Мастер класс «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики»
Автор: Горяева Наталья Петровна
МКОУ «Яшкульская СОШ им.гвардии майора Санчирова С.В.»
Цель : познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи: показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию..
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию
мастер-класс на тему «Развитие функциональной грамотности младших
школьников на уроках математики» .
Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудрёными словами.
Функциональная грамотность - способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.
Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая, компьютерная, в вопросах семейной жизни, в вопросах здоровья, юридическая.
Условия для развития функциональной грамотности:
-обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
-учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
-учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
-учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
-в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
Проверяются три вида функциональной грамотности:
-ЧИТАТЕЛЬСКАЯ - способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ- способность определять и понимать роль математики в мире , в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательном, заинтересованному и мыслящему гражданину .
-ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ - способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут, исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Педагогические технологии (для начальной школы):
-технология проектной деятельности;
-информационные технологии;
-технология ситуативного моделирования.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Представляю ряд заданий используемых на уроках математики способствующих развитию функциональной математической грамотности младших школьников.
Различные формы работы над задачей.
1. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
2. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.
3. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
Задача: В первой корзине яблоки. Это на 16 яблок больше, чем во второй корзине. Сколько яблок в двух корзинах?
4. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
5. Объяснение готового решения задачи.
Изменение вопроса задачи.
В саду росло 25 кустов смородины, а сливы в 5 раз меньше. Сколько росло слив?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
6. Составление разных выражений к данным задачам
7. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
8. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
9. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
10. Составление и решение обратных задач.
Нестандартные задачи.
У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?
(Об углах четырехугольника)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
(Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.)
В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
(Восемь.)
Логические задания.
Числовые ряды.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни
Практическая часть
( моделирование фрагмента урока по математике )
Девиз урока: «Учимся не для школы, а для жизни». ( Луций Сенека).
Как вы его понимаете? (Ответы детей).
- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках для решения «жизненных задач». Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
Желаю вам удачи,
И успешности в придачу.
Ш.Закрепление знаний в знакомых ситуациях.
Вместе с нами выполнять задания будут ученик 3 класса Миша, его сестра Таня, мама, папа (Слайд 7).
На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки и дедушки:
Дорогие мои! Очень соскучились, едем в гости. Выезжаем в субботу, отправление автобуса в 10.00. До встречи! (Слайд 8).
Представьте ситуацию и составьте план действий.
1.Встретить бабушку.
2.Приготовить праздничный обед.
Задания будем выполнять в «Рабочем листе», на полях около каждого задания оцениваем себя. Напомнить критерии самооценки.
+ - задание выполнено без ошибок
+- допущены 1-2 ошибки
- допущено много ошибок
Работаем по плану.
1. Встреча бабушки. Задача №1.
Прочитайте задачу. Определите тип задачи (Задача на движение).
Прием «Корзина понятий» (Вспомнить все изученные сведения по определенной теме).
Давайте заполним «Корзину понятий» по теме «Движение» (Слайд 9).
Дети вспоминают все правила: как найти скорость, время, расстояние. Собирают данные в корзину.
Прием «Дополни недостающие данные».
Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем знать? (Слайд 10).
Расстояние до города – 180 км. Скорость автобуса – 60 км/ч
Определите время в пути (180:60= 3 ч). Запишите решение в «Рабочий лист».
Определите время прибытия 10ч+3ч=13ч
Проверка. Самооценка.
2. Составляем меню для праздничного обеда (Слайд 11).
Меню должно быть вкусным, полезным, легким в приготовлении.
Предположения детей.
1.Салат.
2. Горячее блюдо.
3.Десерт.
4.Напиток.
IV.Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях.
1.Поход в магазин за продуктами.
Мама отправляет Мишу с сестрой в магазин за продуктами. Дает 500 рублей.
Работа в «Рабочем листе». Задача №2.
Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.
(Мама просит купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара).
Какой возникает вопрос? ( Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
С какими величинами будем работать? Прием «Корзина понятий» по теме «Цена. Количество. Стоимость» (Слайд 14).
Составляем план действий по данной проблеме.
Ваши действия? Предложения детей.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Выполните данную работу в парах.
Работа по таблице (Слайд 15).
Сделайте вывод: выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ |
Продукты |
«Пятерочка» |
«Магнит» |
«Покупочка» |
1 |
Батон |
30 |
32 |
33 |
2 |
Буханка черного хлеба |
35 |
40 |
34 |
3 |
Молоко (1 пакет) |
55 |
60 |
58 |
4 |
Пряники (1 упаковка) |
75 |
70 |
70 |
5 |
Чай (1 пачка) |
46 |
43 |
45 |
6 |
Сосиски ( 1 упаковка) |
210 |
230 |
220 |
7 |
Сахар (1 пакет) |
55 |
58 |
56 |
8 |
Кефир (1 пакет) |
45 |
48 |
45 |
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 430 рублей.
Вывод: денег хватит, можно идти.
Работа с чеком из магазина (Слайд 18).
Возьмите карточку с чеком.
Мама заранее купила что-то вкусненькое к чаю.
Определите, в каком магазине мама совершила покупку?
