Мастер класс "Круги Эйлера"

  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер класс.docx

МАСТЕР КЛАСС

Тема: Кольца Венна

Цель:

Продемонстрировать использование приёма «Кольца Венна» в педагогической деятельности, как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Ожидаемые результаты мастер-класса

Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

 

1

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут__________-, я учитель начальных классов Павловской средней общеобразовательной школы.

 

2

Я предлагаю вам внимательно посмотреть на экран. Что вы видите? круги

- Поднимите руки  кому показалось, что эти круги находятся в движении? Коллеги вас что то тревожит и вы обеспокоены, возможно вы устали или плохо спали. Вам нужно больше отдыхать.

 - Поднимите руки кому они показались статичными, т.е.в покое? Поздравляю, ваша психика устойчива вы полны сил и готовы творчески работать. Поэтому  я приглашаю вас в фокус группу.

Японский психотерапевт ЯмамотоХашима разработал тест на степень утомляемости:

 

3

Давайте с вами немного поиграем. Перед вами 2 персонажа.

- Кто это? Баба яга и Золушка

 

4

- Дайте им характеристику, начнём с бабы яги.

 

5

Баба Яга – злая, коварная, страшная, хитрая, одинокая.

 

6

Золушка – красивая, милая, работящая, добрая. Замужняя

 

7

- Что общего между ними? Герои сказок, женщины

 

8

Для характеристики сказочных героев я использовала приём технологии критического мышления «Кольца Венна»

Тема моего мастер класса «Использование приёма «Кольца Венна» для развития  логического мышления школьников».

 

9

Впервые этот приём описан английским учёным Джоном Венном, который расширил математическую логику Буля и более всего известен среди математиков и логиков за его схематический способ представления множеств и их объединений и пересечений.

Предлагаю фокус группам используя приём «Кольца Венна» выполнить задания. План работы и необходимые материалы у вас имеются.

 

10

Кольца Венна – это графический способ, с помощью которого можно выявить общее в сравниваемых областях, подчеркнуть различия и обобщить знания по выбранной теме.

Использование кругов Венна является одним из подходов к реализации принципа наглядности, помогает отобразить отношения между понятиями или множествами объектов и является средством развития логического мышления.

    С помощью кругов Венна ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.

 

11

Рисование диаграммы Венна — это совсем не сложный процесс, который включает всего три этапа:

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

 

12

Этот прием можно использовать на различных уроках.

 Приём «Кольца Венна» отвечает следующим принципам:

·  Научность: имеет научное обоснование;

·  Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

·  Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

·  Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

·  Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

«+» приёма

·        Быстрое и образное рассмотрение больших по объёму тем.

·        Развитие метапредметных компетенций.

·        Соответствие ФГОС.

·        Интерес учащихся.

 

Итак, я думаю, что коллеги готовы представить итог своей работы.

Выступление групп Вывод после каждой группы устно. Показ на слайдах

 

13

Урок окружающего мира

Тема: Трудные времена на Русской земле.

Задание: сравнить 2 личности, выявить уникальное и найти общее

Вывод: героем русского народа является Александр Невский.

14

Урок ОРКСЭ

Тема:  «Мой коллектив»

Задание : сравнить понятия семья и классный коллектив.

15

Урок русского языка

Тема: Состав слова

Любое правило мы можем представить в виде колец Венна

16

В каких видах деятельности можно применять данный прием? На каких уроках? И каких этапах урока?

На любом уроке

·        на стадии определения темы урока,

·        для закрепления материала,

·        как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

·        как творческое домашнее задание.

 

17

Используя круги Венна, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:  

·         анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·         синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·         выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

·         подведение под понятие, выведение следствий;

·         установление причинно-следственных связей;

·         построение логической цепи рассуждений;

 

Как любое творческое задание, кольца Венна повышают инициативность, креативность, развивают воображение, повышает мотивацию, развивает логическое мышление, творческие способности, идёт формирование всех УУД.

 

 

 

18

«Кольца Венна»- это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.

Уже сейчас я  могу смело утверждать, что  учащимся интересно работать с «Диаграммой Эйлера -Венна». Они быстро и легко находят различия и обобщают знания по выбранной теме. Каждый из них является исследователем, а это нравится как сильным, так и слабым ученикам.

 

 

 

 

19

Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов  профессионального оптимизма, а главное я вам желаю  …здоровья.

Рефлексия.

- Тем кому понравился и кто будет использовать в своей практике приём «Кольца Венна», просто поаплодируйте мне.

Всем спасибо!