Тема: Учебная ситуация
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной
деятельности
Предполагаемый результат: научатся приемам создания учебной ситуации;
смогут переводить учебную задачу в учебную ситуацию.
Ход занятия
1. Орг.момент. (слайд.1)
«Расскажи – и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
2.Мотивация (Слайд )2
-Что вы видите на картинке?
-Как вы думаете, что эта картинка может означать?
Запишите фразу, которая соответствует этой картинке.(огонь в пепел не превращается и наоборот).
-Каждый учитель излучает свет, если мы его не видим, это не означает, что его нет.
2. Актуализация опорных знаний
Что мы с вами только что решали?(проблему)
3. Постановка проблемы
-Какую цель мы ставим перед собой?(научиться ставить проблему)
-Исходя из этой цели поставьте конкретную предметную цель?
( уметь переводить учебную задачу в учебную ситуацию).
4. Открытие “новых знаний” Слайд№3, (Учебная ситуация, определение)
Вступительное слово.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Перед учителем стоят вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия учащихся?
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Слайд4. Цель учебной ситуации на уроке
Слайд 5. Временная продолжительность учебной ситуации
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Слайд 6. При переводе учебной задачи в учебную ситуацию деятельность
учащихся проходит на разных уровнях: репродуктивном, проблемно-творческом, исследовательско-познавательном.
Слайд 7. На репродуктивном уровне формами познавательной деятельности
пересказ, история, письмо, другие формы.
Слайд 8. На проблемно-творческом – продолжить рассказ, круглый стол,
путешествие, ролевая игра, дебаты.
Слайд 9.На исследовательско-познавательном уровне можно
предложить учащимся спрогнозировать: что бы они хотели увидеть в музее, какие бы вопросы хотели задать, какие версии они могли предложить, др.
Работа по новой теме: Слайд 10
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
· возраста ребенка;
· специфики учебного предмета;
· меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: Слайд 11.
· предъявить противоречивые факты, теории;
(Cтолкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение
· обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
· использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.
( Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников)
(«Актуальность» Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.)
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Учебная ситуация — одно из новшеств современного урока.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциация»
Слово «Развитие» является одним из показателей современного урока.
Поработайте в группах. Подберите слова или сочетание слов к словосочетанию «Современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие»
Стихотворение Н.И.Рыленкова.
Хоть выйди ты не в белый свет
А в поле за околице -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
вовек не позабудется.
Игра «Ассоциация».
Подберите слова или сочетание слов к словосочетанию «Современный урок».Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие»
Р |
|
А |
|
З |
|
В |
|
И |
|
Т |
|
И |
|
Е |
|
Игра «Ассоциация».
Р |
|
А |
|
З |
|
В |
|
И |
|
Т |
|
И |
|
Е |
|
Подберите слова или сочетание слов к словосочетанию «Современный урок».Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.