной схеме «Зайчик», «Кот», «Собачка» Д/игра: «Мы – как бабочки летали, мы немножечко устали» Пальчиковая игра: «Улей» Загадки (загадки о животных) Д/игра: «Волшебное превращение» (прием оживления моделей из ТИКО-конструктора) |
Повторение правил пользования конструктором и приспособлениями. Д/и: «Продолжи ряд», |
СР ХЭР |
Знакомство с контурной схемой, умение читать схему, умение дорисовать контурную схему до полной, построение моделей по контурной схеме «Орешек», «Гриб», «Морковка» Д/игры: «Угадай-ка», «Подарки осени» |
Работа в тетрадях, доделать работу |
ЧТ Физическое развитие |
«Спортивные снаряды: гиря и штанга» Д/и «Кого не стало» П/и: Мохнатый пёс», «День-ночь» |
Подскоки закрепить |
ПТ Социально-коммуникативное развитие |
Знакомство с полной схемой, умение читать схему, построение простых моделей по полной схеме «Дорожка», «Лестница». Беседа о безопасном использовании необходимых на занятии приспособлений. Ситуативная игра: «А если бы, детали конструктора могли говорить?» Д/игры: «Продолжи ряд», «Что лишнее», «Поезд длязверят»
|
Загадки: геометрические фигуры |
ПН Познавательное развитие |
«Объемные геометрические тела в ТИКО - стране» Д/ И «Волшебный мешочек». Слуховой диктант. Работа с ТИКО конструктором. Конструирование пирамиды Конструирование куба с использованием дифференцированного подхода (контурные и полные схемы). Конструирование цилиндра |
Д/и: «Составь узор по схеме» Закрепить геометрические фигуры |
Вт Речевое развитие |
Зимующие птицы Новосибирской области Конструирование ТИКО-птичка по схеме Загадки про птиц Д/игра: «Скажи наоборот» |
Слуховой диктант |
СР ХЭР |
«Корзинка с грибами» Вспомним технику безопасности, как вести себя в кабинете. Пальчиковая гимнастика Слуховой диктант «Гриб» |
Д/и: «Волшебный мешочек» |
ЧТ Физическое развитие |
Физразвитие по плану физинструктора |
П/и: «Передай мяч» Д/и: «Я знаю пять имён…» |
ПТ Социально-коммуникативное развитие |
«Грузовичок для ТИКО-мишки» Загадки про транспорт Д/игра: «Скажи ласково», «Один-много» |
Д/и: «Четвёртый лишний» |
III этап – итоговый.
o Выставка ТИКО поделок;
o Участие в конкурсе «ТИКО – изобретатель – 2024»
Вывод: Наблюдения показали, что дети с удовольствием пользуются конструктором ТИКО как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. ТИКО – конструктор не только обучает детей, но и даёт возможность проявлять свои желания и фантазию.
Используемая литература:
1. Захарова Л.Е. Технология «ТИКО-моделирование» в познавательно-речевом развитии детей старшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Е. Захарова – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022. – 164 с.
2. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
3. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций» – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
4. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
5. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций» – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
Интернет – ресурсы:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: Знакомство с конструктором ТИКО, с деталями конструктора, со способом крепления деталей.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Разложи правильно», «Цвет и форма».
Цель: познакомить с конструктором ТИКО, рассмотреть детали конструктора, познакомить со способом крепления деталей.
Задачи:
- Познакомить с деталями ТИКО-конструктора.
- Познакомить с элементами шарнирного соединения «шарик» и «дуга».
- Учить детей аккуратности в работе и правилам рабочего пространства.
- Воспитывать выдержку, внимание и усидчивость.
Ход занятия:
Организационный момент
Знакомство с ТИКО – Зайчиком
Знакомство с конструктором «ТИКО». Правила шарнирного соединения, элементы шарнирного соединения «шарик» и «дуга».
Пальчиковая игра: «Зайки-побегайки»
По лесной лужайке
Разбежались зайки (Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз)
Вот какие зайки, (Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
Зайки-побегайки, (Руки перед грудью (лапки зайца))
Сели зайчики в кружок, (Руки на голове (уши зайца))
Роют лапкой корешок. (Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями)
Вот какие зайки, (Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики).
Зайки-побегайки. (Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики).
