ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУДЕННОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР - КЛАССА
ТЕМА:
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА И ГИБКА МЕТАЛЛА»
Разработала:
Мастер производственного обучения
высшей категории
Молчанова Людмила Петровна
Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране происходят кардинальные перемены. На смену личности, подчиняющейся приказам, приходит новая, талантливая молодежь, способная продемонстрировать свои умения, готовая к неожиданным творческим поступкам. Моя профессия – сварщик, и не случайно мой выбор пал на неё, а базовым учреждением для профессионального обучения - колледж. Проходя по улицам нашего города, восхищаюсь той красотой и великолепием сделанным руками человека из металла.
Мастер – класс «Художественная ковка и гибка металла» демонстрирует технологию изготовления растительных мотивов при оформлении изделий из металла.
Для кого предназначен мастер-класс: педагоги, мастера производственного обучения
Цели мастер-класса: приобретение навыков изготовления шаблонов для изготовления роз, лилий и других растительных украшений из металла. Развитие творческих способностей при выполнении работ.
Задачи мастер-класса:
- понимание профессиональной значимости и совершенствования в условиях рыночной экономики;
- выработка ответственности за выполняемую работу;
- развитие творческих способностей;
- оригинальность изделий;
- конкурентоспособность;
- возможность самореализации.
Практика:
1. Работа с измерительным инструментом по разметке и вычерчиванию шаблонов.
2. Создание шаблонов для изготовления цветов.
3. Разметка на металле частей цветка с применением шаблонов.
В результате обучения на мастер-классе:
Вы овладеете знаниями:
- о методах изготовления растительного орнамента из металла;
- о способах изготовления шаблонов;
- о правилах перенесения размеров при помощи шаблонов;
- о последовательности выполнения операций.
Вы приобретете умения:
- подготовки шаблонов к разметке;
- организовывать и вести изготовление растительного орнамента.
Вы приобретете компетенции:
- коммуникативные,
- информационно-технологические;
- организационные.
Вы будете иметь:
- знания и умения по изготовлению шаблонов;
- знания и умения по изготовлению роз, лилий;
- возможность познакомиться на деле с технологией создания художественного оформления изделий из металла.
Глобальные проблемы человечества, социально-экономические изменения современного общества сильнее всего влияют на молодежь и на меня тоже. Именно в этом возрасте человеку необходимо освоить и сформировать свою систему ценностей, планы и перспективы которые захочется осуществить в реальности.
В мою профессию мне хочется принести не только прочность, надежность, но и красоту.
Испокон веков кузнечное ремесло ассоциировалось с магией. Да и как могло быть иначе, если в мастерской кузнеца творились непонятные вещи: неукротимая огненная стихия становилась послушной, самый прочный металл плавился и переходил в жидкое состояние, бесформенные куски железа превращались в вещи необыкновенной красоты. Кузнечное ремесло всегда удивляло, восхищало и вызывало вопросы. На некоторые из этих вопросов нашлись простые ответы, другие остались неразрешенными и в наши дни. Когда и где было выковано первое металлическое изделие? Каким образом человеку с каменными и бронзовыми орудиями в руках удалось обуздать черный металл? Как была сооружена Делийская колона из чистого железа? Один секрет изготовления булатного оружия многого стоит! Но тайна кузнечного ремесла, каким образом из куска холодного неподатливого материала получаются изящные вещицы, которые одним своим присутствием создают атмосферу тепла, уюта, комфорта.
Колдующие вокруг кузнечной печи кузнецы всегда считались магами и волшебниками. Их труд щедро оплачивался, а сами они пользовались огромным уважением и почетом. К кузнецу обращались воины и священники, скотоводы и земледельцы, молодые и старые, бедные и богатые, мужчины и женщины. Для каждого человека у кузнеца был "подарок", будь то меч или гвоздь, подкова или крест, браслет или замок, подсвечник или оправа для инструменты, умерли старые мастера, а вместе с ними ушли в могилу секреты изготовления булата, стальных "бриллиантов". Так и вымерло бы кузнечное искусство, если бы не осталось
их творения. Так было до начала 20 века.
