Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6

Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках в начальной школе»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
СCУЗ, ВУЗ
26.11.2023
Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ   на уроках  в начальной школе»
Различные приемы работы с детьми ОВЗ
Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках в начальной школе».docx

 Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ   на уроках  в начальной школе»

 

                                        Ход урока

Действия участников мастер-класса:
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.

Ход мастер-класса
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.

Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки.
Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!
В процессе работы попробуем освежить в памяти знания об  «Эффективных методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ и  УО (ИН) на уроках  в начальной школе», обменяемся опытом работы по данной теме и проанализируем данную проблему.
Работу построим следующим образом:
1. Представление технологий.
2. Практическая часть.
3. Обсуждение в творческих группах.
4. Рефлексия.
Деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо осуществить наиболее полную реабилитацию личности обучающегося с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.

-Для того, чтобы наш мастер-класс прошёл удачно, давайте подготовим нашу голову к работе. Сделаем «мозговую гимнастику

Ленивые восьмёрки.

Цель: активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. Качания головой.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

 

Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на  овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия). Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Динамично помогают начать урок такие методы , как «Галерея портретов», « Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети ,выполняя задание , должны коснуться , улыбнуться,  

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей , ожиданий , опасений. Здесь помогут такие методы  ,как «Дерево ожиданий», «Цветочная поляна», « Ковёр идей», « Фруктовый сад» и др. Данные методы позволяют лучше понять   каждого ученика , а полученные материалы в дальнейшем  использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал. Такие методы , как «Кластер», « Инфо-угадайка», « Мозговой штурм» удобны для презентации учебного материала. Для работы в группах , проведения дискуссий можно применять метод « Ульи», «Светофор», « На линии огня».

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Иногда нескольких минут достаточно , чтобы весело и активно расслабиться и восстановить энергию. СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное,  обобщать, классифицировать.

Технология  критического мышления  -  главная  компетенция  профессионала  XXI   века.

Критически мыслящие люди умеют:

v  решать задачи;

v  открыты для новых идей;

v  умеют решать проблемы в сотрудничестве с   другими людьми;

v  умеют слушать собеседника;

v  рассматривают проблемы  с   разных точек зрения;

v  любознательны.

«Телеграмма»( звукотерапия) Дети, взявшись за руки, образуют круг. Учитель, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.

С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.

Нарисуй букву или цифру ( тактильное общение на спине соседа) Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности.

2. Использую в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • лёгкое надавливание,
  • пощипывание,
  • похлопывание,
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

  • катание одного грецкого ореха или шарика,
  • массажные мячи
  • катание ребристого карандаша,
  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

 

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями (цветотерапия).

 

Завершить урок можно, применив такие методы , как «Ромашка», « Мудрый совет»,  Итоговый круг».

 

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку. У   всех с первого раза получилось? (ответы )А к концу у кого получилось? (ответы )Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

Игры из нетрадиционного материала:  Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений,  носящих игровой характер.

- «Покорми Хрюшу!» (птичку, собачку, коровку и др). Пластиковый контейнер от ватных палочек (либо другой подходящий по форме) с изображением мордочки животного (приклеить, нарисовать и др) с отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки.

- «Веселые прищепки». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки, лучи для солнца и т.д.

- «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок. 2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.

- «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.

-  «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки дыроколом, подобрать шнурки, веревки.

- «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

- «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

- Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок.

- «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы положить на ковер, на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

- «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.

4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррекции тактильных ощущений ребенка:

«Поймай киску»

«Чудесный мешочек»

 «Определи на ощупь»

 «Платочек для куклы

 «Догадайся, что за предмет»

«Найди пару»

«Где я взял воду»

«Маленькая няня»

«Угости зверюшек»

«Теплый-холодный»

«Легкий-тяжёлый» и другие.

Активные методы позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи. 

Как и у каждой методики у активных методов обучения есть свои плюсы и минусы.

 А я хочу Вам предложить нестандарный метод рисования «Ниткография» по другому рисование про помощи ниток.

Предлагаю научится  рисовать нитью. Каждый рисунок получится универсальным и неповторимым, а самое интересное, что ни один юный художник до последнего момента не будет знать, что за таинственное произведение искусства у него получится.
Для этой чудесной работы нам необходимо:
- чистый лист бумаги А4;
- краска (гуашь или акварель);
- стаканчик с водой;
- тонкая нитка;
- ножницы.

Для начала сложите лист бумаги пополам, а затем снова его разверните и положите перед собой. У вас должна быть отчетливо видна линия сгиба.

Теперь приготовьте несколько ниток примерно одной длины. (мы взяли 6 ниток)

Краски смачиваем водой. Берем одну ниточку и опускаем половину в краску. Делаем все аккуратно, чтобы не испачкать руки и рабочую поверхность

Когда ниточка полностью пропитается краской, взять за ее сухой кончик и перенести на одну половину листка бумаги таким образом, чтобы цветная сторона нитки располагалась на листке в произвольной форме, а сухой кончик нитки выходил за пределы листка.

То же самое проделать с остальными нитками, используя для работы другие цвета краски.

Использовать можно любое количество ниток и красок на ваше усмотрение. Когда все, приготовленные вами нитки будут лежать на листке бумаге, складываем лист пополам по линии сгиба, которую мы сделали в самом начале работы.

Теперь лист бумаги плотно прижимаем ладонью, а свободной рукой тянем за кончики ниток, которые видны из-под бумаги.

А теперь наступает самый интригующий момент, раскрываем лист бумаги и смотрим, что у нас получилось.

У каждого, получается уникальная работа, и нет ни одной одинаковой!
Как видите, все легко и просто. Теперь только нужно, чтобы краска высохла. Надеюсь, ваша работа удалась, и вы получили массу положительных эмоций!

 

 


 

Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с

Мастер-класс «Эффективные методы и приёмы работы с детьми с

Обсуждение в творческих группах

Обсуждение в творческих группах

Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч

Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал

Телеграмма»( звукотерапия) Дети, взявшись за руки, образуют круг

Телеграмма»( звукотерапия) Дети, взявшись за руки, образуют круг

Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, массажные мячи катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности…

Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, массажные мячи катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности…

Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки

Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки

Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу

Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу

Для этой чудесной работы нам необходимо: - чистый лист бумаги

Для этой чудесной работы нам необходимо: - чистый лист бумаги

У каждого, получается уникальная работа, и нет ни одной одинаковой!

У каждого, получается уникальная работа, и нет ни одной одинаковой!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023