Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
Детсад
05.03.2018
Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"
Мастер-класс посвящен формированию психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми. Данный материал направлен на актуализацию теоретических знаний педагогов по этой теме и на отработку практических навыков, направленных на профилактику и коррекцию тревожности у дошкольников. Познакомит педагогов с психологическим феноменом "тревожность", раскроет причины её появления.
Мастер-класс.doc
Мастер­класс «Формирование психолого­педагогической компетентности   педагогов при взаимодействии с тревожными детьми  в контексте ФГОС ДОО» Подготовила: Березина Наталья Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» Краткая аннотация  Мастер­класс   посвящен   формированию   психолого­педагогической компетентности   педагогов   при   взаимодействии   с   тревожными   детьми   в контексте   ФГОС   ДОО. Участникам   будет   представлен   опыт   психолого­ педагогического взаимодействия с тревожными детьми дошкольного возраста. Данный   материал   направлен   как   на   актуализацию   теоретических   знаний педагогов   по   этой   теме,   так   и   на   отработку   практических   навыков, направленных   на   профилактику   и   коррекцию   тревожных   тенденций   у дошкольников. Цель   мастер­класса:  создание   условий   по   формированию   психолого­ педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС ДОО. Задачи:  1)   познакомить   педагогов   с   психологическим   феноменом   «тревожность», раскрыть причины ее появления;  2) отработать с педагогами навыки по работе с тревожными детьми; 3) познакомить педагогов со способами профилактики тревожности в детском коллективе. Контингент участников: педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты ДОУ)  Оборудование: набор изображений различных природных ландшафтов и явлений, карточки с описанием портрета «особого» ребенка, ручки, мешочек с камнями, листы бумаги формат А4, простые карандаши, акварельные краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки, пустая банка, камни, галька, песок, стакан с водой, мультимедийное оборудование. План проведения мастер­класса: 1. Теоретическая часть 1.1. Актуальность выбранной проблемы. 1.2. Что такое тревожность? 2. Практическая часть 2.1. Выбор фокус ­ группы.  Упражнение «Моя стихия».   2.2. Упражнение «Портрет «особого» ребенка. 2.3. Обучение педагогов способам по снижению тревожности у дошкольников. 2.3.1. Упражнение «Ассоциации». 2.3.2. Упражнение «Каменная гряда».   2.3.3. Упражнение «Каменистая дорога».   2.3.4. Упражнение «Мешочек обид».   2.3.5. Упражнение «Образ моего дерева». 2.3.6. Притча о камнях. 3. Подведение итогов. Рефлексия. Ход мастер­класса 1. Теоретическая часть Цель: Раскрыть актуальность мастер­класса, дать теоретическое представление  о тревожности и причинах ее появления. 1.1.Актуальность выбранной проблемы. Добрый   день,  уважаемые   коллеги!   Я   рада   приветствовать   вас  в  нашем уютном   зале!   Проблема   создания   благоприятной   психологической   среды   в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья   дошкольников   на   сегодняшний   день   стоит   особо   актуально.   Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ   от   17.10.2013г.  №  1155. Данный   пункт   стандарта   не   только   предъявляет требования к условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого   уровня   компетенции.   В   частности,   в   последние   годы   отмечается значительный рост тревожных детей дошкольного возраста. 1.2.Что такое тревожность?                        Тревожность   –   ощущение   эмоционального   неблагополучия, спровоцированное   предчувствием   неудачи   или   опасности.   Непосредственно человеком   переживается   как   напряжение,   озабоченность,   беспокойство, пугающее чувство беспомощности, неопределённости.                         Следует   отличать   тревогу   от   тревожности.   Если   тревога   –   это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность – устойчивое   состояние.   Например,   случается,   что   ребёнок   волнуется   перед выступлениями   на   празднике.   Но   это   беспокойство   проявляется   не   всегда, иногда в тех, же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности. Тревожность   не   связана   с   какой­либо   определённой   ситуацией   и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.  Тревожность   чаще   всего   развивается   вследствие   наличия   у   ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван: ­   противоречивыми   требованиями,   предъявляемыми   родителями,   либо родителями и детским садом; ­ неадекватными требованиями (чаще всего завышенными); ­   негативными   требованиями,   которые   унижают   ребёнка,   ставят   его   в зависимое положение.                         Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих   его   взрослых.   Высокая   тревожность   педагога   или   родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен  тот  факт,  что после  развода родителей, когда, казалось  бы, закончились   скандалы,   уровень   тревожности   ребёнка   не   снижается,   а,   как правило,   резко   возрастает.   