Мастер Класс "Эффективный урок: технология исследовательского обучения"

Мастер Класс "Эффективный урок: технология исследовательского обучения"

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК.docx

МБОУ Лекаревская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР КЛАСС

на тему:

«Эффективный урок: технология исследовательского обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела:

Тавеева Дина Радиковна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 марта 2019 г

Слайд 1

 

«Эффективный урок: технология исследовательского обучения»

Слайд 2

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса

Слайд 3

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

·  личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

·  содержания учебного материала;

·  применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Слайд 4

К настоящему времени нет общепринятого определения понятия «исследовательское обучение». На мой взгляд, исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей осуществляются в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога. Исследовательское обучение (обучение путем организации исследовательской деятельности учащихся) представляет собой дальнейшее развитие видов обучения (догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного и развивающего).

Концепция исследовательского обучения была разработана в трудах американского философа и педагога Джона Дьюи. По его утверждению, чужие слова и книги могут дать знания, но воспитывают не они, а опыт. Он пишет о том, что призвание школы – не изымать молодежь из окружающей среды и заставлять изучать сведения о том, как познавали мир другие люди; школа должна давать возможность для проявления стремлений к освоению мира, для интеллектуальной инициативы ребенка. Он считал, что в процессе обучения надо исходить из четырех основных детских инстинктов: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта и социального инстинкта. На основе этих инстинктов развиваются интересы ребенка; используя их, школа может превратить обучение в продуктивный и увлекательный процесс. Для этого обучение должно быть организовано так, чтобы учащийся оказывался в позиции исследователя

Слайд 5

Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной деятельности учащихся путем вовлечения их в поисковую работу творческого характера. Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский ученый в области сравнительной педагогики М.В. Кларин пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем»

Слайд 6

Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению (познанию) окружающего мира. При исследовательском обучении большое значение имеют интересы и склонности учащегося и мотивация его познавательной активности.

В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации:

– преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся;

– преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно;

– постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.

По мнению американских педагогов механизм исследовательского обучения начинает эффективно функционировать при соблюдении следующих требований:

● Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде;

● Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

● Побуждать их к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;

● Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах;

● Предоставлять им возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Слайд 7

Учебное исследование учащегося, так же, как и исследование, проводимое ученым, неизбежно включает следующие элементы:

– выделение предмета исследования, постановку проблемы (что и зачем нужно изучать, познавать, исследовать);

– определение целей и задач исследования (какой результат, какие знания мы должны получать, чему научиться, какие задачи для этого решать);

– выработку гипотез, выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выдвижение предположений, идей относительно поставленной проблемы и решения задач); выбор гипотезы;

– выбор методов исследования (способов решения задач – наблюдения, анализа, измерения, сравнения, эксперимента, моделирования и т.д.);

– разработка методики проведения исследования (планирование исследовательской деятельности учащихся);

– реализация методики или плана исследования (сбор материала путем изучения литературы, применения запланированных методов);

– анализ и обобщение полученных данных;

– подготовку и защиту итогового продукта (доклад, отчет, проект и др.).

Слайд 8

Технология исследовательской работы

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

К числу таких заданий могут быть отнесены:

- фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел.

Фокус 1. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а так же задаваться на дом. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно включить задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», на развитие смекалки и логики:

- Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколь ко лет сын будет младше отца вдвое?

Слайд 9

На примере изучения   темы «Угол. Виды углов. Прямой угол. Построение прямого угла» хочу показать, как работает  технология исследовательского обучения  на каждом этапе урока 

Ι этап. Формирование понятий

Для того чтобы вовлечь учащихся в исследовательскую работу, предлагаю перечислить объекты (фигуры, их признаки свойства) и объединить в группы. Для этого ставятся соответствующие вопросы. Так, вопрос «Что вы увидели? Заметили?» побуждает детей к перечислению данных объектов, вопрос «Какие предметы (фигуры и т.д.) связаны друг с другом?» побуждает детей к объединению данных в группы.

