Мастер-класс "Формирование регулятивных УУД"
Оценка 5

Мастер-класс "Формирование регулятивных УУД"

Оценка 5
Семинары
docx
преподавание
Взрослым
10.05.2020
Мастер-класс "Формирование регулятивных УУД"
Обучающиеся обсуждают сценарий урока русского языка, выбирая методы и приёмы для формирования регулятивных УУД на каждом этапе урока.
Мастер-класс Формирование регулятивных УУД.docx

Мастер-класс: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий»

Цель: анализ урока с точки зрения формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Задачи:

              Повторить определение и виды УУД;

              Обсудить с педагогами, какие приемы способствуют формированию регулятивных УУД на разных этапах урока;

Материалы: презентация, таблица «Универсальные учебные действия» (Приложение 1), карточки группам с рекомендуемыми приёмами целеполагания, прогнозирования, планирования, контроля, листы и ручки для индивидуальной работы.

Технологическая карта мастер-класса

Этап занятия

Деятельность руководителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

- Рады видеть вас на мастер-классе. Просим занять место в вашей группе. (Слайд 2)

- Какие вопросы возникают по данному кадру? (Как научить умению учиться)

Рассаживаются по группам.

Формулируют ответы

Актуализация знаний.

 

Прочитайте тему нашего занятия: «Формирование ________________ универсальных учебных действий»

- Как вы расшифруете понятие «универсальные учебные действия»?

- УУД – это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.

- На какие 4 группы делятся УУД? (Слайд 3)

- Восстановите предложения.

- … УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формирование познавательных интересов, учебных мотивов;

-  … УУД выстраивают сотрудничество.

- … УУД формируют общеучебные и логические действия, способствуют постановке и решению проблем;

- … УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

Закончите предложение:

Освоенные обучающимися  универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в учебной (познавательной), социально ориентированной (трудовой) деятельности и общении относятся к … (метапредметным) результатам.

(На слайде остаются понятия: коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД).

Формулируют ответы;

Делают обобщение: «УУД – это…».

 

Постановка цели.

- Рассмотрите таблицу «Метапредметные универсальные действия» (по А. Г. Асмолову). Внимательно прочитайте, что входит в коммуникативные УУД; познавательные УУД; Регулятивные УУД.

- Какой блок наиболее четко напоминает структуру урока?

- Как вы думаете, о формировании каких умений мы будем говорить?

- Назовите тему занятия: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий» (слайд 4)

Какие задачи возможно решить на нашем мастер-классе?

1.     Как формировать регулятивные УД;

2.     Анализировать учебные ситуации и определять на развитие каких регулятивных результатов они направлены;

3.     Подобрать приемы, которые направлены на формирование регулятивных универсальных действий.

- Сформулируйте цель занятия.

Цель нашей деятельности сегодня – анализировать урок с точки зрения формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Знакомятся с таблицей (Приложение 1);

Формулируют тему, задачи, цель мастер-класса.

 

Постановка проблемы:

- Как строить урок, чтобы определить на каких этапах урока над формированием каких регулятивных умений планируете работать?

Ставят проблему:  Как строить урок, чтобы определить на каких этапах урока над формированием каких регулятивных умений планировать работу.

Проектирование и планирование

 

- Рассмотрите ещё раз таблицу «Метапредметные универсальные действия» и блок «Регулятивные УД».

- Назовите универсальные действия данного блока: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, контроль, коррекция, оценка (5 слайд).

- Предлагаю подобрать приёмы формирования регулятивных УД на примере урока русского языка по данному плану.

Осознают и уточняют  цель и задачи занятия;

Знакомятся с планом работы на занятии

Поиск информации; Выполнение задания.

