Мастер -класс: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 29.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в мире происходят непредсказуемые изменения, которые касаются социально-экономической, политической и образовательной сфер жизни общества. В связи с этим встает вопрос о новых требованиях к качеству подготовки выпускников общеоб- разовательной школы. Самыми востребованными становятся те выпускники, которые готовы и способны к постоянной учебе и переучиванию, умеют достаточно оперативно приспосабливаться к про- исходящим в обществе изменениям, а также обладают способностью переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать разные трудовые операции. В публикациях на эту тему можно встретить формулировку так называемых компетенций «4К», подразумевающую способность и готовность об- учающихся к коммуникации и кооперации, обладание креативным мышлением и критическим оцениванием информации. Именно этот комплекс умений определяет необходимые современному человеку навыки, а также совокупность запланированных к усвоению разнообразных знаний.
Иконка файла материала Мастер-класс.doc

 

 

 

 

 

Мастер -класс: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

 

 

 

 

Учитель биологии и химии : Бородина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горловка 2024

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 
В настоящее время в мире происходят непредсказуемые изменения, которые            касаются    социально-экономической, политической и образовательной сфер жизни общества. В связи с этим встает вопрос о новых требованиях к качеству подготовки выпускников общеоб- разовательной школы. Самыми востребованными становятся те выпускники, которые готовы и способны к постоянной учебе и переучиванию, умеют достаточно оперативно приспосабливаться к про- исходящим в обществе изменениям, а также обладают способностью переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать разные трудовые операции. В публикациях на эту тему можно встретить формулировку так называемых компетенций «4К», подразумевающую способность и готовность об- учающихся                к                    коммуникации  и кооперации,     обладание  креативным мышлением и критическим оцениванием информации. Именно этот комплекс умений определяет необходимые современному человеку навыки, а также совокупность запланированных к усвоению разнообразных знаний.

Основной тренд, происходящий в обществе, связан с необходимостью раз- вития у подрастающего поколения навыков, необходимых для жизни в условиях неопределенности и стремительных перемен. Все чаще мы слышим такие понятия, как навыки будущего, цифровизация экономики и образования, а с недавнего времени в языке педагога поя- вился англоязычное словосочетание soft skills. Этот термин достаточно новый для педагогики, его первое употребление было зафиксировано в начале прошлого века в США. Soft skills впервые были выделены при исследовании компетенций американских военных, тогда ученые выделили две группы навыков: профессиональные и личные. Первая группа получила название – hard skills, а вторая – soft skills. Оба этих термина получили широкое распространение, в том числе и в сфере образования, став по своей сути новой парадигмой результатов образовательной деятельности обучающихся в англоязычных странах по обе стороны Атлантики.

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Сюда же включаются и профессиональные навыки. Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

В процессе обучения биологии каждый учащийся должен достичь определенного достаточно высокого уровня сформированности «мягких навыков», открывающих возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Процесс формирования у учащихся «гибких навыков» тесно связан с решением двух задач. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания и навыки в учении и практической деятельности.

 

1.1.«Мягкие навыки» как комплекс навыков, необходимых современному школьнику.

Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Умение принимать решения и решать проблемы

Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативностьКреативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Умение общаться с людьми

Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.

Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность. Позитивность – это вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание учителей и одноклассников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.

Организаторская способность – это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения.

Умение искать и обрабатывать информацию

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных действий.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектная деятельность учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности [2,3,4].

1.2. Виды «Мягких навыков» и способы их формирования.

 

Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. Первые - социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций : коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся на работе. Для развития навыков необходимо выбрать нужные инструменты (и не один, а два -три). Есть еще третья сторона вопроса - личность. В данном случае, это совокупность личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее.

Существует множество разных классификаций навыков. Здесь представлены основные компетенции по направлениям:

1.                             Базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.

2.                             Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.

3.                             Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.

4.                             Управленческие навыки, которые требуются детям для работы в группе.

Коммуникация:

·                     умение слушать

·                     убеждение и аргументация

·                     проведение презентаций

·                     самопрезентация

·                     публичные выступления

·                     командная работа

·                     нацеленность на результат

Управление собой:

·                     управление эмоциями

·                     управление стрессом

·                     управление собственным развитием

·                     планирование и целеполагание

·                     тайм-менеджмент

·                     Рефлексия

·                     Использование обратной связи

Мышление:

·                     системное мышление

·                     креативное мышление

·                     структурное мышление

·                     логическое мышление

·                     поиск и анализ информации

·                     выработка и принятие решений

·                     проектное мышление

Управленческие навыки:

·                     управление исполнением

·                     планирование

·                     постановка задач

·                     мотивирование

·                     контроль реализации задач

·                     наставничество (развитие сотрудников) - менторинг, коучинг

·                     ситуационное лидерство

·                     управление проектами

·                     управление изменениями

·                     делегирование

 

2.1 Игры направленные  на формирование «мягких навыков» в процессе изучения  биологии

Школьный учебный предмет «Биология» тесно связан с формированием «мягких навыков» по содержанию и методам. Результаты научных биологических исследований требуют их применения для описаний и характеристик объектов и явлений, формулировок научных понятий, принципов, закономерностей, для составления схем и зарисовок, работы с моделями в исследованиях.