Последний всплеск художественные ремесла, а вместе с ними и ковка, пережили в эпоху "модерна". А затем... остыли кузнечные горны, проржавели неистребимое племя немногочисленных фанатиков молота и наковальни. Волшебников со стальными мускулами и поэтической душой. Именно это я хочу соединить в своей профессии сварку и ковку.
Исходя из вышесказанного мною была определена возможность широкого комплексного использования сочетаний сварки и ковки для достижения более высокого уровня оформления сварных изделий.
Цели и задачи:
- понимание профессиональной значимости и совершенствования в условиях рыночной экономики;
- выработка ответственности за выполняемую работу;
- развитие творческих способностей;
- оригинальность изделий;
- конкурентоспособность;
- возможность самореализации.
Обоснование актуальности темы:
В постиндустриальном обществе, когда триумфальное шествие тяжелой индустрии замедлило шаг, к кузнечному ремеслу понемногу возвращается уважение. Конечно же,
ремесленнику трудно тягаться с промышленностью, опирающейся на новейшие достижения науки и техники. Да и нужно ли? У мастеров художественной ковки — свои клиенты. Те, кто
ценит рукотворные вещи и оригинальность, кто не забывает традиции, но и не чурается новаторства, кто массовому предпочитает единичное. Иными словами, сварка плюс ковка — для искушенного потребителя, уставшего от широко рекламируемой и не менее широко тиражируемой промышленной продукции, заполонившей магазины. Изделия с использованием художественной ковки и сварки оригинальны и неповторимы, так как изготовитель старается выразить при помощи металла свое мировоззрение, стремится оставить свой след в многовековой истории работы с металлом.
К счастью, современная архитектура и дизайн интерьера не только не отвергают, но и охотно используют всевозможные сварные изделия с элементами ковки: решетки, перила, ограды, мебель, осветительные приборы и прочую металлическую мелочь, которая участвует в создании единого архитектурного ансамбля или интерьера наряду с остальными декоративными элементами. Кованые детали эффектно сочетаются с иными натуральными материалами, подчеркивающими первозданную красоту металла. И в тоже время художников по металлу вдохновляет красота самого материала, по их мнению, не нуждающегося в маскировке и декоративной отделке. В моду входят металлические изделия, выполненные с участием дуги и огня.
Холодная ковка и гибка металла
В последнее время получило широкое распространение холодная ковка металла. Что же из себя представляет так широко рекламируемый, и не очень понятный бренд – холодная ковка металла. Когда говорят про эту технологию, то чаще всего подразумевают изготовление достаточно нужных и полезных вещей для дома – заборов, ворот, калиток, балконов и прежде всего решёток на окна. А эпитеты, которые можно услышать в связи с холодной ковкой металла звучат весьма аппетитно: современная, революционная технология, экономично, выгодно, быстро и так далее. Складывается впечатление некоего технологического прорыва в области изготовления конструкций. Увы, ни что не ново под луной, так кажется говорил Горацио. Решётки по прежнему делают из металлопроката всех видов и размеров, а главная технология для их сборки – электросварка. Другое дело, что вырос спрос на интересные и эстетически привлекательные изделия, которые кроме практического своего назначения, заказчикам хочется видеть ещё и симпатичными изделиями из металла. Раньше у каждого заказчика был выбор только между двумя вариантами: либо простые сварные решётки, либо ковка. Никаких реальных компромиссов не существовало. Обычно простые решётки пугали своими аскетическими эскизами, а ковка не менее пугала воображение своими ценами. Теперь есть кое, какие подвижки в этой области.