- «Скажите, часто бывало так, что вы точно знаете, что вам нужно сделать. Вы абсолютно уверены, что это необходимо сделать, и знаете почему. Вы даже знаете, как это сделать. Но есть одна проблема, вам лень это делать. К сожалению, это весьма распространенная проблема. Это может быть и хроническая прокрастинация (Слайд 6), или вас так переполняют идеи, что вы просто «парализованы».

-Как выдумаете, какая тема урока русского языка?  (Тема: «Лень»)

- Мы будем писать эссе «Лень».

(Каждому участнику выдается листок, карандаш или ручка)

- Для мотивации всего «класса» и каждого в отдельности результаты будем вносить в таблицу (слайд 7)

- Верите ли вы, что существует более 8 видов лени?

- Верите ли вы, что психологи разработали способы борьбы с ленью?

- Верите ли вы, что лень является двигателем прогресса?

- Верите ли вы, что лень – это болезнь?

- Какая  цель нашего урока русского языка. (Цель для учеников: Написать размышления на тему «Что такое «Лень»)

– Прием «Верите ли вы…»  помогает ученикам формировать умение ставить цель (слайд 8).

Целеполагание – регулятивное универсальное действие.

Работа в группах:

1.     Целеполагание

- Выберите один из приемов целеполагания, используемых вами на уроке и расскажите, как вы работаете над формированием этого умения или выберите из данных и озвучьте.

Группам предлагается описание приемов целеполагания: Визуальные: тема – вопрос, работа над понятием, «яркое пятно», исключение, домысливание, группировка. Аудиальные: «Круги на воде», «Таблица ЗХУ», «Верите ли вы», проблемный диалог, загадка.

2.  Планирование

- Назовите следующую функцию регулятивных УУД.

- Расположите пункты плана по порядку (слайд 9):

1. Узнаем ответы на вопросы «Верите ли вы…».

2. Познакомимся с пословицами и поговорками о лени.

3. Вспомним  «Что такое «Эссе».

4. Напишем эссе.

5. Узнаем значение слова «Лень».

- Такой прием, как «Работа с перепутанными данными учебной задачи»  развивает умение планировать.

Практическое задание для групп:

- Назовите приемы, которые вы используете для формирования умения «планирование», или выберите один из предложенных приемов (слайд 10) и расскажите, как работаете над формированием данного умения.

Предложенные приемы:

- Деформированный план: работа с лишними, с недостающими и (или) перепутанными данными;

- Составление собственного плана, алгоритма;

- Граф-схема;

- Тезирование

- Составление «шапки» таблицы;

- Составление кластера…..

3. Прогнозирование

- Давайте заполним «Дерево Желаний» (слайд 11).

- О чем вы можете написать в вашем эссе? Размышления в каком направлении могут быть? (слайд 12, 13, 14)

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено). Листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Работа по группам:

- Назовите свои приемы или выберите один из предложенных приемов (слайд 15), формирующих умение «прогнозировать» и расскажите, как вы работаете над  формированием учебного действия.

Предложенные приемы:

 - Предположение по заголовку текста. Н⁄р В. Крупинин «Первый букварь»

- По иллюстрации;

- По выражению (примеру)

Н⁄р: Не вычисляя, поставь знак < > =   22+16   16+22;             

Профессоры Удмуртского государственного университета методами прогнозирования считают: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, предположение, гипотезу, аналогию, классификацию, систематизацию.

- Загляните в таблицу УУД. Данные действия относятся к …….(познавательным УУД). На определённом этапе уроке идет формирование разных УУД.

- А теперь нам нужно мобилизовать силы и написать эссе.

- Вам лень? Способность к мобилизации сил, к волевому усилию – эта одна из функций регулятивных УУД!

Саморегуляция.

- Саморегуляция - ученик сам мобилизует силы для преодоления препятствий. Прочитайте 16-й слайд презентации. Над формированием каких универсальных действий необходимо работать педагогу?

 

Нужно отметить, что процессы саморегуляции реализуются с помощью определенных нейрофизиологических механизмов, которые представляют собой сложнейшие функциональные системы деятельности мозга, формирующиеся прижизненно.

