Мастер-класс: «Проектирование занятия в соответствии ФГОС»
Цель: проектирование занятия в соответствии ФГОС
Задачи:
• Повторить определение и виды УУД;
• Проанализировать этапы урока и обсудить, на каком материале и как вести работу по формированию УУД.
Материалы: презентация, таблица «Виды УУД».
Технологическая карта мастер-класса
Этап занятия |
Деятельность руководителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент. |
- Любим мы учиться. Надо потрудиться. Работаем старательно Слушаем внимательно. |
Приветствуют участников, настраиваются на занятие. |
Актуализация знаний.
|
- Назовите тему мастер-класса (слайд 1). - Какие ассоциации возникают по этой теме? Определение «Проектирование» - слайд 2 презентации Виды УУД – слайд 3 презентации (Примечание: раздать карточки «Виды УУД» - Приложение 1 Таблица) |
Формулируют ответы: -занятие - это урок и внеклассное мероприятие; - проектирование – … - соответствие ФГОС – это… - УУД – это…. |
Постановка проблемы: |
- Какой предмет выберем для нашего занятия? - На то и учебные действия называются универсальными, потому что работу над их формированием может вестись на любом занятии. - Предлагаю урок технологии. - Как определить над формированием каких универсальных умений будет вестись работа на данном уроке? - Думаю, что можно составить план поэтапного формирования конкретного УУД из урока в урок. Я поступаю другим способом: создаю конспект урока и, исходя из материала, который хочу преподнести учащимся, определяю, наиболее значимые для формирования учебные действия. |
Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы. |
Постановка цели. |
- Назовите цель нашего занятия. Цель практического занятия: спроектировать урок «Технологии» Задачи: - Обсудить, как создаётся прообраз, проект урока - Как выбрать УУД, над формированием которых будет вестись работа на данном уроке |
Формулируют цель и задачи мастер-класса.
|
Проектирование и планирование
|
- С чего вы начинаете проектировать урок? - Помогает в проектировании урока технологическая карта. Их много разных видов. - Как выбрать оптимальную технологическую карту урока? - Прежде всего, по типу урока. - Наш урок технологии – урок изучения новых знаний (урок открытия новых знаний). - Тема моего самообразования – технология «проблемного обучения», поэтому выбираю такую технологическую карту (слайд 4) - Предлагаю проектировать урок по таким этапам. |
Обсуждают проблемные вопросы. Знакомятся с технологической картой урока. Планируют провести занятие по этапам урока. |
Поиск информации; Выполнение задания. |
- Сформулируйте тему урока технологии по ключевым словам: «Создать, дед, открытка, Мороз» (слайд 5). - Показала один из способов определения темы - «по ключевым словам». - Загляните в таблицу, над формированием каких УУД данный приём работает? (познавательные). Этап: Мотивация к учебной деятельности - Поднимите руку: • Кто не поздравил друга с Новым годом? – организуем • Кто любит создавать подарки своими руками? – создадим • Кто хочет научиться создавать открытки? - научим - Каждый урок, планируя приёмы мотивации, над формированием каких УУД вы работаете? (личностных) Этап: Актуализация знаний - Какие бывают открытки? - Что должно быть изображено на нашей открытке? Этап: Постановка проблемы. - Как изготовить открытку? - Умеем выбрать дизайн открытки? - Как изобразить Деда Мороза? Этап: Формулирование проблемы (постановка цели и задач) Планирование - Назовите цель и задачи урока (слайд 5) - Чтобы создать открытку, что необходимо сделать? - Закончите предложение: 1. Выбрать дизайн ………… (открытки) 2. Создать …………………….(открытку) 3. Изобразить ………………..(Деда Мороза) - «Закончи предложение» - один из приёмов составления плана работы. - Включение в урок приёмов планирования – это формирование каких УУД? (регулятивных) Этап: Поиск решения (открытие нового знания) 1. Выбрать дизайн открытки (слайд 6) - Какая может быть открытка по величине; по форме; края, ….? - В 1, 2 классах, даю критерии для сравнения сама, если учим самостоятельно выбирать критерии для сравнения, над формированием каких УУД работаем? (логические) - Довольно часто, для записи большого количества информации использую таблицу – это умение анализировать, структурировать знания. Загляните в таблицу «Виды УУД»: на формирование, каких учебных действий они направлены? (Познавательные: логические, общеучебные) - На данном уроке возможен выбор дизайна открытки. Конечно, тогда в конце урока получаем разные результаты. Данный вариант занятия можно назвать проектом. - Опиши по таблице, какой дизайн открытки выберешь для изготовления открытки? - Внимание! При подведении итогов, учащиеся проговаривают, каким получился окончательный продукт и дизайн может отличаться от запланированного. - Учим прогнозировать свои действия – какие УУД формируем? (регулятивные); - Умение с точностью выражать свои мысли – какие УУД? (коммуникативные). - Какой приём этим умениям можно научить? – Опираясь на данные таблицы. - Второй пункт плана - создание открытки - пропустим и приступаем к 3-му пункту. 