Последние годы, большую популярность получил довольно спорный способ изготовления декоративных конструкций из металла, предполагающий широкое применение разнообразных гнутых деталей из металлопроката. И разнообразие форм всяких изгибов действительно удивляет, а часто и восхищает. Говорю это совершенно искренне. Для производства чаще всего используется, не любой металлопрокат, а только определённого размера: круглый или квадратный прут диаметром около 10 – 12 мм или сечением 10 х 10, 12 х 12 соответственно. В принципе этого достаточно для большинства случаев, но и внести какие-либо изменения иногда хочется, а невозможно по техническим причинам. Дело в том, что все популярные комплекты оборудования для изготовления подобных конструкций ориентированы именно на такие размеры металлопроката. С большими размерами они работать не могут. Либо более крупный прут просто не влезет в него, либо оборудование очень быстро ломается, а ремонт сложная и дорогая процедура. Именно поэтому все изделия холодной ковки металла чем-то неуловимо так похожи друг на друга – оказывается материалом. Кузнецы часто критикуют холодную ковку металла за её невыразительность, шаблонность, отсутствие индивидуальности и прочие такие вещи. В чём-то такая критика справедлива, но с другой стороны всё это можно вернуть обратно и предъявить с не меньшей долей правдоподобности и традиционной горячей ковке. То, что горячая ковка более мощный
и гораздо более гибкий способ декоративной обработки металла, нет никаких сомнений и спорить тут просто глупо. Но, то, что горячая ковка ПОТЕНЦИАЛЬНО позволяет создавать прекрасные уникальные изделия, совершенно не означает того, что они действительно создаются на практике. А если и создаются, то стоят весьма не дёшево.
Талантливая и сложная работа должна и оплачиваться соответственно, будь то решётки на окна, ворота, заборы, балконы или навесы возле дома. Что касается холодной ковки металла, то нужно сказать, что применение гнутья (гнутых деталей из металла) это отличный способ придания многим видам металлоконструкций приятного внешнего вида. Так можно оформлять все те же заборы, изготавливать решётки, выполнять в металле перила лестниц и балконов. Изделия могут получаться весьма симпатичными. Металл должен быть нагрет до определённой степени, стать от высокой температуры в кузнечном горне на короткое время пластичным, мягким, прежде чем появится возможность деформировать его ударами молота, для придания ему особенных, красивых и эстетичных форм. Возможно - это будет для кого-то откровением, но само по себе гнутьё, и горячее, когда изгибаются предварительно нагретые куски металла, и холодное, когда гнутся холодные куски металла, традиционно широко применяется в каждой кузне. Без гнутья невозможно собрать ни одно кованое изделие. Это один из важных этапов производства декоративной металлоконструкции, как впрочем и сварка. С технической точки зрения, для изготовления эффективной и добротной конструкции из металла гибки и сварки вполне достаточно. Мы получаем с их помощью надёжные изделия, которые явно более нарядно смотрятся, чем обычные сварные изделия. Так в чём вопрос? Хочется же реально хорошую и возможно уникальную вещь. Но для создания художественного произведения или просто высококачественного изделия из железа, применения только одной технологии обработки металла – гнутья, явно не достаточно. Технология гнутья, просто не даёт в руки мастера достаточные изобразительные средства. Гибка позволяет делать только один единственный вид деформации металла – изгибать его под разными углами и с разными радиусами. Ведь художественная ковка гораздо более многогранна, имеет огромное количество декоративных способов и технологий, позволяет творить настоящему художнику по металлу, а не только позволяет получать набор совершенно одинаковых и аккуратно изогнутых кусков металла. Ковка, особенно художественная, имеет возможность так глубоко перерабатывать типовой металлопрокат и до такой степени, когда металл приобретает совершенно неузнаваемые формы, превращаясь из конструкции чисто технического назначения, скорее в скульптуру. Тут нет никаких преувеличений.
Но я надеюсь, что принцип холодной ковки металла вам теперь понятен: работа ведётся по своеобразным лекалам и шаблонам, шаг вправо или влево сделать не получится. Если мы
посмотрим на покупателей оборудования, то видно, что мастерские обычной, традиционной ковки крайне редко и неохотно приобретают оборудование для холодной ковки – оно им просто не нужно. В нём нет ничего особенного или уникально-революционного. Это обычные приспособления известные уже много десятков лет и не слишком востребованные на предприятиях. Значительную часть из необходимого для работы ассортимента гнутых деталей кузня легко изготавливает сама, при помощи современных технологий без всякого специального оборудования холодной ковки металла. А основной акцент в создании художественного изделия делается именно на ковке, как на способе получения красивых деформаций металла в соответствии с замыслом мастера.
