Мастер-класс «Педагог-профессия творческая»
Оценка 4.9

Мастер-класс «Педагог-профессия творческая»

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа
Взрослым
12.01.2021
Мастер-класс «Педагог-профессия творческая»
Мастер-класс в работе с педагогами способствует снижению эмоционального выгорания
арт терапия декабрь.docx

Мастер-класс «Педагог-профессия творческая»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов с помощью элементов арт-терапевтических технологий и эмоционального благополучия.

Задачи:

1.     Познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике.

2.     Создать положительный климат в коллективе при помощи методов арт-терапии.

3.     Развивать профессиональную творческую активность.

4.     Создать условия для индивидуальной и коллективной работы, раскрыть внутренний потенциал педагога.

 

Упражнение «Рисунок на спине»

Инструкция. Поприветствуйте участников мастер-класса, предложите встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Педагог-психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине.

Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги), везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки). Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться

ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

• Что помогало угадать нарисованное? Что затрудняло?

Упражнение «Волшебный рисунок»

Педагог-психолог: Предлагаю вам упражнение «Волшебный рисунок». Оно поможет вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров.

Инструкция. Педагоги делятся на две команды. Участники одной команды садятся напротив друг друга.

Педагог-психолог: Сейчас мы сыграем в Театр настроения. Выберите эмоцию и покажите своему партнеру напротив. Партнер должен угадать эмоцию и нарисовать ее восковыми свечами в виде какого-то образа. (Участники в паре по очереди показывают свои эмоции.) А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Проявите полученный рисунок-невидимку: закрасьте лист краской любого цвета по вашему выбору.

Вопросы для обсуждения:

• Как вы назовете свои рисунки?

• Трудно ли было распознавать эмоцию на расстоянии?

Вывод: Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии. Изобразительная деятельность – это важный инструмент коммуникации, который позволяет восполнить дефицит общения и построить гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром. Для изотерапии подходят все материалы для изобразительной деятельности: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.

Упражнение «История из жизни цветов»

Педагог-психолог: Сегодня я расскажу вам одну интересную историю из жизни цветов.Но для начала давайте вспомним, какие цвета бывают. Я назову первый, а вы будете продолжать, договорились? Итак, красный(Участники называют известные им цвета.)

История из жизни цветов

Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший. Желтый говорил: «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло.» Синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой.» − «Нет! Все равно я самый лучший!» – спорил Желтый. – «Нет, лучший это я!» – не сдавался Синий. И так они спорили и спорили… Спорили и спорили… Пока не услышал их пролетавший мимо ветер. Тогда он ка-а-ак дунул. Все кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика… Желтый цвет и Синий… А когда ветер стих, то Желтый и Синий увидели рядом с собой еще один цвет – Зеленый! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья! – обратился он к ним. − Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это настоящее чудо!» Желтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказали: «Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!» И взявшись втроем за руки, они весело рассмеялись. Так им стало хорошо.

Педагог-психолог: Предлагаю вместе сотворить чудо. Для этого разделитесь на пары и возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите своего партнера, каким цветом он хотел бы сейчас рисовать? После того как он выберет цвет, скажите ему о своем выборе. Вы помните, как получилось чудо в истории, которую я вам рассказала и показала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: желтый и синий. И получился зеленый! Так и вы сейчас попробуете это сделать со своими цветами. Для этого один из вас начинает рисовать своим цветом с одного края листа и тихонько продвигается к середине. Второй рисует с другого края. А когда вы встретитесь – то произойдет чудо! Посмотрите, какой цвет у вас получился!

Вопросы для обсуждения:

• Сколько теперь всего цветов на листке бумаги?

• Из-за чего спорили Желтый и Синий?

• Почему потом Желтый и Синий решили больше не ссориться?

4. Песочная терапия

Упражнение «Полушарное рисование песком»

(техника Веры Шевченко)

Педагог-психолог: Наберите песок двумя руками так, чтобы он сыпался из кулачков. Теперь нарисуйте: одновременно два одинаковых круга; два одинаковых глаза; два одинаковых цветка; два разных цветка; картину на тему: «Дом, в котором мне хорошо!»

5. Изотерапия

Упражнение «Марание»

Примечание. Марание – это рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками. Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Это дети с жесткими социальными установками поведения, которые ориентированы на раннее развитие; дети, в которых родители видят «маленьких взрослых» и ждут от них зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Для таких детей упражнение «Марание» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Упражнение «Кляксография»

Инструкция. Участники раздувают в разных направлениях капельки краски на бумаге. Далее предложите им «оживить» свои кляксы, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.

Примечание. В качестве арт-терапии используйте это упражнение, когда видна повышенная возбудимость.

Упражнение «Рисунок на пене»

Инструкция. Участники рисуют красками на пене для бритья. Краску можно растягивать и закручивать завитками и другими узорами. Если смешать пену, клей ПВА и гуашь, то можно будет рисовать цветной пеной на ватмане.

Примечание. Упражнение развивает фантазию, воображение, снимает напряжение. Рекомендуем для профилактики и коррекции тревожности, страхов.

3. Танцевальная терапия

Упражнение «Круговые танцы»

Инструкция. Звучит спокойная музыка, участники кружатся в медленном темпе. Когда произносите: «Танцы в двойках», они объединяются в пары и продолжают кружиться. Далее объявляйте танцы в тройках и в общем круге.

6. Рефлексия

• Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?

• Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?

• Что не понравилось?

• Ваши пожелания организаторам.

Вывод: Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.


 

Мастер-класс «Педагог-профессия творческая»

Мастер-класс «Педагог-профессия творческая»

Вопросы для обсуждения: • Как вы назовете свои рисунки? •

Вопросы для обсуждения: • Как вы назовете свои рисунки? •

Педагог-психолог: Предлагаю вместе сотворить чудо

Педагог-психолог: Предлагаю вместе сотворить чудо

Примечание. Упражнение развивает фантазию, воображение, снимает напряжение

Примечание. Упражнение развивает фантазию, воображение, снимает напряжение
Скачать файл