Конструкт родительского собрания
студентов 46 группы
специальности “Коррекционная педагогика в начальном образовании”
Кадочниковой Екатерины, Пикановой Алены
Класс: 1
Преподаватель: Темерева Л.П.
Руководитель производственной практики: Храмова С.А.
Тема: Формирование навыка письма у первоклассников
Форма: мастер-класс
Планируемые результаты:
1. Имеют представления об особенностях развития навыков письма у детей 1 класса
2. Знают приемы формирования навыков письма и гигиенические требования при письме
3. Демонстрируют опыт работы с приемами по формированию навыков письма у 1 класса
4. Демонстрируют навыки коммуникации с детьми в процессе совместной деятельности с родителями по формированию навыков письма
5. Демонстрируют воспитательную компетентность
6. Умеют анализировать опыт используемых приемов
Цель: формировать у родителей навыки работы и коммуникации в процессе применения приемов на развитие навыков письма у первоклассников.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития навыков письма у детей 1 класса
2. Познакомить родителей с приемами формирования навыков письма и гигиеническими требованиями при письме
3. Сформировать у родителей опыт работы с приемами по формированию навыков письма у 1 класса
4. Развивать навыки коммуникации с детьми в процессе совместной деятельности с родителями по формированию навыков письма
5. Совершенствовать воспитательную компетентность родителей
6. Развивать умения анализировать опыт используемых приемов.
Оборудование: мультимедийная презентация, прописи детей.
Этапы, задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность родителей |
Планируемые результаты |
1. Презентация педагогического опыта воспитателя (педагога- мастера) Познакомить родителей с особенностями развития навыков письма у детей 1 класса Познакомить родителей с приемами формирования навыков письма и гигиеническими требованиями при письме
|
- Здравствуйте, уважаемые родители, я рада, что вы нашли время прийти сегодня. Наверное, вы уже заметили, что у вас на партах лежат прописи ваших детей. Можете рассмотреть их. Нравится ли вам, как пишет ваш ребенок? Может быть, есть какие-то замечания? - Я вижу, что многие родители действительно не совсем довольны почерком своего ребенка. Как думаете, почему у вашего ребенка не получается писать красиво? - Спасибо за ваши ответы. Некоторые предположили, что это из-за того, что ребенок торопится или не хочет стараться, но это не всегда так. Другие родители были ближе – у детей плохо развита мелкая моторика. Под мелкой моторикой подразумевают движение мелких мышц кистей рук. - Вторая возможная проблема: неправильное положение ручки при письме. Дети неправильно держат пишущий инструмент: излишне сжимают, неправильно ставят пальцы, изгибают их, выкручивают кисть. В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. - Давайте рассмотрим, как же помочь ребенку в процессе письма. - Во-первых, как мы уже сказали, важно правильно взять ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. - Второе, на что нужно обратить внимание – то, как ребенок сидит за столом. Правильная посадка: прямая спина, ровные плечи опущены вниз, голова немного наклонена на нужном отдалении от тетрадки. Грудь не должна соприкасаться со столом - такая поза затрудняет дыхание. - Третье – положение тетради. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. - Очень многое зависит и от психологического настроя. Не стоит ругать малыша за некрасивые линии, ни в коем случае нельзя сравнивать его результаты с результатами других детей. Так можно полностью отбить желание учиться. Больше хвалите своего ребенка за то, что у него получается! Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность. Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может прийти после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок, жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо обязательно размять. - Предлагаю рассмотреть этапы формирования навыка письма. 1. Штриховка Штриховка – развитие мускульной памяти. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо. 2. Развитие тактильной памяти На картон наклеиваются буквы. Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её. 3. Рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно. 4. Письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец). Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – закрути спираль. При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой. 5. Освоение написания элементов письменных букв. Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила: 1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения. 2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова. 3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения. 4. Замедленное движение «под диктовку». 5. Повторение инструкции. 6. Самостоятельное выполнение действия.
|
Рассматривают прописи детей, высказывают свое мнение о почерке детей. Высказывают мнение: у ребенка не получается, он не старается, ему сложно.