Горячая художественная ковка
Художественную ковку производят в кузнице — специально оборудованной мастерской, в которой находится кузнечный горн, наковальня, кузнечные и вспомогательные инструменты, бак с холодной водой, а также прочие приспособления, необходимые для кузнечного ремесла Кузницу оборудуют в отдельно стоящем помещении, поэтому в многоквартирном доме ее соорудить практически невозможно. Обычно кузницу устраивают в хозяйственной постройке на некотором отдалении от жилого дома. При этом следует позаботиться о том, чтобы шуги и дым не мешали привычной жизни обитателей дома и соседей.
Оборудование рабочего места кузнеца:
1 -рабочий стол; 2- тиски; 3-колода; 4-бочка с водой; 5-резервуар для угля; 6-наковальня; 7-скоба для инструментов; 8-горн; 9-полка; 10-огнетушитель; 11 -вытяжной вентилято
Оптимальные размеры кузницы — не менее 40 кв. м. Для работы с небольшими изделиями достаточно помещения площадью около 16 кв.м.
Стены кузницы должны быть кирпичными. В крайнем случае, можно оборудовать под кузницу постройку с деревянными стенами, которые необходимо оштукатурить. Пол должен быть земляным, бетонным, каменным или кирпичным. Дверь открывается только наружу.
Кузница должна иметь высокий потолок и вытяжную вентиляцию. Труба вытяжки должна стоять от стены не менее чем на 20 см.
Напротив входной двери, у дальней стены, устанавливают горн — главное оборудование кузнеца. Горн возводят таким образом, чтобы к нему можно было подойти с любой из трех сторон. Это особенно важно при изготовлении крупных деталей.
На расстоянии 1,5-2 м от кузнечного горна, примерно на одном уровне с ним, укрепляют стационарную наковальню. Конический рог наковальни должен быть расположен с левой стороны кузнеца, стоящего между горном и наковальней, лицом к последней.
Рядом с горном ставят бак с холодной водой емкостью 30-40 литров. Воду используют для охлаждения металла, а также в случае пожара. Для поддержания температуры воды на одном уровне бак на 2/3 высоты углубляют в землю.
Кузнечные инструменты раскладывают на специальном металлическом столе высотой 50-70 см от уровня пола. Наиболее удобен в работе столик с 2-мя полками: самые ходовые инструменты (ударные, захватывающие и подкладные) кладут на верхнюю полку стола, а вспомогательные и редко используемые инструменты размещают на нижней полке. Рукоятки инструментов должны немного выступать за край стола. Запасные инструменты хранят в специальном шкафу.
Кроме горна, наковальни и металлического стола, в кузнице должен быть кузнечный верстак. Вдоль стен кузницы устанавливают тиски, точильное устройство (для заточки инструментов) и прочие приспособления.
Недалеко от горна в углу ставят ящик для хранения угля. В кузнице также необходимо иметь емкость с песком для засыпки скользких мест на полу и ворох тряпок для вытирания инструментов.
Сталь куют в нагретом состоянии. Только разогретый металл становится пластичным и легко поддается деформации. Для нагрева металла исстари используют специальное нагревательное оборудование — кузнечный горн. По своей сути, это специальная печь для нагревания металла. В отличие от обычной печи, топка кузнечного горна открыта. Кроме того, кузнечный горн имеет не свободную, а принудительную подачу воздуха.
В былые времена кузнечные горны делали из кирпича, камня и даже дерева. У деревянных горнов очаг сооружался из камня или кирпича. Сегодня горны сооружают из кирпича и металла. При этом основной массив печи может быть сделан из строительного
кирпича, а очаг в обязательном порядке выкладывают из огнеупорного кирпича. Горны, используемые в разных странах, имеют приблизительно одинаковое строение, форму и принцип работы.
Нагреть металл можно и газовой горелкой, при использовании подогревающего пламени, так как соорудить горн не каждому под силу. Разогрев производится нормальным пламенем, что бы металл меньше окислялся.
В условиях любительской кузницы наиболее удобны в использовании переносные горны открытого типа (с открытой топкой), которые позволяют нагревать не только короткие, но и длинные заготовки. Благодаря своей мобильности, небольшим размерам, простоте и удобству в работе, передвижной горн популярен как никогда. Его можно поставить в любом уголке кузницы и даже, при необходимости, вынести на улицу. Кроме того, он быстро нагревается.