Психолог   Е.   Ю.   Брель   выявила   и   такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены   своей   работой,   жилищными   условиями,   материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растёт. Симптомы тревожности, проявления на физическом уровне: * Дрожь в руках * Жалобы на тошноту, головную боль * Беспокойство * Повышенная утомляемость, усталость * Трудности с концентрацией * Раздражительность * Мышечное напряжение * Частое мочеиспускание * Испуганность 2. Практическая часть.  2.1. Выбор фокус ­ группы.  Упражнение «Моя стихия». Цель:  погружение   в   собственный   мир,   активизация   чувствования, выражение эмоций. Упражнение помогает понять себя, свое состояние. Участникам   предлагается   из   предложенного   набора   изображений различных   природных   ландшафтов   и   явлений,   выбрать   ту   среду,   которая отражает их эмоциональное состояние на данный момент.  Участники, выбравшие каменный ландшафт выходят и садятся за столы. 2.2. Портрет «особого» ребенка (возраст 4—6 лет) Цель:  тренировка   навыков   выявления   тревожных   детей   в   детском коллективе.    листы, ручки. Оборудование:  карточки   с   описанием   портрета   «особого»   ребенка, Педагогам   предлагается   карточки   с   описанием   портрета   «особого»   имеющего   нарушения   в   эмоционально­личностной   сфере ребенка, (гиперактивность, агрессивность, тревожность). В течение 1 минуты педагогам необходимо выбрать те критерии, которые относятся к тревожному ребенку. Карточка №1.  Имеет завышенную самооценку (самомнение). Мало и беспокойно спит. Часто теряет контроль над собой. Опасается вступать в новые контакты, игры и т. д. Постоянно контролирует свое поведение. Не понимает чувств и переживаний других людей. Задает много вопросов, но редко дожидается ответов. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. Карточка №2. Часто спорит или ругается со взрослыми. Часто бывают нехорошие предчувствия. Руки обычно холодные и влажные. Создает конфликтные ситуации. Слишком говорлив. Смущается чаще других. Суетлив, беспокоен в движениях. Имеет мускульное напряжение в области лица, шеи. Карточка №3.  Имеет заниженную самооценку Плохо координирует движения Чрезмерная жестокость в поведении: драки, удары, укусы, порезы и т.д. Часто не может сдержать слезы. Совершает стереотипные механические движения Сваливает вину на других Имеет соматические жалобы (на боли в животе, горле, голове и т. п.) Робко здоровается Карточка №4.  Импульсивен Не уверен в себе, своих силах. Отсутствие концентрации Часто дерется Пуглив, многое вызывает у него страх. Толкает, ломает, крушит все кругом Чувствует себя беспомощным. Чрезмерно беспокоится по поводу каких­либо событий Вопрос   педагогам:  осуществляете   ли   вы   индивидуальный   подход   в работе с тревожными детьми? В чем он заключается? (примеры из практики). 2.3.   Обучение   педагогов   способам   по   снижению   тревожности   у дошкольников. Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и,   как   правило,   занимает   достаточно   длительное   время.   Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1) Повышение самооценки. 2) Снятие мышечного и эмоционального напряжения. 3) Обучение детей умению управлять своим поведением.   2.3.1. Упражнение «Ассоциации». Цель:  формирование   мотивации   на   самопознание,  повышение   поисковой активности и интереса к внешнему миру.  Упражнение   позволяет   увидеть   общность   и   уникальность   каждого, определить направленность личности на себя. Каждый раз, когда мы выходим из дома, мы попадаем в различные миры – живые и неживые, издающие звуки или молчаливые. Иногда мы проходим сквозь них,   глядя   себе   под   ноги,   не   замечая   ничего.   Бывает,   мы   останавливаемся, пинком   отбрасываем   камень,   а   порой,   как   в   детстве,   протягиваем   руку   и поднимаем какое­нибудь «каменное сокровище», рассматриваем его, бережно касаясь   пальцами.   Иногда   нам   кажется,   что   камень   обладает   определенной силой, что он может помочь, ведь он такой необычный и красивый.   Мы   берем   его   и   опускаем   в   карман.  А   потом…забываем   о   нем.  Через некоторое   время,   обнаружив   камень   в   кармане,   мы   удивляемся:   откуда   он взялся?            ­ Вот и сейчас пришло время собирать камни. Достаньте из этого мешочка по одному камню.       ­ Какие ассоциации вызывает камешек? Как бы вы могли его назвать? Каждый по очереди сообщает о своих ассоциациях и имени камня. 2.3.2. Упражнение «Каменная гряда». Цель:  имитация   защиты,   предоставление   возможности   ребенку почувствовать себя защищенным. Упражнение   позволяет   ощутить   чувство   безопасности,   стабильности, преодолеть   негативные   переживания,   связанные   с   агрессивной   социальной средой. ­   Бывает   такое   время,   когда   мы   должны   оградить   свой   мир   от посторонних, построить границы… (Участники раскладывают камни) И тогда камни превращаются в стену, защищающую нас от других. 