Шарифуллина А.Р. учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10»
«Мастер –класс» Формирование познавательных и коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий как один из факторов внедрения ФГОС в образовательную деятельность школы.
Цель: создать условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, направленной на повышение эффективности образовательного процесса посредством наращивания у него знаний о новых методиках, приёмах и технологиях формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Планируемый результат: умение моделировать учебные ситуации на уроке в режиме технологий формирования познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.
Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.
Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:
· составление схем-опор;
· исследование;
· работа со словарями;
· решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;
· установи соответствие;
· разгадай путаницу;
· заполни пропуски в предложениях;
· реши тест;
· составление маршрутов походов, путешествий;
· карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;
· развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;
· «Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);
· анаграммы;
· определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);
· исторические загадки;
· работа с разными видами таблиц;
· составление развернутого плана;
· «Найди лишнее» и т.д.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
· формулировать высказывание, используя научные термины;
· допускать возможность существования различных точек зрения;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,
чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Особенно ярко проявляются коммуникативные способности во время групповой работы в классе.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
· игровые задания;
· групповая работа по составлению кроссвордов, ребусов, чайнвордов, тестов;
· групповое исследование;
· отзыв на работу товарища;
· создание проектов;
· подготовьте рассказ…;
· задания на диалоговое общение;
· совместное рисование;
· компьютерная презентация;
· опишите объект, явление и т.д.
Задание № 1. Составляем тест.
Цель: формирование коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества; развитие умения работать с различными видами источников для выполнения задания.
Возраст: 10 класс
Форма выполнения задания: групповая.
Материал: учебник, справочная литература, интернет-ресурс, атласы.
Описание задания: составить тест по теме «Традиционное хозяйство народов Западной Сибири» используя необходимый материал. Класс делится на пять групп по 5-6 человек. Каждая группа создаёт свой вариант теста, в котором должны быть тестовые задания следующих видов: 6 – с выбором ответа, 6 – дописать ответ, 1- на установление соответствия.
Инструкция: в каждой группе распределить виды заданий между собой; выбрать координатора; изучить, проанализировать необходимый материал и приступить к выполнению своих заданий. Презентация работы классу.
Критерии оценивания:
· умение слушать и слышать друг друга, сплочённо работать в группе;
· уважительное отношение к друг другу;
· умение работая с материалом подобрать интересные, обучающие вопросы.
2. Задание № 2. Написание Эссе – один из способов развития коммуникативных УУД.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, нам необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства. Очень важно стимулировать мотивацию учащихся, применять элементы игры, соревновательности, поскольку выполняемые с охотой и удовольствием задания наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты.
Одним из видов учебной деятельности, применяемой в изучении обществознания, является написание эссе. Уже в 6 классе проводим первые пробы, учимся писать эссе по алгоритму на простейшие темы. В 7 классах закрепляем правила написания эссе, усложняем темы. В 8-11 классах пишем эссе в рамках подготовки к ОГЭ т и ЕГЭ. Чем же хороша процедура написания эссе для развития коммуникативных УУД?
Приведу пример из 7 класса. В феврале в 7 классах были изучены в курсе обществознания темы «Межличностные отношения» и «Конфликты».
На уроке закрепления темы ребятам была предложена тема для написания эссе, высказывание о неуступчивости в конфликтах. На доске было написано клише, на экране – алгоритм написания эссе. Ребятам было предложено разделиться: кто согласен полностью с высказыванием - садились на один ряд, кто не согласен - на другой. В ходе написания можно было советоваться с товарищами, приводить общие аргументы. В ходе коллективной работы родились разные эссе, кто послабее – писал общие фразы, кто посильнее – писал свое. В конце урока я попросла желающих прочесть свои эссе. Желающих было немало, но не все. Так я отрабатываю с ребятами навык написания задания 36 ЕГЭ по обществознанию. Уже в 6-7 классе они знают, что такое эссе, получают навык написания таким нескучным способом - коллективной работой с совместным обсуждением и зачитыванием результатов.
В такой работе проявляется ребенок, становится очевидно, стремится ли он занять лидерскую позицию или подчиняется другим, умеет ли договариваться или постоянно ссорится со своими друзьями? Может ли ребенок привлечь внимание сверстников при помощи слов (вербальные действия), мимики, жестов (невербальные действия).
Доброжелателен ли он в общении с другими, умеет ли заинтересовать сверстников, может ли спокойно и внимательно выслушать друзей. Или он обособился и не контактирует с одноклассниками. Есть и такие ребята.
Речь – это способ познания действительности; она выполняет главную функцию общения и эмоционального самовыражения. Такая процедура написания эссе - универсальный способ развития коммуникативных навыков и культуры речи и мышления. Здесь прослеживается явная связь предметов обществознания, литературы, русского языка.
В ходе декады предметов гуманитарного цикла мы планируем показать коллегам интегрированный урок литература-обществознание по формированию коммуникативных УУД на примере написания эссе.
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках истории и обществознания с использованием различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Задание №3
Прием «инсерт».
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (пометки на полях).
Например
«+» - уже знал
«!» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Задание: Ставьте значки по ходу чтения на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно количество значков увеличится.
Раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на все лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны.
В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь.
Каждого победителя венчали лавровым венком.
На огромном стадионе зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники. Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.
Состязаться могли только свободные мужчины-греки, полноправные граждане.
Во всеуслышанье оглашали имя победителя и название полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске, которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.
Победителя освобождали от всех налогов.
Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса.
Задание №4
Текст с ошибками. Исправьте не менее 4-х ошибок.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились музыке, поэзии, красноречию. В палестрах мальчики учились читать, считать, писать. А в гимнасиях занимались борьбой, Слушали выступления известных стратегов и ораторов.
Задание №5
Исторический текст, с пропусками слов.
Тема урока: Афинский порт Пирей
«В двух военных гаванях порта Пирей находились 400 ____.На военных кораблях служили только афинские____. Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба ______были граждане. По закону_______ граждане должны были за свой счёт боевой корабль».
Слова для справок: 1. богатейшие 2. родителя 3.граждане 4. Триер
Задание №6
«Бумажная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся – распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение презентовать свой продукт
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь
Задание №7
Написание Эссе.
Должна Россия ли помогать ЛНР И ДНР?Выскажите свое мнение, приведите аргументы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.