Мастер-класс на тему "Любовь - величайшее приобретение человечества"
Оценка 4.9

Мастер-класс на тему "Любовь - величайшее приобретение человечества"

Оценка 4.9
Разработки уроков +2
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
17.01.2023
Мастер-класс на тему "Любовь - величайшее приобретение человечества"
Мастер-класс на тему_Любовь - величайшее приобретение человечества
Мастер-класс на тему_Любовь - величайшее приобретение человечества.docx

 

 

Мастер - класс

 

 

"Любовь –

величайшее

приобретение

человечества"

 

Победителя районного этапа конкурса

«Учитель года-2010» в номинации «Сердце отдаю детям»

Гайрбековой Седы Балаудиновны.

 2020г.

Тема: Любовь – величайшее приобретение человечества.

                                                                      (Ф. Энгельс)

Цель: на разнообразном материале попытаться понять, что такое любовь; обращаться к ярким, неординарным образам, суждениям о любви, накопленным человечеством, и при этом не бояться высказывать свои мысли.

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент.

II.               Слово учителя.

 

Во все времена самым популярным вопросом у всех народов был и будет вопрос: «Что такое любовь?»

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда прославляли, прославляют и будут прославлять это великое и вечное чувство человека. И сегодня, мы будем говорить о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной привязанности.

Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя, бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная; а бывает и любовь неразделенная.

В своих очах любовь она хранит,

Блаженно все, на что она взирает,

Идет она – к ней всякий поспешает 

Приветит ли – в ней сердце задрожит.

(Так о ней говорил великий итальянский поэт Данте.)

На протяжении веков люди стремились выразить словом, песне, кистью чувство любви. Живая, пульсирующая жизнь сквозит в бесчисленных посланиях, письмах, сонетах поэтов, живших некогда на нашей земле, живущих на ней и поныне.

 

Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука и безнадежность. Об этом говорит М.Ю. Лермонтов  в своем стихотворении «1831-го года июня 11 дня». ( Ученик читает стихотворение М.Ю. Лермонтова)

 

                                                        «1831-го Июня 11 дня»

                                                           11

…Грядущее тревожит грудь мою.

Как жизнь я кончу, где душа моя

Блуждать осуждена, в каком краю

Любезные предметы встречу я?

Но кто меня любил, кто голос мой

Услышит и узнает? И с тоской

Я вижу, что любить, как я, порок,

И вижу, я слабей любить не мог.

 

      12

Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна.

Я не могу любовь определить,

Но эта страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

 

И отучить не мог меня обман;

Пустое сердце ныло без страстей,

И в глубине моих сердечных ран

Жила любовь, богиня юных дней; …

 

 

III.           Словарная работа.

- Сегодня, мы с вами поговорим о любви.

А как вы понимаете слово любовь? (Ответы-рассуждения учащихся)

- Давайте заглянем в статью толкового словаря С.И. Ожегова. Вот какое лексическое толкование слова «любовь» дает он.

Ученик читает значение слова:

«Любовь» - 1) Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь материнская. Горячая любовь. Взаимная любовь.

2) Склонность, пристрастие к чему-либо. Любовь к музыке. Любовь к искусству.

- Как вы думаете, о каком значении слова «любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке? ( Учитель отмечает, что темой урока станет слово «любовь» в первом значении.)

IV.  Слово учителя.

О любви написано много, о любви написано мало. Много, потому что мы можем услышать и прочитать тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных страданиями и радостями любви. Мало, потому что это чувство неисчерпаемо, как сама жизнь.

В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил…

А кто не знал любви,

Тот все равно, что не жил…

                                        (М. Мольер)

Давайте мы с вами попытаемся порассуждать над тем, чему же учит любовь? Какой опыт она нам дает? Какие уроки преподносит? Какую палитру чувств охватывает?

И в этом нам помогут строчки любимых ваших стихотворений, в которых поэты через художественные образы, воспроизводящие действительные чувства, приоткрывают завесу над этой тайной, раскрывают самое сокровенное – свою душу.

Итак, какая же она – эта настоящая любовь?

По ходу нашего урока, ребята, записывайте в тетради ключевые понятия, которые помогут вам глубже осмыслить эту тему и выполнить поставленную задачу.

Как утверждают литературоведы, первым поэтом в Европе, воспевавшим любовь, была греческая поэтесса Сафо. («Богу равным, кажется мне, по счастью человек»)

Истинные чувства вечны. И это мы можем доказать наглядным примером. Сафо жила в VI в. до н.э., а Марина Цветаева – поэт XX века, но разве меньше болеет она от любви? Всем нам известен прекрасный романс на ее стихи, исполняемый А.Б. Пугачевой «Мне нравится, что Вы больны не мною»

- Как описывает любовный недуг Цветаева? (Боль от любви)

Голос искреннего чувства не знает временных границ, он долетает к нам из-за гряды веков. 6 апреля 1327г. в церкви Св. Клары глаза красавицы Лауры навсегда пронзили сердце 23-летнего Петрарки (1304-1374). Этому дню, этому мгновению он посвятил стихотворение «Благословен ты, вечер, месяц, год». В своих стихах Петрарка благословлял даже боль, приносимую ему неразделенным чувством, ведь Лаура была замужем, надежды на взаимность у поэта не было.