Для развития саморегуляции психических состояний у учащихся значимо владение учителем глубокими психологическими знаниями, касающимися особенностей их восприятия, памяти, мышления, воображения и личности в целом. Но эта проблема практически не разработана в дидактике школы, не освоены технологии организации учебной деятельности по данной проблеме педагогами - психологами.

Домашнее задание: попробуйте найти приемы, способствующие развитию саморегуляции учеников.

А мы мобилизуем силы и напишем эссе.

4.     Контроль

- Кто закончил творческую работу, может познакомиться с приемами контроля. (Слайд 17)

Приемы: - Сличение с эталоном;

- Пошаговый контроль (сопоставление выполненных действий с планом, алгоритмом деятельности);

- Нахождение данных ошибок «ловушек» в заданиях;

- Составление заданий с «ловушками»;

- Составление подобной задачи, задания;

- Классификация по изученному способу;

- Чтение и самостоятельное составление таблицы, чертежа, схемы, графика…

- Составление вопросов по заданию;

5. Оценка

- Самые смелые, прочитайте свое эссе.

- Существуют эмоциональная и содержательная оценка  работы.

- Поаплодируем  участнику! Это - эмоциональная оценка.

Учителю необходимо научить учеников умению оценивать в первую очередь свой труд. В первом классе учителя используют знаки и символы: «Лесенка успеха», «Смайлики» и другие. Главное, ученик должен осознать:

1.     Что оценивать?

- Какие критерии оценивания вы могли бы предложить к нашей творческой работе: эссе «Что такое лень»?

2. Для чего нужна оценка?

Работа в группах:

- Предложите формы оценок и обоснуйте их необходимость для учеников.

- Что делать, если оценка ученика и учителя не совпадают? (Значит, умение оценивать не сформировано у ученика, учителю необходимо научить данному умению).

Предложенные приемы (слайд 18):

1. Оценка деятельности ребенком (самооценка).

- Обсуждать и сравнивать полученные результаты: «Для того чтобы … (цель) … надо … (действие). Я затруднялся, потому, что… Сейчас я могу лучше или у меня не получилось, потому что… Я научился… Я смог…Я хорошо справился с заданием, так как … Я использовал…, поэтому у меня получилось и т. д.

- Цветные и графические способы оценки;

- Графики продвижения;

2. Взаимопроверка.

- Оценивание по критериям.

- Диалог в парах: Что удалось? Что не получилось? Почему? Где ошибка?

3. Универсальные:

- Оценивание по плану:

 Н⁄р: на защите проекта. Если вы в начале урока коротко записываете задачи урока, это является планом для оценки своих действий;

- Приемы мнемотехники:  - Зрительный ряд (серия картинок как план оценивания)

(Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках).

- Схемы-подсказки

- Пиктограмма

- Шаблоны ответов

- «Продолжи дальше» (дополняют ответы друг-друга по оцениванию)

Работают в группах

Анализируют материал, формулируют ответы;

Выбирают приёмы формирования регулятивных УУД из предложенного материала, предлагают свои варианты, обсуждают.

Готовят выступления по теме, презентуют свои приёмы формирования УУД.

Фиксируют для применения на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентуют свою работу.

 

 

 

 

 

 

Предлагают критерии оценивания.

 

 

 

Обсуждают проблемный вопрос.

Контроль и оценка.

 

- Вернемся к задачам урока: (Слайд 20)

1.     Как формировать регулятивные УУД;

2.     Анализировать учебные ситуации и определять на развитие каких регулятивных результатов они направлены;

3.     Подобрать приемы, которые направлены на формирование регулятивных универсальных действий.

- Все ли задачи удалось выполнить?

- Рефлексия - это один из способов, которые формируют умение оценивать свои результаты.

Еще один прием: - На слайде афоризмы (Слайд 21).