Д/игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Учить выбирать детали по образцу на ощупь; развивать внимание;
Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие; формировать
эмоционально-положительное отношение к игре.
Описание игры: Организуя игру, воспитатель подбирает детали конструктора, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все детали были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия деталей, ответить для чего они нужны. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько деталей конструктора. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из деталей, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают детали.
Д/игра: «Разложи правильно»
Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать детали по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму деталей конструктора.
Описание игры: На столе все детали конструктора одного цвета. Ребенку
предлагается разложить детали по коробкам, на которых изображена форма
фигур. По сигналу дети раскладывают детали конструктора по коробкам.
Д/игра: «Цвет и форма»
Цель: Развивать внимание, умение ориентироваться на карточке. Закреплять
представление детей о свойствах деталей: цвете и форме.
Описание игры: В игру, можно поиграть как с одним, так и несколькими
детьми. У воспитателя в коробке находятся геометрические детали конструктора: квадраты, треугольники, прямоугольники, круги и овалы красного, синего, зеленого, желтого цветов. Это детали для ведущего. А у детей карточки с изображением этих деталей (по 5 фигур разного цвета и формы). Игру проводят в нескольких вариантах. В одном из них ведущий показывает по одной детали конструктора, а ребенок, найдя у себя деталь того же цвета и формы, отзывается, берет ее и накрывает ею свою фигуру. В другом варианте от малыша требуется предварительно назвать фигуру, например, «Это красный квадрат, у меня такой есть». В третьем варианте взрослый деталь конструктора не показывает, а только называет ее цвет и форму. Если у ребенка есть такая деталь, он отзывает и получает ее. Тот, кто закрывает все фигуры на своих картах, будет победителем.
Рефлексия: «Как солнечный лучик ярко свечу, новость узнал! Рассказать всем хочу…»
Тема: Знакомство с полной схемой, умение читать схему, построение
моделей по полной схеме «Зайчик», «Кот», «Собачка»
Цель: Продолжать знакомить детей с конструктором ТИКО «Конструирование по полной схеме».
Задачи:
- Формировать умение конструировать по полной схеме: правильно читать схему, определять необходимые детали (количество деталей, геометрические фигуры).
- Учить детей аккуратности в работе и правилам рабочего этикета.
- Воспитывать ответственность.
Ход занятия:
Организационный момент
Физминутка:«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком).
Повторение правил пользования конструктором и приспособлениями.
Пальчиковая игра: «Улей»
Вот улей, там спрятались пчёлы,
Только их нигде не видно.
Вот они появились: одна, две, три, четыре!
Полетели: З- З- З- З.
- Испугался мишка пчёл и убежал.
- Снова пляшут пальчики у девочек и мальчиков!
(руки вверх, пальчики танцуют).
- Вдруг плясать перестали, значит устали.
Усталые, к детям пришли, под щёчку легли и заснули.
(сложенные вместе ладошки кладут под щеку).
Практическая работа
Построение моделей по полной схеме «Зайчик», «Кот», «Собачка»
Загадки (загадки о животных)
1. Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся… (заяц)
2. Этот зверь живёт лишь дома.
С эти зверем, все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это -… (кошка)
3. Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясьсладко,
И умылся мягкой лапкой. (кошка)
4. Скажите, почему мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад — хвостом виляет? (собака)
Д/игра: «Волшебное превращение» (прием оживления моделей из ТИКО-
конструктора).
Цель: Познакомить детей с приемом «оживление» модели из ТИКО-
конструктора
Описание игры:
Играть можно индивидуально с ребенком и с группой детей. Ребенок выбирает себе элементы декора (глазки, носики), которые хочет добавить на свою модель из конструктора. Вместе элементов декора можно использовать пластилин нужного цвета, либо все нарисовать фломастером.
Рефлексия: «Солнышко», мини-выставка.
Тема: Знакомство с контурной схемой, умение читать схему, умение дорисовать контурную схему до полной, построение моделей по контурной схеме «Орешек», «Гриб», «Морковка».
Дидактические игры: «Угадай-ка», «Подарки осени»
Цель: Продолжить знакомить детей с новым «Конструирование по контурной схеме».
Задачи:
- Формировать умение конструировать по контурной схеме: правильно читать схему, определять необходимые детали (количество деталей, геометрические фигуры).