Физико-механические и технологические свойства металла зависят от его внутреннего строения и химических параметров. В большинстве случаев исходные свойства металлов, предназначенных для ковки, требуют того или иного изменения, которого можно достигнуть термической и технологической обработкой. В современной металлургии для каждого металла разработаны таблицы с указанием термических режимов и соответствующих им изменений в структуре металла
Все металлы имеют поликристаллическое строение, то есть представляют собой упорядоченное соединение прочно сросшихся друг с другом зерен. Между зернами металла располагаются неметаллические вкрапления различных оксидов, карбидов и прочих соединений. При нагревании в кузнечном горне по мере приближения к ковочной температуре металл приобретает мелкозернистую структуру. У перегретого металла зерна заметно укрупнены, что отрицательным образом сказывается на его пластичности.
Современная художественная ковка включает в себя весь арсенал приемов ручной ковки, известный кузнецам прошлых столетий. Основные техники ковки практически не изменились; число их осталось прежним. Как и в былые времена, талантливые кузнецы нашего времени, используя ограниченный набор традиционных техник, создают огромное многообразие художественных изделий.
Во время технологической обработки (ковки) металла происходит скольжение зерен относительно друг друга, в результате чего они вытягиваются в направлении течения металла. Вытягиваются и неметаллические вкрапления, которые придают металлу волокнистое строение. Величина зерен к концу деформации металла зависит от его температуры к концу ковки: чем она выше, тем крупнее зерна и тем лучше механические свойства металла.
Куют большинство металлов в нагретом состоянии, так как под воздействием высоких температур металл становится более пластичным и податливым. В процессе ковки металл
постепенно остывает, что сказывается на его пластичности. Малоуглеродистые стали можно обрабатывать достаточно продолжительное время без дополнительного нагрева в кузнечном горне. А высокоуглеродистая сталь куется трудно, требует умелого обращения с нагретым металлом и грамотного проведения его нагревания.
Технологическая обработка металла включает в себя несколько основных операций и множество приемов, разработанных на их основе. Выбор того или иного приема зависит от свойств конкретного металла, размеров и формы заготовки, наличия инструментов, а также определяется художественными замыслами. Основные операции ковки:
вытяжка,
осадка,
рубка,
выбивание отверстий,
гибка,
торсирование
В работе с листовым металлом используются выколотка, дифовка, формовка, а также такие виды декоративной отделки поверхности как чеканка и просечка.
Прежде чем приступать к ковке изделия, необходимо составить точный конструктивный чертеж с учетом припусков на слесарную обработку (если она необходима). Наличие чертежа позволит достаточно точно определить:
массу требуемого материала (а это может быть не только металл), включая отход металла на обсечку (до 20-30 %) и на угар (2-3 % на каждый нагрев и 1,5-2 % на каждый подогрев);
наиболее приемлемые операции ковки;
способы соединения отдельных частей изделия;
набор инструментов, необходимых для воплощения изделия в металле.
Еще на этапе создания эскиза, предшествующем составлению конструктивного чертежа, следует учитывать технологические особенности ковки и избегать нехарактерных для нее форм и конфигураций. В частности, начинающему, неискушенному в ковке, следует избегать деталей с ребристым сечением, деталей с резкими перепадами в размерах и пересечения цилиндрических деталей.
Растительные мотивы всегда привлекали мастеров художественной ковки. Не устарели они и в наши дни. Современные умельцы охотно выковывают и вырезают из листового металла отдельные листья, цветы, ветки и даже целые букеты. При этом каждый мастер сам
для себя решает, будет ли это реалистичное отображение растения или его абстрактное, символическое изображение. Как не парадоксально, но металл как никакой другой материал подходит для создания растительных форм.
Благодаря сложной игре светотени на металлической поверхности опытный кузнец способен передать все тончайшие изгибы цветов или листьев.
Изготовление шаблонов
При изготовлении декоративных элементов из металла часто прибегает к специальным штампам. Штампы используют для нанесения на поверхность изделия простейших однородных рисунков небольшого размера. Требуемый рисунок заранее делается на рабочей поверхности пуансона. Орнамент на фигурных и выпуклых деталях выбивают при помощи гладилки оправки или фигурных обжимок.
