муниципальная общеобразовательная бюджетная организация
"Рогозовская средняя общеобразовательная школа"
Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах»
Ленда Татьяна Васильевна, учитель начальных классов
Актуальность опыта.
Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. По определению М.Р. Львова «Слово представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
В основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.
Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, которая помогает успешно решить основные противоречия -между стремлением учителя развивать в каждом ученике познавательную активность, мыслительные способности, развивать и обогащать активный словарный запас детей; между потребностями учащихся в самореализации информационной базы, практических навыков. Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарём.
Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.
Ожидаемые результаты мастер-класса: практическое освоение педагогами важнейших навыков в рамках транслируемого опыта; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, карточки, раздаточный материал
Ход мастер – класса.
-Я очень рада видеть вас,
Даю сегодня мастер-класс.
И познакомить вас хочу
С продуктивным опытом своим,
Чтоб дети грамотно писали,
И слова запоминали.
-Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе. Уверена, что мы проведём время, отведённое нам для работы, с пользой для себя. Давайте скажем друг другу приятные слова пожелания.
1.Организационный момент «Игра-приветствие. Здравствуйте». Я предлагаю Вам подобрать пожелание своим коллегам на каждую букву слова: -Я показываю букву, а вы называете слово пожелание которое начинается на эту букву Начинаем наши пожелания по цепочке:
«З»- здоровья,….
«д»-добра,….
«р»-решительности,…
«а»-активности,…
«в»-взаимопомощи,…
«с»-счастья,…
«т»-терпения,…
«в»-великодушия,…
«у»-уверенности,…
«й»- заменяем буквой и- идей,…
«т»-тепла,…
«е»-единства,..(буквы прикрепить на доске)
Я желаю вам хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер -класса.
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, расставьте так, чтобы мы могли его прочитать
-. (слово).
Как вы думаете о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?
Слайд 3 -Словарных.
А какие слова так называются?(это слова, пpaвoпиcaниe кoтopыx нельзя проверить ни одним пpaвилом)
Слайд 4 «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
Уважаемые коллеги! Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Сегодня я проведу мастер-класс на тему: «Приёмы работы над правописанием словарных слов».
Особо актуальной, на уроках русского языка в начальной школе, становится задача формирования орфографической зоркости. А одним из путей решения данной проблемы - это знакомство с правописанием словарных слов.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу. Изучение словарных слов ведётся либо по тематике, либо идёт знакомство с определённым словом. Всю работу, направленную на освоение учащимися словарного минимума я распределила на 3 этапа:
Слайд 5 1.Ознакомительный.
2.Тренировочно – закрепительный.
3.Учётно-контрольный.
I. Ознакомительный этап.
На первом этапе работаю с отдельным словом или группой слов. Обобщив опыт учителей, пришла к выводу, что наиболее эффективен следующий алгоритм работы над словарным словом:
1. Представление слова (работа с загадкой, ребусом, картинкой)
У большинства учащихся по исследованию ученых преобладает моторная память, поэтому при первом знакомстве с новым словом необходимо проговорить его вслух негромко по слогам. Данный способ предполагает сочетание трех факторов: зрение (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
2.Толкование слова (знакомство с лексическим значением слова)
3.Этимология слова(знакомство с происхождением слова)
4.Подбор однокоренных слов
5.Подбор синонимов, антонимов
6.Выделение слова в пословицах и поговорках
7.Составление предложений и текстов
Практическая часть
Показ ребуса. (карточка)
Ком (Комната)- прочитаем орфоэпически, поставим ударение,
Та отметим орфограмму, проговорим вслух негромко по слогам 3 раза.
Запишем.
Что такое комната?
а) Отдельное помещение в квартире, доме.
в) Помещение специального назначения на предприятиях, в учреждениях.
1. Подберите однокоренные слова.
· Комнатка, комнатный, комнатёнка, комнатушка, многокомнатная.
2. Назовите синонимы.
· Горница, палата, светлица (устар.)
·
3. Сочетаемость слов.
Составьте возможные словосочетания «прилагательное + сущ.», « глагол + сущ.» со словом комната:
· Просторная, светлая, чистая, уютная, соседняя, тёплая, малогабаритная, огромная комната.
· Подойти к комнате, войти в комнату, стоять около комнаты, выйти из комнаты.
4. А кто, догадается, какое женское имя живёт в слове комната?
- Верно! Ната.
Запоминаемая орфограмма. В ударном положении гласный а.
Слайд 6 5. Сейчас мы напишем словарный диктант, используя разные приёмы.
· Из первых звуков каждого слова получите новое слово и запишите его.
Карандаш, воробей, аллея, работа, трактор, иней, ракета, адрес. (КВАРТИРА)
Какое слово получилось? Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
· Замените предложение, одним словом:
Произведение живописи. (КАРТИНА)
· Определите по признаку:
Металлическая посуда, обычно цилиндрической формы, для варки кушанья. (КАСТРЮЛЯ)
· Слайд 6 Запиши слово, в котором 3 слога:
Платок, ужин, пальто, КАПУСТА, отец.
· Слайд 6 Запиши только лишнее:
Малина, КАРТОФЕЛЬ, земляника.