- Формировать умение преобразовать контурную схему в полную.
- Учить детей аккуратности в работе и правилам рабочего этикета.
- Воспитывать ответственность.
Ход занятия:
Организационный момент. Повторение техники безопасности на занятии по конструированию.
Организация рабочего места.
Муз.игра: «Ловкий грибник»
Дети стоят в кругу и поют. Ведущий-ребенок идет за кругом. По окончании песенки он останавливается, ставит грибок между двух игроков.
На полянке на лесной
Вырос белый гриб большой.
Вкусный и полезный,
И на вид прелестный.
Дети говорят хором:
Эй, грибник, спеши скорей,
Первым взять его сумей!
По окончании фразы игроки бегут в противоположные стороны навстречу друг другу под любую подвижную музыку по выбору музыкального руководителя. Кто первый возьмет грибок, тот и становится ведущим.
Практическая деятельность
Построение моделей: «Орешек», «Гриб», «Морковка».
Физминутка: «Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
Д/игра: «Угадай - ка».
Цель: Развитие памяти, логического мышления, речи, слухового восприятия.
Задание: Воспитатель дает определение какого- либо понятия, а ребенок называет все сказанное, одним словом.
1. Место, где много деревьев (лес)
2. Баба в избушке на курьих ножках (Яга)
3. Папа теленка (бык)
4. Он белеет на вершинах высоких гор (снег)
5. Часть тела, которая любит хватать (рука)
6. Мама жеребенка (лошадь)
7. Они видны на небе только ночью (звезды)
8. Дед в шубе, с длинной бородой (Мороз)
9. С крыльями, а не птица (бабочка)
10. Часть тела, которая умеет слышать (ухо)
11. Ребенок, который ходит в школу (ученик)
12. Часть тела, которая любит дразнить (язык)
13. Мамина мама тебе будет (бабушка)
14. Место, где ночуют машины (гараж)
15. Игра с мячом ногами (футбол) и т.д.
16.
Д/игра: «Подарки осени»
Цель: формирование представлений об осени; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе.
Содержание игры: ребенку предлагают серию предметных картинок (овощи, фрукты). Предложить детям отправиться в гости к ежику (белочке) и взять с собой гостинцы.
- Что можно подарить ежику (белочке)? Выслушать ответы детей.
Взять корзинку и класть туда фрукты, спрашивая про каждый:
- Что это? (Это яблоко, это груша, это орешек, и т.д.).
- Что мы подарим ежику? (Мы подарим ежику фрукты).
- Что мы подарим белочке? (Мы подарим белочке орешки).
Рефлексия: «На полянке» мини-выставка.
Тема: «Спортивные снаряды: гиря и штанга»
Цель: Обучение старших дошкольников приёмам конструирования спортивных снарядов (гири и штанги) средствами конструктора ТИКО. Задачи:
- Познакомить со спортивными снарядами и силовыми видами спорта;
- Обогащать словарный запас;
- Воспитывать интерес к спорту посредством занятий физической культурой;
- Развивать умение создавать объемную конструкцию из конструктора ТИКО по образцу.
Ход занятия:
Потянули их слегка. (рывком менять руки)
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседания с хлопками: (приседания, хлопки в ладоши)
Вниз - хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок!
Крутим головой, (вращение головой вправо и влево).
Разминаем шею.
Стой! (останавливаются)
- Ну, что, тело размяли?
Теперь пальчики разомнем.
Пальчиковая гимнастика: «Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться, машут указательным пальцем
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис — теннисист, (загибают пальцы по одному).
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет — футболист,
В хоккей играет — хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
Сгибают пальцы в кулачок.
- Обратите внимание, что сегодня каждый из вас может мастерить по задумке, быть творцом и изобретателем.
- Мне удалось сделала гирю и штангу (показывает на поделки).
Вы можете сделать такие же или немного изменить, придумать свои. Все в ваших руках! Можете приступать к работе. Кому помощь нужна – обращайтесь за помощью!
В: раздаю детям наборы конструктора ТИКО. Рассказываюслуховой (вербальный) алгоритм сборки объемных конструкций, помогаю детям при необходимости соединить детали в нужной последовательности, до получения готовой конструкции. В процессе конструирования дети комментируют и проговаривают в речи процесс сборки, аргументируют его.
