Мастер-класс
Тема: Использование педагогических инноваций на уроках в начальной школе
Цель:
Познакомить участников с современными педагогическими инновациями, показать их
применение на уроках начальной школы, сформировать навыки разработки и
использования инновационных технологий в образовательном процессе.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «педагогическая инновация».
2. Рассмотреть основные виды инноваций в начальном образовании.
3. Продемонстрировать примеры инновационных подходов на уроках.
4. Сформировать умения разрабатывать и использовать инновации в своей практике.
Форма работы:
1. Вводная часть: что такое педагогическая инновация?
Педагогическая инновация — это новаторский, обоснованный и эффективный способ организации учебно-воспитательного процесса, который привносит изменения в традиционные формы обучения, повышает мотивацию, активность и результативность учащихся.
Примеры инноваций:
Важно! Инновация — не просто «новое», а эффективное, проверенное, полезное изменение. Она должна быть:
2. Основные типы инноваций в начальной школе
|
Тип инновации |
Описание |
Пример |
|
Технологические |
Использование цифровых ресурсов, приложений, интерактивных досок |
Урок с использованием презентации, видеоролика, онлайн-тренажёра |
|
Содержательные |
Изменение структуры материала, межпредметные связи |
Урок "Путешествие в страну математики" с элементами литературы и окружающего мира |
|
Организационные |
Новые формы работы: группы, проекты, дискуссии |
Проект "Наш класс – экологический центр" |
|
Дидактические |
Новые методы и приёмы обучения |
Игра "Угадай слово", "Кто быстрее?", "Карта успеха" |
|
Оценочные |
Новые способы оценивания |
Оценивание по критериям, портфолио, самооценка |
3. Практическая часть: как применять инновации?
Пример 1: Игровая технология на уроке русского языка (3 класс)
Тема: Правописание
безударных гласных в корне слова
Инновация: Игра «Слово-загадка»
Ход урока:
1. Учитель читает загадку:
"Растёт в лесу, но не дерево,
Красна, как
земляника,
А называется...?"
Ответ: ягода (корень ягод-)
2. Дети отгадывают, определяют корень, пишут слово.
3. Игра продолжается: каждый ученик получает карточку с загадкой, находит корень, записывает слово.
4. Проверка: дети читают свои ответы, обсуждают, кто прав.
Результат:
Пример 2: Проектная деятельность на уроке Окружающего мира (2 класс)
Тема: Растения вокруг нас
Инновация: Проект «Мой любимый цветок»
Этапы:
1. Дети выбирают цвет который им нравится.
2. Собирают информацию: где растёт, как выглядит, как ухаживать.
3. Создают памятку, рисунок, мини-доклад.
4. Представляют проект в классе.
Результат:
Пример 3: Использование цифровых ресурсов (4 класс, математика)
Тема: Действия с многозначными
числами
Инновация: Онлайн-тренажёр "Математический квест"
Используемые ресурсы:
Ход урока:
1. Дети решают задачи в формате игры.
2. Каждый правильный ответ — шаг к «сокровищу».
3. Победитель — тот, кто первым дошёл до финиша.
Результат:
4. Практическое задание: создайте свой инновационный урок
Задание:
Разделитесь на группы по 3–4 человека.
Выберите один предмет (русский язык, математика, Окружающий мир, литературное
чтение).
Создайте план фрагмента урока, используя одну инновационную технологию.
Формат:
Пример:
Тема: Письмо союзных слов
Инновация: Игра «Слова-друзья»
Форма: работа в парах
Этапы:
1. Учитель даёт паре слов: солнце, свет
2. Дети находят, как они связаны, объясняют, какой союз можно поставить
3. Составляют предложение
4. Проверка по слайду
Ожидаемый результат: Понимание значения союзов, развитие
коммуникативных навыков
5. Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
1. Какие инновации вы уже применяли? Что получилось?
2. Какие инновации вы хотели бы попробовать?
3. Какие барьеры мешают внедрению инноваций? (время, техника, подготовка, отношение к переменам)
4. Какую поддержку вы бы хотели получить от администрации/коллег?
Вывод:
Инновации — это не мода, а необходимость.
Они помогают сделать уроки интереснее, содержательнее, более эффективными.
Начинать можно с малого: один приём, одна игра, один цифровой ресурс.
Главное — быть открытым к переменам, пробовать, ошибаться,
улучшать.
Помните: маленькие
изменения могут привести к большим результатам!
Начинайте с одного приёма, пробуйте, анализируйте, улучшайте.
Ваша инновация — это ваш вклад в будущее детей!
Приложения (для распечатки):
Раздаточный материал для участников
Мастер-класс: «Использование педагогических инноваций на уроках в начальной школе»
1. Что такое педагогическая инновация?
Педагогическая инновация — это новаторский, обоснованный и эффективный способ организации учебно-спитательного процесса, который привносит изменения в традиционные формы обучения, повышает мотивацию, активность и результативность учащихся.
Примеры инноваций:
Важно! Инновация — не просто «новое», а эффективное, проверенное, полезное изменение. Она должна быть:
2. Типы педагогических инноваций в начальной школе
|
Тип |
Примеры |
|
Технологические |
Использование интерактивных досок, приложений (Kahoot, Quizizz), видеоролики, онлайн-тренажёры |
|
Содержательные |
Межпредметные уроки, проекты, интеграция с жизнью |
|
Организационные |
Работа в группах, дискуссии, ролевые игры, проекты |
|
Дидактические |
Игры, сюжетные задачи, «карта успеха», «обратная связь» |
|
Оценочные |
Портфолио, самооценка, оценивание по критериям, звёздочки, баллы |
3. Практическое задание: создайте фрагмент урока с инновацией
Задание:
Разделитесь на группы. Выберите один из предметов:
Создайте план фрагмента урока (10–15 минут), используя одну инновационную технологию.
Формат заполнения:
|
Элемент |
Заполнение |
|
Предмет |
|
|
Класс |
|
|
Тема урока |
|
|
Цель урока |
|
|
Инновационная технология (например, игра, проект, цифровой ресурс) |
|
|
Этапы урока (по шагам) |
1.
... |
|
Инструменты/средства |
(например, карточки, презентация, приложение) |
|
Ожидаемый результат |
Пример:
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: Правописание безударных гласных
Инновация: Игра «Слово-загадка»
Этапы:
1. Учитель читает загадку, дети отгадывают.
2. Определяют корень слова.
3. Пишут слово, объясняют правописание.
4. Проверка по
слайду.
Инструменты: Карточки с загадками, слайды
Результат: Дети научатся определять корень, закрепят правописание
4. Шаблон: «Карта инноваций» (для саморефлексии)
|
Название инновации |
Способ применения |
Результат |
Вывод (что получилось, что не получилось) |
||||
Например:
5. Список полезных ресурсов
Цифровые платформы:
Книги и статьи:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.