Таким образом, содержание школьной биологии предопределяет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его заданию. Усвоение биологических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать разнообразные методы изложения и закрепления материала. Особое внимание в процессе обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами и т.д.

Например, при изучении темы «Пресмыкающиеся»:

Одной из игр для развития soft-skills по теме "Пресмыкающиеся" может быть "Имитация змеи". В этой игре участники делятся на пары. Один из участников изображает змею, а другой должен быть "домашним" животным или человеком. Задача змеи - попытаться "захватить" свою жертву, двигаясь по принципу змеиных движений. Задача "домашнего" животного или человека - избегать "захвата" и оставаться в безопасности. Эта игра поможет участникам развить навыки коммуникации, сотрудничества, а также улучшит их способность чувствовать друг друга и адаптироваться к различным ситуациям. Кроме того, она способствует развитию эмпатии, управлению эмоциями и улучшению взаимодействия в группе.

Одной из игр для развития soft-skills по теме "Пищеварение" может быть "Digestive Adventure". В этой игре игроку предстоит управлять персонажем, который путешествует через органы пищеварения, выполняя различные задания и решая головоломки, связанные с процессом пищеварения. Платформа, где можно найти подобные игры, - это онлайн-платформы для образовательных игр, такие как "Kahoot!", "Quizlet" или "Classcraft". Также можно обратить внимание на мобильные приложения для обучения и развития soft-skills, доступные в App Store или Google Play Store.

 

Игра под названием "Кровеносный Квест", которая поможет развить soft-skills, связанные с темой: «Кровь и кровообращение». Игра предназначена для платформы PC и может быть реализована как образовательное приложение.

В "Кровеносном Квесте" игроки берут на себя роли различных клеток крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и участвуют в кооперативной игре. Цель — успешно доставить кислород и питательные вещества к различным органам, а также защитить организм от инфекций.

Каждому игроку даются свои задачи и роли, что способствует развитию таких навыков, как командная работа, коммуникация, принятие решений и управление временем. Игроки должны взаимодействовать, чтобы лечить "болезни" (симулирующие реальные заболевания) и восстанавливать баланс в организме.

Игра содержит элементы стратегии, где от каждого действия зависит общий успех команды. Игра может быть дополнена викторинами по анатомии и физиологии, что ещё больше углубляет знание темы и развивает критическое мышление. "Кровеносный Квест" предлагает увлекательный и познавательный опыт, способствующий развитию необходимых социальных навыков.

Для развития « мягких навыков» в изучении фотосинтеза я бы предложила игру под названием "Photosynthesis" (Фотосинтез), разработанную на платформе Steam. Это стратегическая настольная игра, в которой участники становятся деревьями, пытаясь вырасти и захватить как можно больше солнечного света.

Игроки принимают решения о размещении своих деревьев, взаимодействуют друг с другом, договариваются о союзах и учатся управлять ресурсами – все это развивает навыки командной работы и критического мышления.

Суть игры заключается в понимании принципов фотосинтеза: как растения поглощают свет и превращают его в энергию. Игра включает в себя элементы стратегии и анализа, позволяя игрокам применять полученные знания на практике.

Кроме того, платформа Steam предлагает возможность мультиплеера, что может способствовать улучшению коммуникационных навыков, поскольку игрокам придется обсуждать свои ходы и планировать совместные действия.

Таким образом, "Photosynthesis" предоставляет увлекательный способ изучения темы через активное вовлечение и взаимодействие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа по развитию «гибких» умений и навыков учащихся через игры проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности школьников, осуществляющееся путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.

Постепенное нарастание трудности этапов в игре совершается в основном по трем направлениям: путем увеличения объема заданий; путем усложнения содержания задания, а вместе с тем мыслительных операций и приемов, которые необходимы для его решения; путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Учитель должен хорошо себе представлять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учеников, чего должны достичь учащиеся в результате работы.

При подготовке учителем плана урока необходимо продумать, как предлагать обучающимся задание, как инструктировать их перед работой, как организовать работу группы для формирования «Мягких навыков». Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учеников.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 .Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе Волосков Игорь Владимирович, учитель истории и обществознания Суковатый Владимир Геннадьевич, учитель https://urok.1sept.ru

2.Перечень навыков soft-skills и способы их развития Владислав Шипилов предприниматель, бизнес-тренер, основатель  «SBA University» https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

      3. Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управле- ние. 2018. 4. С. 63–68.

4. Морозова О. В. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. Формирова- ние гибких компетенций (soft skills) у школьников. URL: https://nougazprom.mskobr.ru/files/ima ges/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1% 8B/30.12.19%20%D0%B3..pdf


Скачано с www.znanio.ru