- Но только ли о любви – боли это стихотворение Петрарки, только ли болью отзывается чувство Петрарки?  (Нет, благословить – это значит воздать благодарность кому-то за что-то.)

Это размышление напомнило мне мини – сочинение ученицы 10 класса. «… Равнодушный глаз видит человека  кусками: не умеет танцевать, не модно одет и т.д. А любящий воспринимает человека целиком. И в этом состоит формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле такой, какой есть…»

- Как созвучны мысли Петрарки, живущего в XIV веке и молодой девушки, живущей в начале XXI века!

- Да любовь не только радость приносит, но и боль – боль невозвратимых утрат, как писал Шекспир (1564-1616) в своем сонете:

 «Что нет невзгод:

А есть одна беда –

Моей любви лишится навсегда.

Слушая эти строки, нельзя не вспомнить А. Блока (1880-1921) «О доблестях, о подвигах, о славе». (Читает ученик)

                                                                А. А. Блок.

                           Из цикла «Возмездие» (1908-1913)

                                                 ***

О доблестях, о подвигах, о славе   

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

 

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

 

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

 

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

 

Уж не мечталось о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

 

Сердце наше боится откровения, и вместе с тем за тысячелетия поэзия подарила человечеству неисчислимое множество любовных признаний, ставших достоянием читателей во всем мире, а именно прекрасных женщин, к которым обращались поэты (Беотриче, Лаура, Анна и др.) стали бессмертными образами возлюбленных.  У. Шекспир в своем «Сонете №102» «Люблю,- но реже говорю об этом» учит, что не любит тот, кто про любовь свою трубит».

О целомудренной любви, не выставляемой напоказ, говорит в своем стихотворении С. Есенин (1895-1925) «Я спросил сегодня у менялы» (Читает ученик)

Персидские мотивы. С. А. Есенин…

 

Я спросил сегодня у менялы,

Что даёт за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски  нежное «люблю»?

 

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы,

Слово ласковое «поцелуй»?

 

И ещё спросил я у менялы,

В сердце грубость глубже притая,

Как сказать мне для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она «моя»?

 

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты горят.

 

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах.

 

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду.

«Ты-моя» сказать лишь могут руки,

Что срывали черную чадру!   

Если говорить о любовной лирике в ее высшем выражении, то ее должны связать в первую очередь с именем Пушкина. Он и здесь был началом всех начал. И если в стихотворении А.С. Пушкина (1799-1837) «Признание» любовь – это легкое увлечение, влюбленность, то, в стихотворении «Я вас любил» - это любовь самоотверженная – жертвующая своими интересами ради других, т.е. любовь – самопожертвование , искренняя, нежная, любовь – благородство. Пушкин писал:

«Мне не к лицу и не к летам…

Пора, пора мне быть умней…»

Ученик. - Так может быть любовь – чувство, свойственное только молодым, и с годами оно проходит? Как вы думаете?

Учитель. - Нет, не проходит, оно видоизменяется.

В произведениях Н. Некрасова (1831-1877) любовь – это дружба, содружество, взаимопонимание, стремление помочь и понять, любовь возможна и тогда, когда люди давно живут вместе под одной крышей, и быт не заедает настоящее чувство. Любовь – это значит жить жизнью того, кого ты любишь.

С Некрасовым согласна и Таиса (ученица 10 класса), так написавшая о любви в своем сочинении: «Любовь – это взаимопонимание между людьми, то есть когда твой любимый человек понимает тебя с полуслова, читает твои мысли в глазах, между вами царит прежде всего душевная гармония».

Ученик: «Так значит, любви все возрасты покорны?»

Учитель: «Да, получается, что так. К примеру, у Ф.И. Тютчева в стихотворении «Последняя любовь» - это поздняя любовь – нежность, очарование, блаженство и безнадежность.

Кому-то выпадает счастье полюбить вновь, а кто-то встречает старую любовь, как это произошло с Тютчевым. И в своем стихотворении «Я встретил Вас и все былое…» - он пишет о любви – воспоминании, ностальгии…

О любви не говорят, о ней все сказано. Но о ней продолжают говорить и писать. И мне хочется, чтобы вы знали и помнили, что и в нашей Республике и районе есть поэты, которые пишут о любви. Среди них молодая поэтесса Люба Арсалиева, которая молодо и нежно восклицает со страниц в стихотворении «Все иначе теперь» о несбывшейся, саможертвующей и всепрощающей любви.

  Л. Арсалиева.

Всё иначе теперь...