Рефлексия:
Дети представляют свои снаряды и демонстрируют упражнения с ними.
- Кто запомнил, как называются снаряды для тяжелоатлета?
- Про какие виды спорта сегодня говорили?
- Как вы понимаете пословицу в здоровом теле – здоровый дух?
Тема: Знакомство с полной схемой, умение читать схему, построение простых моделей по полной схеме «Дорожка», «Лестница».
Дидактические игры: «Продолжи ряд», «Что лишнее», «Поезд для зверят».
Цель: Познакомить детей с новым видом конструирования «Конструирование по полной схеме».
Задачи:
- Формировать умение конструировать по полной схеме: правильно читать схему, определять необходимые детали (количество деталей, геометрические фигуры).
- Учить детей аккуратности в работе и правилам рабочего этикета.
- Познакомить с новым термином «полная схема».
- Воспитывать ответственность.
Ход занятия:
Организационный момент(рассматривание полной схемы и диалог с игрушкой- ТИКО-Зайчиком).
Беседа о безопасном использовании необходимых на занятии приспособлений.
Организация рабочего места.
Практическая деятельность. Построение простых моделей по полной схеме «Дорожка», «Лестница».
Физминутка:
«Веселые прыжки»
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.(3 раза)
Ситуативная игра: «А если бы, детали конструктора могли говорить?»
Д/игра: «Продолжи ряд»
Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды
геометрических деталей конструктора по образцу, данному воспитателем;
закреплять знания геометрических фигур.
Описание игры: Воспитатель заранее готовит математические карточки по
количеству детей и большое количество плоскостных геометрических деталей, которые дети могут использовать для продолжения ряда.
На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его на ковре, используя конструктор «ТИКО».
Д/игра: «Что лишнее»
Цель: Закрепить название основных цветов, различных оттенков, учить детей группировать детали по цвету.
Описание игры: Для игры используется карточки с изображением деталей
конструктора, входящих в основные цвета. Разложив четыре карточки, среди
которых три детали относятся к одному цвету, а одна деталь не относится к нему, взрослый предлагает ребенку назвать лишнюю деталь. После ответа обязательно нужно ребенку аргументировать свой ответ: «Почему ты решил, что эта деталь лишняя!»
Д/игра: «Поезд для зверят»
Цель: Обогащение активного словарного запаса существительными
обозначающими диких животных домашних животных и птиц; построение
простых моделей по полной схеме; выработка умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, на чем, около чего?
Развитие логического мышления и памяти, мелкой моторики
Описание игры: В процессе игры, ребенок в первую очередь знакомится с
Различием цветов, развивается внимание, память, речь. В игре можно
придумывать каждый раз различные истории, отправляться в путешествие на
поезде с разноцветными вагонами, тем самым, развивая творческую активность детей. Классификацию диких и домашних животных и птиц. Выкладывая детали конструктора по полной схеме, построение простых моделей по полной схеме. Ребёнок развивает мелкую моторику рук.
Рефлексия: «Как на нашем, на занятии, было много разной знати. Ну а мы же всех умней, вам расскажем мы скорей…», мини-выставка.
Тема: «Объемные геометрические тела в ТИКО - стране»
Цели: Закрепление знаний объемных геометрических фигур с помощью конструктора ТИКО.
Задачи:
- Развивать конструкторские навыки
- Развивать ориентировку в пространстве
- Учить работать в паре
- Учить работать по контурным и полным схемам
Материал:
ТИКО - конструктор, схемы, фигуры животных; мешочек, набор объемных геометрических тел (шар, пирамиды, куб, цилиндр).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Д/ И «Волшебный мешочек».
В.: Ребята я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой вот такой волшебный мешочек (показываю детям волшебный мешочек). А что в нем лежит, мы сейчас узнаем. (дети на ощупь отгадывают предмет, лежащий в мешочке: шар, куб, цилиндр, пирамида).
В.: Все верно. А как, одним словом мы можем назвать эти предметы?(Объемные геометрические тела (фигуры)).
2. Слуховой диктант. Работа с ТИКО конструктором.
В.: Ребята, к нам кто – то очень просится в гости. А кто, мы сможем узнать, выполнив слуховой диктант.
