Мастер-класс по теме: «Использование дистанционных образовательных технологий при изучении химии»
Цель мастер-класса: создать условия для развития мотивации к профессиональному самосовершенствованию участников мастер – класса к организации и применению элементов дистанционного обучения в образовательном процессе при обучении химии.
Задачи:
- выявить актуальность применения ДОТ в образовательном процессе;
- продемонстрировать на материале скриншотов работу на платформе Moodle «Электронная школа Приднестровья» примеры применения, реализации и интеграции элементов ДОТ в образовательном процессе;
- отследить эффективность мастер – класса через рефлексию участников.
Ожидаемый результат:
- формирование у участников мастер-класса мотивационной потребности в создании и внедрении элементов дистанционного обучения в образовательном процессе;
- освоение элементов ДО через применение сервисов на платформе Moodle «Электронная школа Приднестровья».
Оборудование мастер – класса (ресурсы): компьютеры с установленным пакетом программ Microsoft Office 2007 и выходом в сеть Интернет, проектор, экран.
1.Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые участники методического фестиваля. Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
2.Подготовительный этап.
- Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?
- Какого человека можно считать современным?
- Попробуйте построить модель выпускника школы с точки зрения воспитания современного человека.
В государственном образовательном стандарте, о современном выпускнике написано, что это человек, у которого сформированы базовые компетентности: информационная, коммуникативная, самоорганизации, самообразования.
3. Постановка проблемы.
- Как сформировать базовые компетентности учащихся в условиях модернизации системы образования при обучении химии?
Выслушивает мнения участников.
Меня как учителя химии помимо предложенной проблемы, очень волнует следующее:
· сокращение количества часов на изучение химии в 10 -х, 11 – х классах, при том, что требования стандарта остались прежними;
· плохо решается проблема экспериментального сопровождения преподавания химии;
· возникает серьезное противоречие: за короткое время, выделяемое на химию, невозможно овладеть той информацией, которую даёт учитель на уроке. А в результате – плохое знание предмета, нелюбовь к химии, а часто и к учителю, ведущему этот трудный предмет.
На мой взгляд, решить эти проблемы, а так же сформировать базовые компетенции учащихся при обучении химии учителю поможет применение дистанционных образовательных технологий в традиционном образовательном процессе.
4. Краткая теоретическая часть.
Какое обучение называют дистанционным?
Дистанционным можно назвать любое обучение, в рамках которого преподаватель и слушатель не вступают в непосредственный контакт, а обучение проходит опосредованно каким-либо способом передачи учебного контента и обратной связи.
Актуальна ли проблема дистанционного обучения в современном образовании?
Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат в своей статье «Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании» говорит о востребованности и актуальности данной новой формы обучения:
· заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната;
· очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
· возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
· весьма полезной могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения;
· дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
· наконец, дистанционная форма обучения может дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях.
Такая форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов .
Основными преимуществами системы дистанционного образования являются:
• доступность;
• динамичность доступа к информации;
• возможность самоконтроля;
• активная справочная система;
• мультимедийность представления информации;
• высокая наглядность;
• возможность многократных повторений;
• отсутствие «ошибкобоязни»;
• выбор личной образовательной траектории;
• возможность прохождения материала в индивидуальном темпе;
• конфиденциальность.
Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться, а это одно из основных требований современного образования. Умение учиться – это умение не просто получить готовую информацию, а умение добыть ее самостоятельно. Данные умения и знания относятся к информационной компетенции.
5. Демонстрация мастером найденного им способа решения предложенной проблемы.
Как можно реализовывать и применять элементы дистанционного обучения в современной школе?
Диапазон сервисов очень велик:
· ведение электронного журнала (выставление оценок и размещение домашних заданий) на образовательной платфоме Электронный журнал Приднестровья;
· создание дистанционных курсов на платформе Moodle;
· подготовка учащихся к итоговому контролю по какой-либо теме, а также непосредственно контроль освоения знаний по теме, к практической работе используя почту данной системы;
· проведение дополнительных консультаций в Zoome,на электронной почте;
· организация совместной работы над общими проектами школы, класса или подгруппы;
· взаимодействие с родителями на образовательной платформе Электронный журнал Приднестровья.
Moodle — это система управления содержимым сайта (Content Management System CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов. В системе Moodle «Электронная школа Приднестровья» разработан единый фонд электронных информационно-образовательных ресурсов лучших педагогов республики по всем школьным предметам.
Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках
такого курса можно организовать:
1. Взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом. Для этого могут
использоваться такие элементы как: форумы, чаты.
2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, вебстраниц, лекций.
3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы
обучающиеся могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
4. Совместную работу, учебную и исследовательскую, обучающихся по
определенной теме, с помощью встроенных механизмов вики, семинаров, форумов и пр.
Система Moodle может обеспечить:
1. Выбор удобного времени и места для обучения, как для педагога, так и для обучающегося.
2. Прочное усвоение знаний.
3. Контакт педагога с обучающимся по мере необходимости.
4. Индивидуализацию обучения.
На платформе Moodle учащиеся могут увидеть размещённые материалы по учебным темам в разделе «Предметы» «Химия». Учитель, на созданных курсах, в каждом классе предоставляет разработанные учебные материалы, презентации, видеоматериалы для лучшего усвоения темы.
Дистанционное обучение – это не только получение материала учащимися, необходима и обратная связь, отслеживание и оценивание результатов работы учеников. Контроль может быть осуществлен с помощью тестов, материалов в электронном виде.
На платформе Moodle учителю предоставлена возможность создания теста по любой теме, самостоятельно настраивая функции, выбирая любой тип вопросов, количество вопросов, определяя окончательную дату выполнения теста. Важно, что учитель видит результат работы каждого ученика через Классный журнал. Можно рассмотреть детально ответ на вопросы, задания, в тесте, выявить ошибку, допущенную учеником.
Учащиеся изначально испытывали некоторые трудности, связанные с работой на данной платформе, у них возникали вопросы связанные с входом и работой, выполнению заданий, их оформлению и отправке. Все вопросы можно было уточнить в личных сообщениях либо непосредственно у учителя.
6. Практикум.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам перейти к компьютерам.
Зайдите на «Электронную школу Приднестровья» в раздел «Предметы»
Раздел «Химия»
Выбираем класс
Например, 8 класс
Выбираем тему
Зарегистрированные пользователи заходят на созданные курсы в личный кабинет
Для создания урока необходимо в Режим редактирования, в разделе 1 написать тему:
На главной странице имеются Инструкции для учителей, которые изучите и можете проработать практически.
7. Рефлексия.
Давайте обсудим результаты нашей совместной работы.
Возможно ли, реализовать элементы ДОТ в традиционном образовательном процессе через платформу Moodle «Электронную школу Приднестровья»?
Уважаемые участники мастер – класса, я предлагаю вам оценить свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы на нашем занятии одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал (а)…
2.Было интересно…
3. Я понял (а), что…
4. Я приобрёл (а)…
5. Я научился (-лась)…
6. Я попробую…
7. Меня удивило…
8. Мне захотелось…
Вернёмся к началу мастер-класса. Оправдались ли ваши ожидания от него? Хотелось бы услышать ваши мнения. Поможет ли вам сегодняшний материал в дальнейшей работе?
8.Подведение итогов мастер – класса.
Мастер выслушивает и отвечает на замечания, предложения. Благодарит участников мастер-класса.
Было приятно с вами работать. Спасибо вам за плодотворную работу и внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.