Заметим, что эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного «правильного» ответа. Дети не стремятся «угадать, что у учителя на уме», они ведут активный интеллектуальный поиск.

Задание 1. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, надо рассказать, какие дома в нём построены. (Карточки с фигурами на доске)

 

                   

 

  

  

 

- На какие две группы можно разделить фигуры на доске?

(Обучающиеся называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор, убирают фигуры без углов.)

На какие группы можно разделить оставшиеся фигуры?

(Оставшиеся фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)

- Что общего у фигур каждой группы?

 

- Сколько углов у этих фигур?

 

 

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну геометрии?

- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 8, прочитайте тему и задачи урока.

- Назовите виды линий и многоугольников, известные вам.

(Линии: прямая, ломаная, кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник).

- Давайте попробуем собрать фигуру из тех фигур, что лежат у вас на столах (два луча с общей буквой О).

- Что за фигуры у нас получилась? (угол).

Слайд 10

Задание 2. Конструирование прямого угла из листа бумаги.

- А что делать, если линейки под рукой не оказалось?

- Возьмите тетрадь и приступим к выполнению первой задачи исследования - научимся чертить прямой угол.

Строят прямой угол. Раскрашивают прямые углы разными цветами. Называют, что в центре листа 4 прямых угла.

Слайд 11

Инструкция №1.

1 - Начертите в тетради два луча, имеющие общее начало, которые пересекаются под прямым углом. Можешь использовать угольник.

2 - Какой угол у тебя получился? Подпиши его название.

- Рассмотрите углы, лежащие у вас на столе. Распределите их по группам.

Распределяют на три группы (острые, прямые и тупые углы, не называя их).

Коллективная проверка.

Слайд 12

ΙΙ этап. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий

После того, как класс исследуемых объектов определен, ставится задача найти, «открыть» другие общие свойства рассматриваемых объектов. При рассмотрении свойств изучаемых объектов ученики ставятся в позицию «открывателей свойств», побуждаются высказывать предположения о наличии тех или иных свойств.

Обычно этап открывается вводным вопросом учителя, направленным на припоминание уже известных данных. Например, «Что вы узнали об углах?». Все сведения сводятся воедино; все, что может быть представлено в наглядном виде (рисунки, таблицы), выставляется на всеобщее обозрение. Учитель побуждает детей к высказываниям, но ни в коем случае не торопит их — все высказывания детей принимаются в том виде, как они высказаны, и учитель не спешит сразу же перевести их в ту форму, которая кажется ему более приемлемой. Затем следуют интерпретирующие вопросы: «Что будет, если…», «Что произошло, когда…», «Может ли быть…».

- Посмотрите, какие разные эти углы.

- Рассмотрите схему и назовите, как называются части угла и запишите их.

Рассматривают информацию на схеме, отвечают на вопросы, делают вывод, что такое угол, записывают его на листке.

– Покажите точку, общее начало лучей.

– Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла(слайд 9)

– Покажите лучи, которые образуют угол.

– Как их называют? (Стороны угла.) 

– Сколько вершин у угла? (1)

– Сколько сторон у угла? (2)

– Так из чего состоит угол? (Из точки – вершины и двух лучей – сторон, которые выходят из этой точки - вершины) (Вывод 1: угол - это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом).

-Ребята, у вас есть имена? У каждого угла тоже есть свое имя.

Угол можно назвать одной буквой.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593840/img1.gif

Создает проблемную ситуацию.

- А что делать, если из одной вершины выходит несколько лучей и образовалось больше углов, как быть тогда?

     О

(Приходят к выводу 2, что углы надо назвать.)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593840/img2.gif

Обращаем внимание на то, что буква, обозначающая вершину угла при его записи всегда стоит в центре.

- Проверим свои предположения на практике. Возьмите материалы для исследования.

- Приступим к выполнению второй задачи нашего исследования - узнаем другие виды углов и научимся их чертить.