Дети садятся за столы и из деталей ТИКО конструктора через слуховой диктант изготавливают зайца.
Заяцдетали: прямоугольник - 2, пятиугольник - 3, треугольник остроугольный - 2.
Задание:
1. Расположите прямоугольник вертикально.
2. Сверху, справа и слева к прямоугольнику прикрепите по одному пятиугольнику.
3. К верхнему пятиугольнику сверху справа и слева прикрепите два остроугольных треугольника.
4. К нижней стороне прямоугольника горизонтально по центру прикрепите еще один прямоугольник.
В.: Кто же ребята к нам пришел в гости?
Д.: Зайчонок ТИКО.
В.: Все верно – это зайчонок ТИКО. Но он к вам пришел не просто так. В ТИКО стране грустят его друзья. А как им помочь он не знает и просит вашей помощи. Что же мы, ребята, будем делать?(Будем помогать друзьям зайчонка).
В.: Это вы хорошо придумали. Тогда давайте закроем глаза, произнесем заклинание и переместимся в ТИКО страну. А заклинание будет такое: «Раз, два, три покружись в ТИКО стране окажись».
Дети произносят слова и крутятся в круг своей оси.
3. Конструирование пирамиды.
В.: Вот мы с вами и в ТИКО стране. И первый друг зайчонка, который нуждается в вашей помощи, спрятан в моей загадке:
Горбатый, но не человек,
По пустыне ходит век. (верблюд).
В.: Совершенно верно, на местности, где ходит верблюд, дули сильные ветра, и они разрушили все постройки. Как вы думаете, какие?(пирамиды).
В.: Да, все верно, без них, верблюду очень сложно ориентироваться в пустыне и совсем скучно смотреть на один песок. И просит вас верблюд восстановить все разрушенные постройки.(дети из конструктора ТИКО изготавливают пирамиды).
4. Конструирование куба с использованием дифференцированного подхода (контурные и полные схемы).
В.: А теперь мы из пустыни пройдем в ТИКО лес. Кто же здесь, нуждается в вашей помощи, узнаем, отгадав загадку:
Любит птица потрещать.
И деревни навещать.
Всё блестящее хватает.
И домой к себе таскает.
Черноока, белобока,
И зовут её … (сорока).
В.: Все верно (достаю сороку, сделанную из ТИКО конструктора). Вы знаете, ветра видно дули не только в пустыне, но и в лесу. Дул ветер так сильно, что разрушил гнездо сороки, и все украшения из него выпали. Сорока просит вашей помощи в создании места, куда бы она сложила все блёсточки. Ребята, давайте вспомним, где можно хранить украшения?(в коробке, в шкатулке).
В.: Правильно, на какую объемную фигуру похожа шкатулка либо коробочка?(да куб, имеет кубическую форму).
При изготовлении куба используется дифференцированный подход: берутся контурные и полные схемы развертки куба.
В.: Сорока вам очень благодарна и хочет с вами поиграть.
5. Музыкальная физминутка под песню «Как живешь? Вот так…».
Дети под музыку выполняют нужные движения.
6. Конструирование цилиндра.
В.: Веселую игру придумала сорока! Ну а нам пора идти дальше. И следующий друг зайчонка тоже спрятался в загадке:
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?(лиса).
В.: Верно. Вы знаете, ребята, лисичка насобирала целый букет цветов. А куда их деть она не знает. Подскажите ей?(цветы ставят в вазу или банку).
В.: Совершенно верно, на какую объемную фигуру похожа ваза или банка?
(на цилиндр).
В.: Тогда вам надо сделать цилиндр, который послужит вазочкой для цветов, собранных лисой. (Дети по развернутой схеме изготавливают цилиндр).
7. Конструирование шара в паре.
В.: Последнее животное, кому нужна ваша помощь, вам должно быть очень знакомо: Есть глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка).
В.: Конечно, это кошка. Точнее, котенок. (показываю кошку из конструктора) Скажите, а чем любят играть котята?(шариками, клубочками).
В.: У котенка потерялись все клубочки. Ему без них очень скучно. Просит он вас сделать для него другие, новые клубочки. Давайте вспомним, на какую фигуру похож клубочек.(на шар, имеет шарообразную форму).