2.3.3. Упражнение «Каменистая дорога». Цель:  развитие   социального   доверия,   осмысление   роли   ближайшего окружения как источника поддержки. Способствует   установлению   доверия   в   группе   и   появлению   ощущения безопасности. ­   Но   камни   могут   стать   не   только   защитой   для   нас,   но   и   преградой, которую   надо   преодолеть.   Путь,   проложенный   по   камням,   труден   но, преодолевая препятствия и трудности, мы учимся понимать себя. Каменистый путь в жизни легче пройти вместе с другими людьми.   2.3.4.  Упражнение «Мешочек обид». Цель: обучение приемам совладения с обидой, активизация рефлексивных механизмов. Участникам   предлагается   вспомнить   ситуации,   когда   каждый   из   них испытывал чувство обиды и разочарования. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Вспомните самую главную обиду и положите её в наш «мешочек обид» (участники кладут камень в мешочек, проговаривая свои обиды) ­ Я почувствовал обиду, когда… ­   Кто   еще   чувствует   то   же,   что   и   …(имя)?   Скажите   ..(имя),   что   вы чувствуете? ­ Кто сталкивался с такой же ситуацией? Расскажите. Рефлексия. Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: ­ рассказать кому­нибудь о своей проблеме; ­ написать, нарисовать, «выплакать» обиду; ­ сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции; ­ попросить поддержки и оказать поддержку товарищу. 2.3.5.   Упражнение «Образ моего дерева». Цель:  работа   с   бессознательными   ресурсами,   развитие   творческих способностей. Упражнение   позволяет   участнику   погрузиться   в   себя,   в   мир   своих переживаний, помогает понять себя, свое состояние и пути развития. ­ Представьте и нарисуйте себя в образе дерева. Для этого на листе бумаги обведите   контур   своей   ладони,   пальцами   обозначьте   листья,   создайте   крону дерева. Дополните свой индивидуальный образ дерева.  Беседа­опрос: ­ дайте название вашему дереву. ­ в какое время года растет ваше дерево? ­ где растет? ­ что нужно ему для счастья? ­ где найдет оно свои силы? ­ что или кто окружает ваше дерево?  2.3.6. Притча о камнях.   — А сейчас   я хочу,   чтобы   вы поняли,   что   банка —   это   ваша   жизнь. Камни —   это   важнейшие   вещи   вашей   жизни:   семья,   здоровье,   друзья,   свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё­таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично   для   вас   стали   важными:   работа,   дом,   автомобиль.   Песок —   это   всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем,   что   вам   приносит   счастье:   играйте   с вашими   детьми,   уделяйте   время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего,   камнями,   то есть   самыми   важными   вещами   в жизни;   определите   ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда   студентка   подняла   руку   и спросила   профессора,   какое   значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад,   что   вы спросили   меня   об этом.   Я это   сделал   просто,   чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. 3. Подведение итогов. Рефлексия. Рефлексия: Что вы сейчас чувствуете? Какие мысли у вас возникли? Какой опыт вы получили?   Желание добра всему живому – первый необходимый шаг к сокровенным знаниям, гармония с собой. И когда человек делает один шаг вперед по пути милосердия, природа сама дает ему силу.  У вас есть возможность поблагодарить деревья и камни за те открытия, которые вы сделали в себе.    Возвращаясь   домой,   найдите   дерево,   которое   вас   чем­то   привлечет   и поблагодарите за те силы и мудрость, которую несет все живое. Мир не черный, не белый, он такой, каким ты его видишь.   Неважно,   где   ты   находишься,   важно,   куда   ты   идешь.   Дорогу   осилит идущий. Раздать участникам шаблоны ладошек, на которых предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Какие есть предложения, пожелания, отзывы? По окончании рефлексии в подарок каждому раздаются «Рецепты счастья». Спасибо за внимание!   Список использованной литературы: 1. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка.­ М.:  Просвещение, 1986.­ 154 с. 2. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.­ Ярославль: Академия развития, 1996.­208 с. 3.   Клюева,   Н.   В.   Касаткина,   Ю.   В.   Учим   детей   общению.   Характер, коммуникабельность.   Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов.   – Ярославль.: Академия развития, 1996.­ 240 с. 4. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности.­ СПб.: Речь, 2002.­ 198 с. 5. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.­ СПб.: Речь, 2001.­190 с. 6.   Макшанцева,   Л.   В.   Тревожность   и   возможности   ее   снижения   у   детей, начинающих   посещать   детский   сад.   /Психологическая   наука   и   образование.­ 1998.­№ 2.­ с 24­27  7. Немов, Р. С. Психология.­ М.: ВЛАДОС, 1998.­ 632 с.  8.   Пасечник,   Л.В.   Коррекция   тревожности   и   гиперактивности   в   детском возрасте.­ М.: ТЦ Сфера, 2007.­112 с. 9.   Панфилова,   М.А.   Игротерапия   общения:   Тесты   и   коррекционные   игры. Практическое пособие для, педагогов и родителей.­ М.: ГНОМ и Д, 2002.­160 с.

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"

Мастер-класс "Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018