Ты поверь,  моё  лето

                     останется тёплым,

Даже если уйдешь навсегда.

Холод чувствуя кожей,

                      я скажу: ну и что же,

Мне хватает тепла.

Ведь в открытые двери

                    открытого сердца,

Словно в зиму метель,

Ты ворвался без стука…

Я стерпела ту муку.

Все иначе теперь…

Я другая, быть может,

                   на себя непохожа.

Все же что-то осталось в груди.

Ведь тебе не желаю ни горя,

                                   ни боли,

 Даже долю несчастной любви.

Я ведь тоже любила

                  и по небу парила,

Забывая про страх.

В бесконечность поверив,

                      тебе сердце доверив,

Обманулась в мечтах… 

 

Вспомним сказанное сегодня и попробуем определить: что же такое любовь? Какие ключевые слова вы записали?

( Ответы учащихся: «Любовь – это недуг, боль, благодарность, трагедия, целомудрие, чистота, тайна, верность, самоотверженность, искренность, нежность, дружба, содружество, взаимопонимание, память…»).

- А какое понятие включают в себя все эти слова? (Жизнь…)

Учитель: - Так чему же нас учит любовь? Какие уроки преподносит?

Ученик: - Учит благородству, верности, самоотверженности, нежности и т.д. Нет готовых рецептов любви, но нужно быть готовым к тому, что любовь не только радость приносит, но и боль…)

Учитель: - Значит можно сказать, что «…любовь – это самое прекрасное, самое светлое и чистое чувство, которое только может испытывать человек». «Любовь соединяет два сердца, две жизни, две души. Иногда на время, иногда навсегда. Издревле люди воспевали любовь».

Учитель: - Так что же такого она дает человеку, что из века в век, заболевая ею, люди совершают самые невероятные, самые сумасшедшие поступки?

 

«Любовь заставляет человека относиться к окружающим с пониманием, уважать чувства других, учит слушать людей и давать советы. Человек, который хоть раз испытал любовь, смотрит на жизнь по-другому. Каждый новый день встречает с особенной радостью, и желание сделать всех такими же счастливыми, как он сам, не покидает его. Каждый человек понимает любовь по-своему, но для всех она является главным чувством, ведь любовь не признает ни прошлого, ни будущего. И пока на свете живет любовь, будет жить и человек». -Так думает о любви ученик 10 класса, Докка. И как созвучны его мысли словам Бальмонта:

 

Кто не любил, не выполнил закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.

Ему никак не избежать возмездья.

Кто любит – счастлив!

Пусть хоть распят он.

 

- А сейчас, давайте немного пофантазируем и попробуем изобразить сердце:

- влюбленное в человека;

- влюбленное в Родину»

- влюбленное в животных, в работу и т.д. (учащиеся подходя к доске, по очереди рисую(изображают) свои фантазии на доске).

 

 

V.  Подведение итогов.

 

На этом уроке, который мы назвали словами Ф.Энгельса «Любовь величайшее приобретение человечества» и посвятили любви, мы не претендовали на совершенство, на то, чтобы объять необъятное. Невозможно сказать все о том, чем жили люди тысячелетиями за краткий миг урока. Этот разговор вы будете вести не только с поэтами и писателями, но, прежде всего с людьми, с которыми вас, возможно уже свела, а может быть сведет очень скоро жизнь – с любимыми. Именно поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить словами Федора Ивановича Тютчева:

«Пускай скудеет в жилах кровь,                                                                             Но не скудеет в сердце нежность…»


 

Победителя районного этапа конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Сердце отдаю детям»

Победителя районного этапа конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Сердце отдаю детям»

Тема: Любовь – величайшее приобретение человечества

Тема: Любовь – величайшее приобретение человечества

Июня 11 дня» 11 …Грядущее тревожит грудь мою

Июня 11 дня» 11 …Грядущее тревожит грудь мою

Склонность, пристрастие к чему-либо

Склонность, пристрастие к чему-либо

Всем нам известен прекрасный романс на ее стихи, исполняемый

Всем нам известен прекрасный романс на ее стихи, исполняемый

Передо мной сияло на столе.

Передо мной сияло на столе.

Персидские мотивы. С. А. Есенин…

Персидские мотивы. С. А. Есенин…

Мне не к лицу и не к летам… Пора, пора мне быть умней…»

Мне не к лицу и не к летам… Пора, пора мне быть умней…»

Холод чувствуя кожей, я скажу: ну и что же,

Холод чувствуя кожей, я скажу: ну и что же,

Учитель: - Так что же такого она дает человеку, что из века в век, заболевая ею, люди совершают самые невероятные, самые сумасшедшие поступки? «Любовь заставляет…

Учитель: - Так что же такого она дает человеку, что из века в век, заболевая ею, люди совершают самые невероятные, самые сумасшедшие поступки? «Любовь заставляет…

Именно поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить словами

Именно поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить словами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2023