Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"
Оценка 4.6

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
pdf
русский язык +1
1 кл—4 кл
19.01.2020
Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"
Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"
мастер-класс по каллиграфии.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Средняя школа № 39 города Смоленска

 

 

 

Выработка каллиграфических

навыков в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

Учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Федоренко Светланы Геннадьевны

 

 

 

 

 

 

 

Выработка каллиграфических навыков в начальной школе.

 

          Наверное, не ошибусь, если назову уроки обучения грамоте, а в дальнейшем русского языка самые трудные, а поэтому и самые нелюбимые. И сегодня я хочу рассказать о своих находках по выработке каллиграфических навыков, которую я частично опробировала в своем классе и которая принесла положительные результаты не только в каллиграфии, но и развитии речи, в грамотности.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком.

Известный  ученый психолог А.Р.Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них  далеко не каллиграфический почерк.  Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем, это дети, имеющие непроходящие трудности обучения, т.е.  многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы.

  По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остается актуальной, как для учителей, так и для методистов, ученых. Ее изучением занимались и занимаются многие ученые, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определенную систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., БезрукихМ.М., Боголюбов Н.Н., Гурьянов Е.В., Желтовская Л.Я.,Соколова Е.Н., Федосова Н.А.)

Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма.  В 1990   году вышла книга Евгении Николаевны Потаповой « Радость познания, где автор предлагает свои методы в обучении детей основам письма. Метод хорош, но … надо перестроить программу в 1 классе по обучению грамоте,  т.к. вся система  Е.Н.Потаповой предполагает изменение программы, т.е. обучение письму некоторое время проходит без письма. Кроме этого, вместе с Евгенией Николаевной работала целая команда педагогов, так как подготовить материал одному не под силу.

Длительное время я, как и многие учителя начальных классов, брала лишь некоторые элементы из методики Е.Н.Потаповой – штриховку, наклеенные буквы из бархатной бумаги, которые дети непосредственно перед письмом обводят указательным пальцем. Это давало свои результаты, но не было полного удовлетворения от результатов – письмо для детей по-прежнему оставалось трудным и нелюбимым.

 

В 1994 году вышла в свет небольшая брошюра под названием «Письмо с секретом», автор Илюхина В.А. Вера Александровна, сделала вывод, что сложнее всего детям написать те элементы букв, где присутствует овал. Она предложила заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. В.А.Илюхина выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, ½ наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте», «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, содержащие эти элементы, приучают детей писать в такт. Строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма. Такие упражнения не только приводят к красивому письму, но и вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все элементы пишутся без отрыва руки от тетради. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна, поэтому многие учителя начальной школы для обучения письму в 1 классе берут именно прописи этого автора.  А электронный вариант написания «с секретом» делает работу более интересной и простой. Результаты обучения по такой системе очень неплохие, каллиграфия улучшается. Но мне необходимо, чтобы мои ученики не только красиво и грамотно писали, но любили этот вид деятельности.

 

Ведь не секрет, что уже в начальной школе дети менее всего любят заниматься письмом, а это значит, что в дальнейшем они не смогут полюбить и уроки по русскому языку. Стандартно учитель должен на каждом уроке проводить чистописание, выписывать искаженные буквы, чтобы ребёнок прописал дома. Результат от такой работы можно сказать нулевой – ребенок пишет, чтобы написать как можно быстрее, а качество остается на том же уровне.  Я искала такие методы и формы работы, которые вызывали бы у детей интерес к письму, чтобы им было радостно от своих работ.

      Поиск привел меня к очень интересной работе «Волшебные рисунки»,  автор Зарин А., где собраны различные фигуры животных, которые дети могут обводить, раскрашивать, добавлять свои элементы. Дала своим первоклассникам, им очень понравилось, и результат оказался положительным: обводим, как  трафареты у Потаповой Е.Н., штрихуем распечатанные на каждого ученика фигуры.

 

 

В такие рисунки дети вкладывают своё творчество: они их не только закрашивают, но и добавляют какие-то свои элементы. Такие простейшие фигурки я применяю в букварный период. Они просты, не требуют никаких усилий со стороны ребят, а интерес у них вызывают большой. Закончив букварный период, я должна придумать что-то новое для минуток чистописания. И не один или два рисунка, а для каждой буквы. Так появились фигурки животных, одну из которых вы могли наблюдать во время урока в 1 классе.       Известно, что росчерки   помогают скорому письму. Такие росчерки нашлись в моих «архивах», придумала и добавила ещё. На уроке русского языка во втором классе дети получают листки, где надо, не отрывая руки, зарисовать  какую-либо незамысловатую фигуру с экрана,  сочинить небольшие стихи или просто рифмованные фразы.