В.: Верно, для того что бы помочь котенку, давайте разделимся на пары. И по образцу сделаем шарик – клубочек.
Дети сами выбирают себе пару. По развернутой схеме выполняют конструирования шара.
В.: Ну вот ребята, вы все сделали, всем помогли. Все звери довольны и благодарят вас за помощь. А нам пора возвращаться в детский сад. Произносим наше заклинание «Раз, два, три покружись, в группе окажись».
8. Рефлексия.
Ребята, где же мы с вами только что были? Кому помогали? Что делали? Скажите, а где мы в жизни можем встретить эти объемные фигуры?
Тема: «Зимующие птицы Новосибирской области»
Цель: Совершенствование навыков конструирования с использованием ТИКО - конструктора.
Задачи:
- Расширить представление детей о зимующих птицах;
- Закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций;
- Действовать по алгоритму с опорой на схему;
- Действовать по словесной инструкции;
- Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми.
Материал: фильмы «Снегирь» и «Синицы», конструктор ТИКО на каждого ребёнка, индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Птицы».
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа: игры с конструктором ТИКО, чтение художественной литературы про зимующих птиц.
Ход занятия:
В: Ребята, какое сейчас время года? Сегодня на занятии мы поговорим о птицах, которые остаются и живут рядом с нами, не смотря на холодную снежную зиму.
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются… (Синицы)
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
В: С наступлением холодов, многие птицы улетают на юг, в жаркие страны, а снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут в лесу. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
В: Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
- Воробей, синица, снегирь…Какие это птицы? (Зимующие)
- А каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, кукушка т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)
- Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
- Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
- Чем покрыто тело птиц?
- Для чего нужны перья?
- У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? А какая синица? Что можно сказать про воробья?
- А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
- Воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит.
- Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
Д/игра: «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - …(маленький).
У воробья хвост короткий, а у вороны - …(длинный).
У воробья лапки тонкие, а у вороны - …(толстые) и т.д.
Физминутка:
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, летают),
Птички прыгают, поют, (поют),
Птички крошки собирают. (Собирают),
Зёрнышки клюют. (Клюют),
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели (Улетают),
И на место сели. (Садятся на стульчики).
Схема плоскостных фигур – птиц.
Тема: «Корзинка с грибами»
Цель: Создание модели ТИКО-грибов, обучающимися, при помощи конструктора
Задачи:
- Закрепить знания геометрических фигур и их цветовую палитру
- Развить умение работать по схеме
- Воспитывать умение помогать друг другу
Ход занятия:
Приветствие: приветствуют друг друга с помощью колокольчика.
- Здравствуй, …! Динь-дон-дон!
- Доброе утро, …! Динь-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
Ребята, какое же сейчас время года? Что начинают делать звери, с наступлением осени?Чем питаются лесные звери?
С наступлением зимы, вся еда уходит под снег, и зверям до зимы необходимо запастись едой.
Я шла к вам на занятие и встретила белку, она сидела с пустой корзиной и грустила. Я спросила у неё, что произошло. Оказывается, белка не успела заготовить один продукт и из-за этого ей грустно. Вы поможете белке? Я знала, что вы хорошие ребята, и никогда никого не оставите в беде.
Как вы думаете, какой продукт не успела заготовить белка? Чем питаются белки?
Чтобы узнать, что это за продукт нам нужно собрать пазл. Что, у вас получилось? Отлично, вы готовы сделать грибы для белки? А с помощью чего мы их будем делать?
Какие грибы вы знаете? Обратите внимание на картинки, какие грибы изображены (лисичка, сыроежка, подберезовик). Назовите отличие между этими грибами? Ребята, вы готовы помочь белке?
Прежде, чем приступить к работе, нам не обходимо размять пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Это пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Отлично, присаживайтесь за свои рабочие места.
Вспомним технику безопасности, как вести себя в кабинете.
А теперь предлагаю найти все нужные детали для гриба. Сперва предлагаю построить гриб лисичку, она желтого цвета. Посмотрите внимательно на схему, из каких фигур состоит гриб?
Как мы должны скреплять детали?
Скажите, что эта за фигура и какого цвета?
Теперь найдите такую же фигуру у себя и скрепите. Отлично
А что эта за фигура? И т.д. на каждый гриб.
Физкультминутка
В лес пойдем мы за грибами
Соберем с тобой их сами.