Слайд 13

Инструкция №2.

1 - Рассмотри первую группу. Как можно назвать углы этой группы?

2 - Начерти один угол из этой группы и подпиши его название.

3 - Рассмотри углы другой группы. Как их можно назвать?

4 - Начерти один угол из этой группы и подпиши его название.

Объединяют углы  в группы. Называют их. Строят и подписывают их в тетради.

Слайд 14

ΙΙΙ этап. Объяснение новых фактов на основе свойств

Данный этап основан на побуждении детей к объяснению новых явлений.

Вводный побуждающий вопрос учителя может носить отвлеченный абстрактно-теоретический характер: «Что изменится, если…», «Что произошло бы, если…». Например, при работе по определению признаков фигуры можно задать такой вопрос: «Что произойдет, если условие и утверждение поменять местами?». Так, ученики формулируют утверждение, обратное свойству. На заключительной фазе стратегии учащиеся проверяют выдвинутые ими предположения, гипотезы, выводы, либо указывают условия, при которых можно произвести проверку.

При такой работе ученики могут сформулировать признаки, которые в школьных учебниках не формулируются и не доказываются.

Слайд 15

Например, Приступим к выполнению третьей задачи исследования - научимся сравнивать углы друг с другом.

Инструкция №3.

1 - Можно ли острый угол расположить внутри прямого, так чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый острый угол с прямым углом.

2 - Покажи на чертеже, как это можно сделать.

3 - Спиши предложение и дополни запись:

Острый угол_____ прямого угла.

- Проверим работу групп, на доску поместили соответствующий чертеж.

Выполняют действие по инструкции, делают вывод, что все острые углы меньше прямого. Показывают, что можно использовать наложение углов друг на друга.

ВСЕ ОСТРЫЕ УГЛЫ МЕНЬШЕ ПРЯМОГО.

Слайд 16

Инструкция №4.

1 - Можно ли тупой угол расположить внутри прямого угла? Почему?

2 - А прямой угол внутри тупого угла, так, чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый тупой угол с прямым углом.

3 - Покажи на чертеже, как это можно сделать.

4 - Спиши предложение, заполнив пропуски:

Тупой угол______ прямого угла.

5 - Сравни острый и тупой углы. Запиши предложение и дополни запись:

Тупой угол________ острого угла.

Проверим работу групп.

- Какую запись получили, сравнив тупой и прямой углы? Острый и тупой углы?

ВСЕ ТУПЫЕ УГЛЫ БОЛЬШЕ ПРЯМОГО.

Выполняют действие по инструкции, делают выводы, что все тупые углы больше прямого и острых углов.

Слайд 17

Если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде следует работать над собой. Необходима рефлексия по отношению к собственной деятельности: насколько мы сохранили в себе стремление к саморазвитию, есть ли у нас потребность к исследованию, как способу взаимодействия с миром. Эти вопросы я постоянно обращаю к себе.

·         Значимо для учителя самому научиться:

·         - создавать среду, направляющую учащегося к самоуправлению в принятии решения,

·         - выстраивать диалогическое общение с учениками,

·         - провоцировать появление вопросов,

·         - выстраивать доверительные отношения с учащимися,

·         - учитывать интересы и мотивацию ребенка, не забывая про свою,

·         - давать ученикам право в принятии решения,

·         - развивать у себя «открытое мышление».

Что дает участие в исследовательской деятельности ребенку?

·         раннее раскрытие интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности;

·         углубленная подготовка к самостоятельной исследовательской работе;

·         ранняя профессиональная ориентация;

·         дополнительный опыт публичных выступлений.

Что дает организация исследовательской деятельности педагогу?

·         осознание педагогом необходимости профессионального роста (прежде чем научить ребенка исследовательской деятельности, педагогу необходимо научиться самому);

·         получение условий для повышения мастерства учителя (организация лекций для педагогов, возможность участия в работе жюри, присутствие на защите, заслушивание докладов);

·         наконец, это просто интересно!

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)