Мастер-класс "Учебная ситуация"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Учебная ситуация"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
преподавание
Взрослым
30.05.2021
Мастер-класс  "Учебная ситуация"
Этап современного урока по ФГОС
уч. ситуац.2.docx

Тема: Учебная ситуация

 

Цель:  познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной  

             деятельности

 

Предполагаемый результат: научатся приемам создания учебной ситуации;

                               смогут переводить учебную задачу в учебную ситуацию.

 

 

Ход занятия

1. Орг.момент. (слайд.1)

«Расскажи – и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
      (Китайская пословица)

 

2.Мотивация (Слайд )2

-Что вы видите на картинке?

-Как вы думаете, что эта картинка может означать?

Запишите фразу, которая соответствует этой картинке.(огонь в пепел не превращается и наоборот).

-Каждый учитель излучает свет, если мы его не видим, это не означает, что его нет.

 

2. Актуализация опорных знаний

Что мы с вами только что решали?(проблему)

3. Постановка проблемы

-Какую цель мы ставим перед собой?(научиться ставить проблему)

-Исходя из этой цели поставьте конкретную предметную цель?

( уметь переводить учебную задачу в учебную ситуацию).

 

4. Открытие “новых знаний” Слайд№3, (Учебная ситуация, определение)

Вступительное слово. 

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Перед учителем стоят вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия учащихся?

 

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Слайд4. Цель учебной ситуации на уроке

Слайд 5. Временная продолжительность учебной ситуации

 

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Слайд 6. При переводе учебной задачи в учебную ситуацию деятельность

учащихся проходит на разных уровнях: репродуктивном, проблемно-творческом, исследовательско-познавательном.

Слайд 7. На репродуктивном уровне формами познавательной деятельности

            пересказ, история, письмо, другие формы.

Слайд 8. На проблемно-творческом – продолжить рассказ, круглый стол,

 путешествие, ролевая игра, дебаты.

Слайд 9.На исследовательско-познавательном уровне можно

предложить учащимся спрогнозировать: что бы они хотели увидеть в музее, какие бы вопросы хотели задать, какие версии они могли предложить, др.

 

Работа по новой теме: Слайд 10

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

·         возраста ребенка;

·         специфики учебного предмета;

·         меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: Слайд 11.

·         предъявить противоречивые факты, теории;

(Cтолкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение

·         обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;

·         использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

( Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников)

(«Актуальность» Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.)

 

При  этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация — одно из новшеств современного урока.

 

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциация»

Слово «Развитие» является одним из показателей современного урока.

Поработайте в группах. Подберите слова или сочетание слов к  словосочетанию «Современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие»

 

 

              Стихотворение Н.И.Рыленкова.

Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле за околице -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

вовек не позабудется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Ассоциация».

Подберите слова или сочетание слов к  словосочетанию «Современный урок».Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие»

Р

 

А

 

З

 

В

 

И

 

Т

 

И

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Ассоциация».

Р

 

А

 

З

 

В

 

И

 

Т

 

И

 

Е

 

   Подберите слова или сочетание слов к  словосочетанию «Современный урок».Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие»


 

Тема: Учебная ситуация Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности

Тема: Учебная ситуация Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия,…

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия,…

Актуальность» Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого

Актуальность» Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого

Подберите слова или сочетание слов к словосочетанию «Современный урок»

Подберите слова или сочетание слов к словосочетанию «Современный урок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021