Раз – грибок, два - грибок,
Вот уж целый кузовок!
Дождь закапал ой-ой-ой!
Побежим скорей домой!
Присаживайтесь на свои места и продолжайте работу.
Расскажите, вы ходили по грибы в этом году?
Вы знаете, что некоторые грибы не съедобные? Например, мухомор
Отлично ребята, вы помогли белке!
Я предлагаю сложить все грибы в корзину и после занятия я передам её белке. Она будет очень благодарна вам! Скажите, что мы с вами собирали? С помощью какого конструктора мы собирали?
Отлично, теперь возьмите смайлик, которым вы готовы описать свою работу на занятие.
Рефлексия: Смайлик с улыбкой – у вас всё получилось, и не было трудностей
Без улыбки – у вас были трудности
Спасибо за занятия, до свидания.
Тема: «Грузовичок для ТИКО-мишки»
Цель: Развивать умение воссоздавать разные предметы из деталей ТИКО - конструктора по схеме, закрепить знания о дорожном транспорте.
Задачи:
- Учить создавать плоскостные фигуры по схеме, соединять детали конструктора без затруднений, закреплять знания о геометрических фигурах, расширить представление о транспорте;
- Развивать мелкую моторику рук, внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление;
- Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе.
Ход занятия:
Организационный момент
Оборудование:
1. Конверт с загадками;
2. Корзины с деталями ТИКО;
3. Схемы плоскостной фигуры «Грузовик»
- Здравствуйте, ребята! Пока я шла к вам, встретила ТИКО-мишку. Он передал для вас конверт. Я не знаю, что там давайте вместе откроем и посмотрим.
В конверте карточки с загадками. Дети отгадывают загадки.
1. Грузов
столько он везёт,
Хватит всем на целый год:
Мебель, доски, кирпичи
И спортивные мячи.
Отдыхать он не привык
Наш трудяга … . (грузовик)
2. Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус)
3. У него — два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (велосипед)
4. Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведет её пилот.
Что за птица? (самолёт)
Как это всё можно назвать, одним словом? (транспорт).
Самолёт – это тоже транспорт, но какой? (он летает – это воздушный транспорт, а машины – это дорожный транспорт).
Как называется транспорт, который перевозит людей? (пассажирский)
Транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).
Что перевозит грузовой транспорт? (грузовой транспорт перевозит: продукты, мебель, дрова, песок, щебень).
Основная часть.
Ребята посмотрите, что еще было в конверте (раздает индивидуальные карточки – схему плоскостной фигуры (грузовик).
- Вы догадались, что изображено на карточках? (грузовик).
- Молодцы! Давайте посмотрим, какие детали нам понадобятся из конструктора.
- Какие геометрические фигуры вам будут нужны?
- Теперь отберите необходимые детали для постройки грузовика.
Физкультминутка:
Грузовик песок везет (Руки на поясе, шагаем на месте).
Удивляется народ: (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу,
разводят руками, делают удивленное лицо).
«Вот так чудо — чудеса, (2 раза наклоняют голову вправо – влево.
В нем песок под небеса» (Тянутся на носочках, поднимая руки вверх).
Практическая часть
Педагог предлагает приступить к работе. Дети по карточкам конструируют грузовик.
Заключительная часть
Рефлексия:
- Посмотрите, какие замечательные грузовички у нас получились. Тебе, чей грузовик больше понравился. Почему? А тебе, чей? Почему?
- А кто помнит, какой это вид транспорта?
- Какой материал мы использовали для конструирования? (ТИКО-конструктор)
Вам понравилось наше занятие? Что больше всего? Что нового и интересного вы узнали на занятии?
Молодцы! Вы славно потрудились, мне понравилось, как вы мне отвечали. Наше, занятие подошло к концу. Всем спасибо.
Тема: Конструирование ТИКО моделей по полной и контурной схеме: «Снежинка», «Разноцветная гирлянда», «Снеговичок», «Конфета»
Дидактические игры: «Раз снежинка, два снежинка», «Кто быстрее»
Цель: Продолжить учить детей конструировать по полной и контурной схеме.
Задачи:
- Формировать умение конструировать по полной и контурной схеме: правильно читать схему, определять необходимые детали (количество
деталей, геометрические фигуры).