Какой продукт она купила? Какую информацию об этом продукте даст нам чек?
Правильно ли выдана сдача?
Согласны ли вы, что кассир дал маме 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей? (Слайд 19).
Кто попробует себя в роли кассира и выдаст правильно сдачи?
(работа с банкнотами и монетами). Один набирает, остальные проверяют. (Прием «Согласен -не согласен»). Если согласен- покажи знак + с помощью пальчиков. Если не согласен – знак -.
2.Приготовление праздничного угощения.
а) Приготовление салата «Оливье».
Приступаем к приготовлению праздничного угощения.
Миша и Таня решили сами приготовить салат для гостей. Это будет салат «Оливье» (Слайды 22-23).
В библиотеке Миша нашел интересную статью о происхождении этого блюда.
Возьмите карточку с текстом. Прочитайте.
Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.
Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.
Задания по тексту «Салат «Оливье».
1.Подчеркните ответ на вопрос: Почему салат так необычно называется?
2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в старинный рецепт салата? Прочитайте (Слайд 24-25).
3. В рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов? Ответ обведите кружком (Слайды 26-27).
А) Орфографическим словарем
Б) Толковым словарем
В) Словарём синонимов
Г) Словарём антонимов
Д) Этимологическим
4. Какую незнакомую вам величину содержит старинный рецепт, напишите._____________
5. В каком разделе справочника «Старинные меры» вы будете искать значение найденной вами величины? (Слайд 28).
А) Меры длины
Б) Меры массы
В) Меры объема
Г) Меры площади
6.Запишите, чему равно значение выбранной вами величины(Слайд 29).
1 фунт=___________________
Полфунта=________________
Четверть фунта=__________
Оцените свои успехи в этом задании.
Решение задачи №3 в «Рабочем листе».
Для салата «Оливье» очень важны пропорции.
Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице (Слайды 32-33).
Проверка по эталону.
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты |
Количество на 3 порции |
Количество на 6 порций |
Цена |
Стоимость |
Курица отварная |
100 г |
200 г |
18р. 100 г |
36 |
Морковь |
1 штука |
2 штуки |
6р. 1шт. |
6 |
Лук репчатый |
1 штука |
2 штуки |
3 р . 1шт. |
6 |
Огурцы маринованные |
1 штука |
2 штуки |
5 р. 1шт. |
10 |
Яблоки |
½ штуки |
1 штука |
6 р. 1шт. |
6 |
Яйца |
2 штуки |
4 штуки |
7 р. 1шт. |
28 |
Зелёный горошек |
50 г |
100 грамм |
60 р. 100 г |
60 |
Картофель |
3 штуки |
6 штук |
30 р. 1кг |
30 |
Майонез |
50 г |
100 грамм |
40 р.100 г |
100 |
|
|
|
Всего: |
228 |
Посмотрите стоимость салата по слайду (раньше и сейчас).
Сделайте вывод.
б) Готовим горячее блюдо. Это будет картофельное пюре. Работа по слайду. (Слайд 34).
Задача 4. Горячее блюдо.
Картофельное пюре с сосисками.
Задача про картофельное пюре с сайта Яндекс.Учебник.
Выполни два задания.
Учитель: Что добавляли к картофелю при дворе царя Петра Первого?
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском
дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством вроде заморского пирожного.
в) Готовим десерт.
Решение задачи №5. Самостоятельная работа (Слайд 35).
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Решите задачу самостоятельно. Проверка по эталону. Оцените себя.
Ответ: выгоднее испечь пирожные дома.
г) Готовим витаминный напиток из ягод и фруктов.
Задача №6 (Слайд 36).
Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Проверка. Оцените свои успехи.
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством вроде заморского пирожного.
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством вроде заморского пирожного.
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством вроде заморского пирожного.
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством вроде заморского пирожного.
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
№ |
Продукты |
«Пятерочка» |
«Магнит» |
«Дикси» |
1 |
Батон |
30 |
32 |
33 |
2 |
Буханка черного хлеба |
35 |
40 |
34 |
3 |
Молоко (1 пакет) |
55 |
60 |
58 |
4 |
Пряники (1 упаковка) |
75 |
70 |
70 |
5 |
Чай (1 пачка) |
46 |
43 |
45 |
6 |
Сосиски ( 1 упаковка) |
210 |
230 |
220 |
7 |
Сахар (1 пакет) |
55 |
58 |
56 |
8 |
Кефир (1 пакет) |
45 |
48 |
45 |
№ |
Продукты |
«Пятерочка» |
«Магнит» |
«Дикси» |
1 |
Батон |
30 |
32 |
33 |
2 |
Буханка черного хлеба |
35 |
40 |
34 |
3 |
Молоко (1 пакет) |
55 |
60 |
58 |
4 |
Пряники (1 упаковка) |
75 |
70 |
70 |
5 |
Чай (1 пачка) |
46 |
43 |
45 |
6 |
Сосиски ( 1 упаковка) |
210 |
230 |
220 |
7 |
Сахар (1 пакет) |
55 |
58 |
56 |
8 |
Кефир (1 пакет) |
45 |
48 |
45 |
Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.
Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.
Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.