Мастер-класс "Формирование УУД у младших школьников через проектную деятельность"

  • Семинары
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и активности родителей в овладении технологией проектирования. Задачи: - Познакомить родителей с методикой проектной деятельностью; - Показать возможность формирования УУД через проектную деятельность; -Создать условия для активного взаимодействия участников между собой. Форма проведения мастер- класса Лекция с элементами презентации + практическая работа. Участники: родители начальных классов.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема мастер – класса: “ Формирование УУД  у младших школьников через проектную деятельность». Цель мастер ­ класса: Способствовать развитию творчества и активности родителей  в овладении технологией проектирования. Задачи: ­ Познакомить родителей с методикой проектной деятельностью; ­ Показать возможность формирования УУД через проектную деятельность; ­Создать условия для активного взаимодействия участников между собой. Форма проведения мастер­ класса Лекция с элементами презентации + практическая работа. Участники: родители начальных классов. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (маркеры, листы для практической работы, яблоки, карточки­путеводители) Структура мастер – класса: 1.Приветствие 2.Вступительная часть. ­ Объявление темы и цели мастер­класса. ­ Метод «Дерево ожиданий» 3. Введение в тему. Теоретико ­ демонстрационная часть. 4. Практическая часть. Имитационная игра. Работа по группам. 5. Рефлексия Метод «Дерево ожиданий» Ход мастер­класса: Звучит   песня   «Как   здорово,   что   все   мы   здесь   сегодня   собрались». Участники, садятся в круг. 1. Приветствие. ­   Как   здорово,   что   все   мы   здесь   сегодня   собрались   и     нашли   немного времени в череде наших будней для того, чтобы пообщаться, поиграть и самое главное, научиться тому   новому, что поможет нашим детям быть успешными, а не скучающими и безразличными. 2. Вступительная часть. Метод «Дерево ожиданий» Цель: участники  самостоятельно формулируют свои ожидания от мастер­ класса, узнают об ожиданиях других участников.  Материал:   заготовленные   заранее   из   цветной   бумаги   шаблоны   яблок, фломастеры, плакат с нарисованным деревом, скотч.  Структура работы: ведущий заранее готовит большой плакат с «условным 1«деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные цветные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от мастер­класса   и поочерёдно помещают их на дереве. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «складывать» в корзину.   . эпиграф  Тема   нашего   мастер   –   класса:   “  Формирование   УУД     у   младших школьников через проектную деятельность». Перед   Вами   яблоки,   я   прошу   написать   на   них   свои   ожидания   от   этого мастера­класса,  и разместить их на нашем дереве. (Зачитывает некоторые или группирует похожие) 3.  Введение в тему. Теоретико ­ демонстрационная часть. Слайд  1   “Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это, И это станет моим навсегда” Как вы понимаете слова на слайде? Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что­ то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы.  Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом. Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.  Классификация проектов может основываться по числу участников:  индивидуальные (личностные);  парные;  групповые. По продолжительности проекты могут быть:  краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);  среднесрочные (1 – 2 месяца); 2 долговременные (до года). Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:  исследовательские;  творческие;  игровые;  информационные;  социально­значимые. Темы   исследовательских   проектов совпадают   со   структурой   реального научного   исследования.   Примеры   таких   проектов:   Выращивание луковичных   растений,   Какие   птицы   живут   в   нашем   крае.   Санитарно­ гигиенические условия рабочего места школьника.  Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру   конечного   результата.   Это   может   быть   стенгазета,   книжки ­раскладушки, сценарий праздника.  Игровые   проекты также   называют   ролевыми.   В   них   структура   только намечается   и   остаётся   открытой   до   завершения   работы.   Участники принимают   на   себя   определённые   роли,   обусловленные   характером   и содержанием   проекта,   особенностью   решаемой   проблемы.   Не   могу   не привести пример игрового проекта “Выборы в Совет лидеров». Информационные проекты направлены на сбор информации о каком­либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта можно работу “ Тара –культурный   центр   Севера   Омской   области”,   в   котором   ученики   могут собрать информацию о памятниках, учреждениях культуры города. Особенно   большое   значение   имеют практико­ориентированныеили социально­значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его   участников.   Примером   социально­значимого   проекта   может   стать проект “Чистый дом”, «Берёзовая роща», Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом: Этапы работы над проектом: 31. Проблема  (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким образом? цель – проектный продукт). 2.Планирование   (формулирование   задач   –   шагов   для   достижения   цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление плана выполнения проекта). 4.Реализация проекта.  5. Продукт 6.Презентация работы. 4. Имитационная игра. Работа по группам. Мы   сегодня   одновременно   попробуем   реализовать   3   проекта   разные   по видам деятельности: творческий, исследовательский, информационный. Все они имеют одни и те же этапы работы.   Имитационная игра 1 Мотивационный:  Мотивация 1 группы   Определение темы  Посмотрите, что у меня в руках? На что это похоже?  (На   демонстрационной   модели   учитель   показывает   варианты   доработки детали до некоторых животных)   Определите тему проекта  Предварительная работа  На   карточке   изображены   части   тела   животных.   Я   хочу   предложить   вам придумать фантастическое животное.  Подумайте,  что вы хотите сделать и приклейте необходимые детали на цветную карточку.  