- Формировать умение преобразовать контурную схему в полную.
- Учить детей аккуратности в работе и правилам рабочего этикета.
- Воспитывать ответственность, взаимовыручку.
Ход занятия:
Тема: Изображение плоскостных фигур схематически «Дорожка», «Птица», «Воздушный шар», «Мороженое (рожок), «Гриб».
Цель: Формировать умение детей переносить фигуру в схематическое изображение.
Задачи:
- Формировать умение изображать плоскостные фигуры схематически;
- Учить детей аккуратности в работе и правилам рабочего этикета;
- Воспитывать ответственность, взаимовыручку.
Ход занятия:
Организационный момент:
П/ игра: «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание.
Содержание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образуют круг («мышеловка»), остальные изображают «мышей» и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, развелось их, просто страсть!
Все погрызли, все поели, всюду лезут! Вот напасть!
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас,
Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!
По окончании текста дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, «мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают. По сигналу: «Хлоп!»- дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и становятся в круг.
Повторение правил крепления конструктора.
Организация рабочего места. Практическая деятельность.
Физминутка: «Вверх
рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять
руки).
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой).
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево).
Д/игра:«Кто спрятался?»
Цель: Закрепление порядкового счета, подготовка руки к письму.
Содержание: Индивидуальная работа. Чтобы узнать какой предмет спрятался на рисунке, необходимо соединить точки по цифрам. Раскрасить.
Д/игра: «Похоже не похоже».
Цель: развитие логического мышления, закрепление знаний о птицах родного края.
Содержание: На карточке изображены две птицы. (Попугай и Снегирь)
Дети должны назвать что общего у этих птиц и чем они отличаются.
Рефлексия: «Яркая звезда - клякса», мини-выставка.
Тема: Конструирование с помощью устной инструкции «Звезда», «Ракета», «Солнце».
Дидактические игры: «Угадай-ка», загадки про геометрические фигуры.
Цель: Совершенствование умения конструировать модели с помощью конструктора ТИКО.
Задачи:
- Совершенствовать умение конструировать с помощью инструкции.
- Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Подвижная игра «Звездочет».
2. Повторение правила пользования конструктором.
3. Организация рабочего места. Практическая деятельность.
Мимическая гимнастика:
Как хитрющий рыжий кот,
Поморгаем мы. Вот! Вот!
Левый глаз! Правый глаз!
Получается у нас!
Загадки космические
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Мерцая хвостом. (Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Луноход)
Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (Телескоп)
Рефлексия: «Звездочка-точка», мини-выставка.
Тема: Творческое конструирование, использование готовых схем, придумывание детьми схем самостоятельно. Конструирование моделей по творческому замыслу.
Цель: Учить детей конструировать по собственному замыслу
Задачи:
- Формировать умение конструировать по замыслу.
- Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход занятия:
Организационный момент
Подвижная игра:«Платочек»
Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность
Содержание игры: Дети образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу воспитателя он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них платок на плечо и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. Водящий и ребенок с платком должны отыскать пустое место и встать на него.
Правила: вставший на место остается в кругу, а опоздавший становится водящим.
Пальчиковая гимнастика: «Ветер дует, задувает …».
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает,
И за рыбками ныряет.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Организация рабочего места. Практическая деятельность.
Рефлексия: «Дерево или цветочек», мини-выставка.
Тема: Конструирование моделей по творческому замыслу. Симметрия.
Цель: Продолжать учить детей конструировать по собственному замыслу,
составлять симметричные узоры.
Задачи:
- Формировать умение конструировать по замыслу.
- Учить детей составлять симметричные узоры.
- Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Ход занятия:
Организационный момент.
П/ игра: «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять.(Загибают пальчики,
начиная с большого)
Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.(«Шагают» пальчики по столу).
Организация рабочего места. Практическая деятельность.
Физминутка: «На лугу»
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
Рефлексия: «Цветочек и трава», мини-выставка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАГАДКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды - трудные дела
Мы трижды совершим (треугольник равносторонний).
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (треугольник прямоугольный).
Злая рыба
хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?(остроугольный треугольник).
Три моих стороны могут разной быть длины.
Где стороны встречаются
– Угол получается.
Что же вышло?
Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. (треугольник остроугольный).
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.