Ветки и листья из листовых заготовок изготавливают на наковальне. Чтобы не повредить режущими инструментами лицо наковальни, под заготовку подкладывают толстый лист железа. Материалы: металлический лист небольшой толщины.
Последовательность изготовления листа (ветки):
-берут заготовку подходящего
контура или вырезают из листового металла заготовку
с примерными контурами листа (ветки).
- заготовку по контуру обрубают.
-вырубленные элементы
обрабатывают по отдельности: разводят, вытягивают, придают
желаемую форму и закручивают в завитки.
- при помощи зубила на поверхность листа наносят условные изображения прожилок и стебля.
Благодаря красивой форме с изящными черенками акантовые листья — один из самых популярных декоративных элементов в разные исторические эпохи. Похожие на медвежью лапу, они часто использовались древнегреческими архитекторами для украшения стен и капителей здания, а также были основной декоративной приметой решеток в стиле барокко. В эпоху ампира розетки из акантовых листьев любили располагать в середине волют.
Материалы: бумага (картон), металлический лист небольшой толщины.
Последовательность изготовления акантового листа:
На бумаге или тонком картоне делают развертку будущего листа. Развертку вырезают, укладывают на металлический лист и обводят по контуру. Лист вырубают по контуру. С помощью специального молотка и желобчатой правки плоскому листу придают желаемую форму, имитирующую природную. Акантовые листья соединяют с основными
стержнями сваркой .
Сборные цветы из тонкого листового мела под силу изготовить даже начинающему .
Материалы: бумага (картон), тонкий металлический лист, пруток. Последовательность изготовления простейшего однослойного цветка.
На бумаге или картоне
делают развертку которую вырезают, укладывают на металлический лист и обводят
по контуру. Металлическую заготовку цветка выре-
ют по намеченному контуру. Края лепестков немного оттягивают, чего они
становятся тоньше. При помощи зубила и оправок лепесткам придают
"естественный" вид: насекают
прожилки и делают их слегка волнистыми. Из прутка круглого или четырехгранно-
сечения выковывают стержень. На конце стержня высаживают не большое утолщение.В
центре заготовки пробивают отверстие, размеры которого соответствуют
площади поперечного сечения стержня. Заготовку цветка надевают на стержень,
после чего высаженный конец стержня расковывают. Производят окончательную
форму цветка.
При изготовлении розы круглую заготовку надрезают по спирали, после чего каждую часть сворачивают к центру при помощи круглогубцев. Многослойные цветки выполняют по тому же принципу, что и однослойные.
Начинающего кузнеца изготовление цельнокованых цветов — непростая за дача. Обычно описанные ниже технологии используют кузнецы с серьезным профессиональным опытом.
Материалы: цилиндрическая заготовка, сечение которой должно быть немного меньше сечения задуманного элемента.
Последовательность изготовления цельнокованой розы.
Заготовку
нагревают до красного каления в кузнечном горне. Один конец заготовки
оттягивают под стебель с сечением диаметром 12-14
мм. На оставшейся части заготовки делают 3 кольцевые надрубки, сохраняя
нетронутой центральную ось заготовки. Надрубленные части осаживают в тисках до
получения трех слоев толщиной 3-4 мм
каждый. В самом верхнем слое вырубают лепестки, которые сгибают на роге
наковальни по заданной форме. Аналогичную операцию производят со вторым и
третьем слоем заготовки. При этом лепестки каждого нижерасположенного слоя
должны быть чуть больше выше расположенных лепестков. Формуют цветок таким
образом, чтобы лепестки предыдущего слоя были прикрыты последующими примерно
на 1/3 их высоты. Концы лепестков слегка отгибают наружу. Стебель цветка
нагревают в горне и окончательно формуют. При помощи зубила изготавливают
шипы: стебель высаживают в нескольких местах и надрубают. Надрубленные части
(шипы) отгибают.