Почему, вы выбрали это слово? Докажи!
-Что общего в этих словах?
6.Перед нами блок словарных слов. Вы наверно догадались, что опорным словом будет слово комната.
- Что такое опорное слово?
-Это слово, на которое можно опереться. Оно самое надёжное среди данных. Т.к. написание его нам уже известно, или легко запоминается.
- И так, составим рассказ про комнату Наты со словарными словами из диктанта.
В квартире, в комнате Наты висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель.
Ну а дальше. Всё зависит от творчества педагога… Работа с предложением, с текстом, по теме урока….
II. Тренировочно - закрепительный этап.
На данном этапе использую различные методы и приемы работы со словарными словами. Расскажу о некоторых из них.
Слайд 7 Есть замечательные слова Анатоля Франса.
«Учиться
надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом!»
- Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
Необходимо использовать эффективные приёмы .
Приём №1 “Словарная стена” помогает детям запомнить новые слова.
Слайд 8 Прорабатываем словарное слово. Пишем его на карточке. Можно при этом безударную букву выделить цветом, размером, можно использовать графические ассоциации .Вывешиваем на стенке (доске).
Стена постепенно покрываются словарными словами. Неделю слова висят, а ребята их запоминают. Наступает момент, который называется “Стенка”.
Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово убирается. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, слово возвращают на стенку.
- Как Вы думаете, что развивает, формирует этот приём?
(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).
Слайд 9 Например, Приём №2 “Чепушина”.
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
Г - горох
О - огурец
Р - ребята
О - огород
Д - девочка
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
- Попробуем это сделать вместе, я вам предлагаю слово: Родина
Р-рюкзак , 0-овощи, Д-деревня, И-индюк, Н-носорог, А-автомобиль,
- Чем эффективен и интересен этот приём, с Вашей точки зрения?
(Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей
Слайд 9 Приём №3: Составление синквейнов со словарными словами .
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
· Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
· Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
· В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
· Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
· Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Такая работа проводится с целью обогащения словарного запаса, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею и позволяет развить творческие способности.
Заяц. Медведь.
Белый, пушистый.
Убегает, прячется, боится.
Он живёт в лесу.
Животное.
Предлагаю вам составить синквейн со словом МЕДВЕДЬ
Кто? медведь
Какой? бурый, белый, пушистый
Что делает? плавает, бегает
Где живет? в лесу, в воде
Слово-итог животное
Так же при работе со словарными словами использую различные методы
Слайд 10 Метод №1 Метод зрительных ассоциаций
Метод зрительных ассоциаций очень нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, можно сделать рисунок.
ЯБЛОКО (нарисовать яблоки вместо о)
ЯГОДА (нарисовать ягоду вместо о)
РОМАШКА (нарисовать ромашку вместо о)
Метод №2 Метод звуковых ассоциаций
Следующий метод – звуковые (фонетические) ассоциации – можно применить при удачном созвучии фразы и словарного слова, когда слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.
Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.
МЕБЕЛЬ из ели.
ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.
У меня задание для вас уважаемые коллеги. В слове спряталось другое слово, вам необходимо найти в словах дополнительные слова.
Горизонт
– гори, зонт.
Соловей – соловей поет соло.
Можно использовать различные игровые тренинги
Слайд 10 Игровой тренинг «Кто больше запомнит»
Цель тренинга: развитие слуховой и артикуляционной памяти.
Правило тренинга: первый ученик называет слово по теме «Одежда», например, пальто. Следующий повторяет названное слово и произносит любое своё на эту тему, например, платок и произносит своё сапоги и т.д., при одном условии, что произносить слова надо орфографически. На своём опыте мы убедились, что если тренинг регулярно применять в течении нескольких месяцев, чётко фиксируются следующие его достоинства:
-повышается орфографическая грамотность
-совершенствуется речевая память
-увеличивается скорость письма, повышается интерес к учению
Шифровка
Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?
е |
с |
о |
д |
р |
о |
г |
и |
ю |
ж |
к |
я |
а |
в |
з |
- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;
- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.
- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь. (сорока)
Следующий прием – это исползование шарад.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура).
Вам всем известно, что такое шарады поэтому давайте попробуем их разгадать.
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем. (дача)
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено.
(Дача -задача.)
С буквой К живу в лесу,
С буквой Ч овец пасу.
(Кабан — чабан.)
III. Учётно-контрольный этап.
Для проверки знаний учащихся использую различные виды диктантов:
• зрительный
• картинный
• выборочный
• с использованием загадок
• по памяти
• творческий
Слайд 11 Например: На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. ( арбуз, мальчик, дерево, собака, трактор, машина, автомобиль (проверка))
Самыми интересными для детей являются диктант с использованием загадок (читаю детям загадку, дети отгадывают её и записывают, выделяя орфограмму) и творческий диктант (предлагаю заменить развернутое определение одним словом. Например: Учащийся школы - ученик. Водитель автомобиля – шофёр. Плод яблони – яблоко).
Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных методов и приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально с соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект
Слайд 12 Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске». (С. Соловейчик).
Слайд 13 Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
На этом мастер – класс завершён. Всем спасибо за внимание и работу!
Желаю творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.