 

 

 

Ну а в 3 классе надо тоже что-то изобретать – дети не любят повторов, у них пропадает интерес к работе. Разбирая свои старые записи, нашла совершенно забытые рисунки с буквами, их я доработала и стала применять на минутках чистописания в третьем  классе. 

 

 

 

Так постепенно сложилась своя система работы по формированию каллиграфических навыков. Она чрезвычайно проста и не требует никаких изменений в программе. Кроме того, очень легко построить урок по изучению любой темы. Приведу пример фрагмента урока обучения грамоте:

Тема урока « Звуки [г' ],[ г]», буква Г г.» 1. Мотивация к уроку.

2.  Повторение.

3.  Ввод в новую тему. Загадки:

Груша, гиря

-  Какие звуки слышим в начале слов-отгадок?

-  Кто подскажет, какой буквой их обозначают?

( показ на экране печатных и письменных букв)

Обводка карандашом рисунка  груша, штриховка.

 

 

 

 

Показ на экране написания буквы, выполнение в прописи.

1 раз в четверть провожу замеры по навыкам письма (начиная со второго полугодия).

Методика замера навыка письма:

-выбрать упражнение без пропусков, без заданий, т.е. просто текст (его потом озаглавить); -объявить о списывании без ошибок и о разборчивости. Исправления производить ручкой.

-замер производить без объявления о времени.

Начинаем все вместе. Ученик, первым выполнивший работу, поднимает руку, учитель у себя в списке напротив фамилии данного ученика ставит время, а учащийся – карандашом  на полях ставит свое время.

 

 

Ф.И. ученика

 

Скорость 

Каллиграфия 

Орфографическая зоркость

Заголовок 

Примечание

 

После написания – проверить, исправить ошибки зеленой пастой и отдохнуть (за исправления оценки не снижаются).

При этом важно учитывать таблицу непрерывности письма:

1класс – 6 минут                   10-12 букв в минуту

2класс -  8-10 минут             23-25 б/мин

3класс -  10-12 минут           25-35 б/мин

4класс -  15минут                  30-45 б/мин

Независимо  от полученного результата, усилия ребенка всегда поощряются и оцениваются положительно. Это дает возможность укреплять в ребенке веру в его силы и возможности, вселять в него уверенность, стимулировать старание и стремление выполнить упражнение как можно лучше.

Детям нравится такая работа, они меньше утомляются, у них вырабатывается скорость письма и чтения. Результаты такой систематичной работы можно наблюдать на графиках, где хорошо видно, что  гораздо выше городских.

Ну а сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли второклассников. 

 Посмотрите на экран и скажите, какую букву будем сегодня писать на чистописании?

Дайте характеристику этой букве. Разомнем пальчики, прежде чем писать. Я покажу на экране, а вы попробуйте потом на листке у себя.

(лошадка)

Послушайте стихи о ней:

Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот.

Запишите, если сомневаетесь в написании буквы, пропустите.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, сравнивая написание.

Назовите слова, где вызывают сомнение в написании согласные буквы. Почему?

Как можно проверить?

Назовите рифму к слову глазки ( салазки, связки, тряски,)

Подберите однокоренные слова: глаза, глазеть, поглядел, глазоньки, глазищи, глазочек и т.д.

Назовите фразеологизмы или пословицы, где встречается это слово.

Запишите и объясните, каким словом  раньше называли глаза? В каких произведениях встречали это слово?

Далее можно прочитать произведение и найти еще слова с сомнительными согласными, выписать их, подобрать проверочные и сделать вывод о способе проверки.

   Это один из вариантов начала урока, который, безусловно, можно варьировать, в зависимости от темы и творчества учителя. Такие  росчерки очень нравятся ребятам, а некоторые учителя начальных классов нашей школы придумывают все новые незамысловатые фигурки, применяя их на своих уроках.

 

Литература:

1.     Л.Я.Желтовская : «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников»;

2.     Е.Н.Потапова «Радость познания»;

3.     В.А.Илюхина «Письмо с «секретом»;

4.     Интернет-ресурсы:       электронная         версия        «Письмо     с        «секретом» автор Марабаева Л.А.

 

 

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"

Мастер-класс по теме "Выработка каллиграфических навыков в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020