Если страстно желаете научиться "огненному волшебству"? Дерзайте! Только не думайте, что махать молотом или сварить металл — пустяковое занятие, не требующее большого ума. Скоро Вы сами поймете, насколько это ошибочное мнение. Помните, как сказал классик: "Красота требует жертв". Придется попотеть, натереть кровавые мозоли, искорежить не одну заготовку, сломать не один инструмент. Зато какое удовлетворение Вас ожидает на финишной черте! Как будут счастливы Ваши родные и близкие! Как прекрасен будет Ваш дом! Как тепло и уютно станет в нем! И друзья все чаще и чаще будут забегать в гости и с завистью коситься на роскошную сварную люстру с элементами ковки или ажурную балконную решетку. Кстати, проблема оригинальных подарков, считайте, решено.
2.4. Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
Аналитическая справка об использовании возможностей дистанционного обучения. Вовлечение обучающихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, интернет-школ и т.п.
С целью повышения качества подготовки обучающихся к профессиональной деятельности Молчанова Л.П использует возможности дистанционного обучения посредством Интернет-ресурсов, использования электронных УМК по дисциплинам.
Молчанова Л.П. систематизированы разнообразные цифровые образовательные ресурсы, которые используются на занятиях, а также при подготовке домашних заданий, самостоятельном изучении отдельных разделов и тем, подготовке к экзаменам и пр. В практике преподавания значительное место занимают интерактивные, проектные и исследовательские методы обучения. Примером могут служить учебные проекты с использованием обучающимися презентаций, основанных на самостоятельной работе студентов.
Возможности дистанционного обучения педагог использует при организации самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации, а также при ликвидации пробелов в знаниях обучающихся или наоборот углублении знаний в интересующих их областях профессии или специальности. Механизм работы дистанционного обучения построен Людмилой Петровной с использованием электронного УМК по дисциплине, на передаче материалов, заданий и консультирование по электронной почте. Обучающиеся, выполнив задания, могут отсылать результаты преподавателю по е-mail, что в точности соответствует использованию традиционной почты при обмене информацией - однако в случае электронной почты обмен происходит несравнимо быстрее. Оценку своей работы и консультации по выполнению заданий обучающиеся могут получать также по е-mail.
Дистанционное образование обучающихся предполагает развитие творческих способностей, развитию ключевых компетенций личности обучающихся.
Урок производственного обучения это творчество мастера и учащегося. Самый опытный мастер оказывается беспомощным, если только он один творит на уроке. Лишь совместная работа, по моему мнению, делает эффективным и урок, и все обучение в целом. Группа может решать серьезные задачи, то работать над объектом труда повышенной сложности, что стимулирует интерес учащихся.
При групповой форме обучения группу делю на подгруппы, бригады, звенья. Определяю задания группам и контролирую их работу. Учащиеся формируются в группы руководствуясь личными соображениями, например, дружескими отношениями, общими интересами. Но в каждое звено обязательно входят как сильные, так и слабые учащиеся, различающиеся образом мышления, умением анализировать и критически взвешивать принимаемые решения. Работой группы на занятии руководит учащийся, которого назначаю старшим. Функции старшего учащиеся выполняют поочередно – так, чтобы каждый мог научиться и руководить, и подчиняться, что соответствует реалиям будущей трудовой жизни.
Все группы работает под моим обязательным контролем, что помогает разрешать возможные тупиковые ситуации. На занятиях стараюсь создать атмосферу сотрудничества, дух взаимопомощи, способствовать взаимопониманию между учащимися. Контролируя работу групп, отмечаю индивидуальные результаты каждого. На своих уроках использую тестовый контроль, технологию критического мышления. Групповая форма производственной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и понимание информации, обсуждение, взаимный контроль, то есть работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава звена. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в звеньях позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в процессе учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны мастера за качеством усвоения знаний, умений и навыков
В организации самостоятельной работы учитываю, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к ученикам. Например, для обучающихся с разным уровнем знаний предлагаются разноуровневые тестовые задания.
На первых порах у учащихся формирую простейшие навыки самостоятельной работы (например, по инструкционной карте выполнить определенные операции). В этом случае самостоятельной работе учащихся предшествует наглядный показ приемов работы мастером, сопровождаемый четкими объяснениями. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
Самостоятельная работа учащихся на уроках производственного обучения является неотъемлемой и наиболее важной частью формирования у учащихся различного рода компетенций, в особенности профессиональных и коммуникационных компетенций.
Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных учащихся, перевожу успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым обучающимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы научились самостоятельно выполнять задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.