Слушают информацию. |
Имеют представления об особенностях развития навыков письма у детей 1 класса Знают приемы формирования навыков письма и гигиенические требования при письме
|
2. Проведение занятия или имитационной игры Познакомить родителей с особенностями развития навыков письма у детей 1 класса Познакомить родителей с приемами формирования навыков письма и гигиеническими требованиями при письме
|
- Теперь, когда мы рассмотрели, что же влияет на качество письма детей и какие приемы можно использовать, предлагаю поучаствовать в небольшом эксперименте. Представьте себя детьми-первоклассниками. Я проведу на вас фрагмент работы в прописи. - Итак, откройте пропись, положите ее правильно. Левый нижний угол тетради должен быть повернут к середине груди. Возьмите правильно ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. - Сядьте правильно: ноги на полу, спина касается спинки стула, между партой и животом помещается кулачок. - Предлагаю вам выполнить штриховку: заштрихуйте фигуру по направлению слева направо, потом по диагонали, потом волнами. - Если вам интересно, насколько трудно вашим детям дается письмо – возьмите ручку в неведущую руку, то есть, если вы правша, то в левую. Вы не привыкли писать левой рукой так же, как и ваш ребенок не привык писать правой. Поэтому ваша рука, как и рука ребенка, быстро устанет, а линии получатся кривыми. - Спасибо, что поучаствовали в этом эксперименте. Можете высказать свое мнение насчет полученного опыта. |
Выполняют требования учителя: правильно держат ручку, соблюдают правильность наклона тетради и посадки.
Выполняют штриховку. |
Имеют представления об особенностях развития навыков письма у детей 1 класса Знают приемы формирования навыков письма и гигиенические
|
3. Моделирование Познакомить родителей с особенностями развития навыков письма у детей 1 класса Познакомить родителей с приемами формирования навыков письма и гигиеническими требованиями при письме Сформировать у родителей опыт работы с приемами по формированию навыков письма у 1 класса Развивать навыки коммуникации с детьми в процессе совместной деятельности с родителями по формированию навыков письма Совершенствовать воспитательную компетентность родителей |
- Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам объединиться в пары. Один родитель будет в роли ребенка, другой в роли родителя. Родителям нужно так же напомнить ребенку о гигиенических требованиях: посадке, положении тетради и положении ручки, а после этого применить один из приемов формирования навыков письма. Родителям нужно объяснять задания так же, как объясняли бы ребенку. После этого несколько пар могут продемонстрировать полученный опыт. На подготовку вам дается пять минут. - Уважаемые родители, время подходит к концу. Давайте вас послушаем. Кто желает выступить? - Отлично, всем большое спасибо. |
В парах применяют прием на формирование навыков письма и учатся предъявлять гигиенические требования при письме.
Показывают полученный опыт. |
Имеют представления об особенностях развития навыков письма у детей 1 класса Знают приемы формирования навыков письма и гигиенические требования при письме Демонстрируют опыт работы с приемами по формированию навыков письма у 1 класса Демонстрируют навыки коммуникации с детьми в процессе совместной деятельности с родителями по формированию навыков письма Демонстрируют воспитательную компетентность |
4. Рефлексия Развивать умения анализировать опыт используемых приемов.
|
- И так, давайте обсудим то, что мы сегодня увидели. Насколько эффективными вы считаете предложенные мной приёмы и информацию? - Какие приёмы вы уже сейчас готовы использовать со своим ребёнком? - Важно ли развивать навыки письма? - Спасибо, я рада, что многие из вас считают важным развивать навыки письма и готовы применять предложенные приемы. На этом мастер-класс окончен, спасибо за ваше активное участие. |
Высказывают свое мнение о приемах и полученной информации. |
Умеют анализировать опыт используемых приемов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.