- Какой из них вам хочется прокомментировать по окончанию нашего мастер-класса.

·           «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.

·         «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.

·        «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.

·        «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.

Проводят рефлексию и оценку своей деятельности.

 

Литература:

1.                  Беглова Т. В., Битянова М. Р., Теплицкая А. Г. «Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе» - http://imcluga.ru/monitoring-razvitiya-metapredmetnyx-universalnyx-uchebnyx-dejstvij-v-nachalnoj-shkole/

2.                  Беспалова Светлана Александровна Статья «Формирование контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности как одного из способов интеграции» - http://festival.1september.ru/articles/213837/

3.                  Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.

4.                  Паутинка С. А. Урок – кейс «Лень - двигатель прогресса» Источник: http://xvatit.com/school/sch-online/compet/132845-urok-keys-len-dvigatel-progressa.html © Xvatit.com

5.                  Ульянова Светлана Анатольевна «Мастер-класс «Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2015/09/26/master-klass-formirovanie

6.                  Сайт «ШколаМоейМечты» Мнемотехника и её методы для детей дошкольного возраста» - http://shkolabuduschego.ru/game-online/mnemotehnika-i-eyo-metodyi-dlya-detey-doshkolnogo.html

7.                  Прием «Дерево предсказаний» - http://festival.1september.ru/articles/625679/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Универсальные Учебные Действия» (по А. Г. Асмолову).

 

 

Метапредметные УУД

 

Личностные

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблемы

Самоопределение

Самопознание

Целеполагание

Выделение и формулирование познавательной цели

Анализ

Формулирование проблемы

Планирование учебного сотрудничества

Смыслообразование

Планирование

Поиск информации

Синтез

Создание способов решения проблемы

Постановка вопросов

Нравственно-этическая ориентация

Прогнозирование

Структурирование знаний

Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации

 

Разрешение конфликтов

 

Контроль

Построение речевого высказывания

Подведение под понятие, выведение следствий

 

Управление поведением партнёра

 

Саморегуляция

Рефлексия, контроль и оценка

Установление причинно-следственных связей

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Оценка

Смысловое чтение

Построение логической цепочки рассуждений

 

 

 

Коррекция

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов

Доказательство

 

 

 

 

Знаково-символические действия

Выдвижение гипотез, их обоснование

 

 

 

 

Моделирование

Установление аналогий

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий»

Мастер-класс: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий»

УУД формируют общеучебные и логические действия, способствуют постановке и решению проблем; - …

УУД формируют общеучебные и логические действия, способствуют постановке и решению проблем; - …

Рассмотрите ещё раз таблицу «Метапредметные универсальные действия» и блок «Регулятивные

Рассмотрите ещё раз таблицу «Метапредметные универсальные действия» и блок «Регулятивные

Планирование - Назовите следующую функцию регулятивных

Планирование - Назовите следующую функцию регулятивных

Предложенные приемы: - Предположение по заголовку текста

Предложенные приемы: - Предположение по заголовку текста

Для развития саморегуляции психических состояний у учащихся значимо владение учителем глубокими психологическими знаниями, касающимися особенностей их восприятия, памяти, мышления, воображения и личности в целом

Для развития саморегуляции психических состояний у учащихся значимо владение учителем глубокими психологическими знаниями, касающимися особенностей их восприятия, памяти, мышления, воображения и личности в целом

Что делать, если оценка ученика и учителя не совпадают? (Значит, умение оценивать не сформировано у ученика, учителю необходимо научить данному умению)

Что делать, если оценка ученика и учителя не совпадают? (Значит, умение оценивать не сформировано у ученика, учителю необходимо научить данному умению)

Контроль и оценка. - Вернемся к задачам урока: (Слайд 20) 1

Контроль и оценка. - Вернемся к задачам урока: (Слайд 20) 1

Приложение 1 «Универсальные

Приложение 1 «Универсальные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020