3. Изобразить деда Мороза - Если бы задумывался проект, то ребята искали бы информацию о Дедушке Морозе. - Поиск и выделение информации, источников информации – какое УУД формируем? (познавательные) - Каких Дедов Морозов чаще изображают на открытках? (Российского и Санта Клауса) - Дайте сравнительную характеристику Дедам по слайдам презентации (7 слайд) Одежда Цвет у российского: белый, синий, красный – как на российском флаге. У Санты – красный цвет. Отличаются длиной шубы Родственники У Деда Мороза есть внучка – Снегурочка. У Санты – нет родственников. Средства передвижения (8 слайд) У российского – разные. У Санты – только олени. Умения (9 слайд) Дед Мороз занимается спортом и Санта занимается спортом. Дед Мороз играет на разных музыкальных инструментах. Помощники (10 слайд) У Деда Мороза - Снегурочка, Снеговик, звери, дети и другие. У Санты – олени, гномы. - Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за Россию – какое УУД? (личностное: самоопределение) - Выбираем критерии для сравнения – какие формируем УУД? (Познавательные: логические) - Каким способом можем изобразить Деда Мороза на открытке? (слайд 11) - Выбор способа – прогнозирование, какие УУД формирует? (регулятивные) Этап применения новых знаний - Предположим, что выбрали способ изображения Деда Мороза с помощью трафарета. - Как работать с трафаретом. Составим план действий (слайд 11). - Учим планировать – какое УУД формируем? (регулятивные) - Выработаем критерии оценивания. - Какое УУД формируем? (познавательные: логические) Практическую часть мы выполнять не будем, сразу перейдем к презентации своей работы и рефлексии. Этап: Рефлексия учебной деятельности - Опишите дизайн открытки по таблице № 1. - Какой получился Дед Мороз? - Все ли удалось сделать? На что надо было обратить внимание? Что бы ты исправил? - Контроль и коррекция – какие УУД? (регулятивные) - Оцените работу товарища по критериям. - Взаимооценка – какие УУД? (коммуникативные) - Обратите внимание, здесь затрагивается нравственно-этическая сторона вопроса. Поэтому очень важно оценивание по критериям. Нравственно-этическая ориентация – это какие УУД? (личностные) Д/З – Написать пожелание. |
Анализируют материал, формулируют ответы; Обсуждают, какие задания на формирование каких УУД направлены. (Опираются на таблицу «Универсальные учебные действия») Фиксируют для применения на практике.
Заполняют таблицу - Приложение Таблица № 1
Предлагают варианты: срисовать, трафарет, вырезать и приклеить, копировать через копирку или на принтере из интернета и т. д. Предлагают критерии оценивания.
|
Контроль и оценка.
|
- Закончили проектировать урок технологии (слайд 12). - Какие задачи ставили перед собой? · Обсудить, как создаётся прообраз, проект урока · Как выбрать УУД, над формированием которых будет вестись работа на данном уроке - Закончите предложение: o сегодня я узнал... o было трудно… o я понял, что… o я научился… o я смог… o было интересно узнать, что… o меня удивило… o мне захотелось… |
Проводят рефлексию и оценку своей деятельности. |
Приложения
Таблица 1 «Универсальные Учебные Действия» (по А. Г. Асмолову).
|
Метапредметные УУД
|
||||
Личностные
|
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
Общеучебные |
Логические |
Постановка и решение проблемы |
|||
Самоопределение Самопознание |
Целеполагание |
Выделение и формулирование познавательной цели |
Анализ |
Формулирование проблемы |
Планирование учебного сотрудничества |
Смыслообразование |
Планирование |
Поиск информации |
Синтез |
Создание способов решения проблемы |
Постановка вопросов |
Нравственно-этическая ориентация |
Прогнозирование |
Структурирование знаний |
Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации |
|
Разрешение конфликтов |
|
Контроль |
Построение речевого высказывания |
Подведение под понятие, выведение следствий |
|
Управление поведением партнёра |
|
Саморегуляция |
Рефлексия, контроль и оценка |
Установление причинно-следственных связей |
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
Оценка |
Смысловое чтение |
Построение логической цепочки рассуждений |
|
|
|
Коррекция |
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов |
Доказательство |
|
|
|
|
Знаково-символические действия |
Выдвижение гипотез, их обоснование |
|
|
|
|
Моделирование |
Установление аналогий |
|
|
Таблица № 2 Отличительные особенности
Критерии |
Российский Дед Мороз |
Санта Клаус |
1.Одежда: Длина Цвет
|
Белый, синий, красный цвет, как на флаге России. Шуба длинная
|
Красная Шуба короткая
|
2.Родственники |
Дочка - Снегурочка |
Нет |
3.Средства передвижения |
Разные: сани, лыжи, машина, самолет и др |
Сани |
4. Увлечения |
· Спорт · Играет на разных музыкальных инструментах |
Спорт |
5. Помощники
|
Снегурочка, Снеговик, звери, дети и другие |
Гномы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.