Возьмите карточку­путеводитель. Приклейте цветную карточку на первую страницу. Чтобы   определиться   с   проектным   замыслом,   попробуйте   ответить   на вопросы на второй странице и записать рабочее название проекта. А в ходе работы у вас появится окончательное название, которое вы запишете на обложке. Мотивация 2 группы    Бывают у детей ситуации, вызывающие затруднения, когда они не могут определиться с темой, можно взять прием: Банк идей (выберите себе тему для изучения) например: чудеса света, рекорды животных. По каждой теме у меня есть подборка информации из разных источников: интернет, книги. Определились с темой, вспоминаем ваша задача найти информацию о … 4Мотивация 3 группы    Перед   вами   3   цвета   красок:   желтый,   синий   и   красный,   их   называют основными,   но   вот   незадача,   вам   нужно   раскрасить   огурец,   баклажан   и апельсин, а для них красок нет, что делать? как их получить? Подумайте,  что   вы   сможете   узнать,  изучая   информацию,  проводя   опыт? Высказывания   фиксируйте   на   бумажных   кружочках,  по   одной   записи   на каждом.  Попробуйте   высказаться,   что   мы   можем   получить   в   итоге,   то   есть, определите цель вашего проекта. Практическая работа Группа выполняет проекты с использованием карточек­путеводителей.  Презентация полученного результата Прослушаем выступления групп. Не забывайте в оценочном листе отмечать качество выполнения проекта.  Анализ результатов  Проанализируйте работу в ходе проекта.  Кто был активен во время групповой работы? Чьё устное выступление прозвучало эмоциональнее всего? Для чего можно использовать результаты проекта? В заключение хочется отметить, что проектный метод имеет огромный развивающий потенциал.  ­ он позволяет быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся  Коммукативные   УУД.  Умение   работать   в   группе, сотрудничать,   умение   принимать   и   выполнять   определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают, учиться не только говорить,   но   и   важно   научиться   умению   слушать,   принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.  Познавательные УУД.  Дети  учатся  анализировать, обобщать,   учиться   проводить сравнивать, исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.   классифицировать   ,  Регулятивные   УУД.  (умения     ОРГАНИЗОВЫВАТЬ   свою деятельность   )   ­ отражают   способность   обучающегося   строить учебно­познавательную   деятельность,   учитывая   все   ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).  Личностные   УУД.  –   ценностные,   морально­этические, 5индивидуально­личностные. Самым     главным   результатом   проектной   деятельности   является: формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое,   ограниченное   время   сделать   много   разнохарактерных   дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться   неизвестности,   а   быстро   понять,   каких   знаний   не   хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить   и   увидеть   результат   своих   действий.   Пройдя   такую   цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. 5. Рефлексия Метод «Дерево ожиданий» Цель: участники обращают внимание на «Дерево ожиданий» , делают вывод о том, что многие пожелания реализовались, намечают план на будущую встречу. Оценочные листы: ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Постановка цели Баллы Цель не сформулирована Цель определена Разнообразие источников информации Использована неподходящая информация Большая часть предложенной информации не относится к теме  работы Работа содержит незначительный объём информации Работа содержит достаточно  полную информацию из разных  источников Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе 6Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную  заинтересованность автора, проявились элементы творчества Работа отличается творческим подходом, оригинальным  отношением автора к проблеме. Письменная часть Письменная часть проекта отсутствует В письменной части отсутствуют установленный порядок и  структура Работа отличается чётким, грамотным оформлением в соответствии  с правилами Качество презентации Презентация не проведена Материал изложен, однако автору не удалось заинтересовать  зрителей. Автору удалось вызвать интерес слушателей, но он вышел за рамки  регламента. Автору удалось вызвать интерес слушателей и уложиться в  регламент Итого: 7Карточка­путеводитель     Фантастический ПРОЕКТ                                             Название проекта  ______________________________ Название животного _____________ Я дал (а) ему имя   ___ Что я смогу узнать  ______________________________ Оно живёт  _____________________________ _____  ______________________________ Питается  _____________________________ _____ ______________________________ Дружит  К кому я могу обратиться за  помощью  ____________________________ _______________________________ Теперь я могу нарисовать моё  животное и: ____ Какие методы мне  помогут__________ ____________________________ ____  Придумать про него сказку  Написать ему письмо  Написать письмо от его имени  в «Жалобную книгу природы»  Рассказать детям  о нём по  ____________________________ плану 8____  Выполнить презентацию ИТОГИ Выполнил ли я то, что задумал?     Что было сделать легко, а что – трудно? Карточка­путеводитель     Исследовательский ПРОЕКТ  «                                                        » 9Какие  шаги я должен сделать? 1. Провести эксперимент по  смешению цветов. 2. Зафиксировать результаты в  таблице зеленый фиолетовый оранжевый Вывод:_________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________ Как презентовать свою работу?  Я могу:  Написать  инструкцию  Составить  презентацию  Сделать схематический  рисунок Название проекта  ______________________________ ___ Что я смогу узнать  _____________________________ _____  _____________________________ _____ К кому я могу обратиться за  помощью  ____________________________ ____ Какие методы мне  помогут__________ ____________________________ ____ ____________________________ ____ ИТОГИ Выполнил ли я то, что задумал?     Что было сделать легко, а что – трудно?  Какой ещё проект ты  хочешь реализовать? 10Карточка­путеводитель     Информационный  ПРОЕКТ    «                                                » Название проекта  Название объекта  ________________ _______________________________ __ Его характеристика    ______________________________ Что я смогу узнать  _______________________________ _ ______________________________ ___  _______________________________ __ ______________________________ ___ К кому я могу обратиться за  __ ______________________________ помощью  ______________________________ __ Отличительные  __ Какие методы мне  помогут__________ ______________________________ __ ______________________________ черты_________________________ __ ______________________________ __ ______________________________ __ 11__ ИТОГИ  Значение  ______________________________ Выполнил ли я то, что задумал?     Что было сделать легко, а  _ ______________________________ что – трудно?  Какой ещё проект ты  хочешь реализовать? __ Теперь я могу нарисовать объект  и:  Придумать про него легенду  Рассказать о нем по плану  Выполнить презентацию 12