Ашмарина О.А.,
учитель математики
МБОУ «Полянская средняя
общеобразовательная школа»
Мастер-класс по теме: «Объемы и поверхности тел вращения»
Цели урока:
Образовательная:
отрабатывать знания основных понятий, определений, формул по теме «Объемы и поверхности тел вращения» и умения применять эти знания при решении задач ЕГЭ.
Развивающая:
совершенствование практических навыков при решении стереометрических задач по данной теме.
Воспитательная:
активизация внимательности, настойчивости в достижении цели, заинтересованности в результатах ЕГЭ.
Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний обучающихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация презентация «Объем и площадь поверхности тел вращения», карточки-задания «Найди свою «половинку».
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Объемы и поверхности тел вращения». (Слайд 1) Приложение Я остановлюсь только на одном этапе урока – это этап актуализации знаний обучающихся, на котором повторяются основные понятия, формулы для вычисления объемов и площадей поверхностей тел вращения, отрабатываются навыки применения данных формул в решении опорных задач. Этот этап урока подготовит обучающихся к решению более сложных задач на данную тему на следующих этапах урока. Не секрет, что стереометрические задачи вызывают у детей затруднения при сдаче ЕГЭ, а новая модель экзаменационной работы предусматривает наличие шести геометрических задач, что свидетельствует о значимости данного материала. Поэтому наша задача, и моя в частности, более ответственно подходить к усвоению детьми знаний стереометрии.
Итак, начнем урок. Я надеюсь, вы все в хорошем настроении? Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». (Слайд 2)
Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзамена.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим решение задач на вычисление объемов тел вращения и площадей их поверхностей, предлагаемых в открытом банке заданий, именно стереометрические задачи вызывают затруднения при сдаче ЕГЭ, а также повторим, обобщим и приведем в систему основные понятия, определения, формулы по данной теме.
2. Начнем наш урок с математической разминки. (Слайд №3)
1. ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА: При уличной торговле арбузами весы отсутствовали. Однако, выход был найден: арбуз радиусом 3 дм приравнивали по стоимости к трём арбузам радиусом 1 дм.
Что вы возьмете? Правы ли были продавцы?
R=3 дм R=1 дм
Это с практической точки зрения, а рассмотрим эту задачу с геометрической стороны.
>
в 9 раз
Пример этой задачи помогает нам быть практичными в жизни, а сейчас это немало важно.
Думаю, вы убедились, как важно знать формулы. А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили остальные формулы.
2. Задание: Найдите свою «половинку», указав стрелкой. Подобные задания мы с вами уже выполняли, поэтому, надеюсь, сложности у вас не возникнут
(раздать карточки с заданием)
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|||
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
Площади поверхностей (S) и объемы (V) тел вращения
|
||||||||||
|
||||||||||
|
|
|||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
А сейчас каждый из вас проверьте, правильно ли вы справились с заданием.
(Слайд №4, раздать лист с формулами)
Поднимите руку, у кого все формулы собраны верно.
Молодцы!
Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Какую формулу вы еще не запомнили?
Ребята, посмотрите еще раз внимательно и поставьте галочку около той формулы, где у вас была ошибка. Обязательно запомните её, постарайтесь мысленно сфотографировать все эти формулы, ведь на экзамене перед вами их уже не будет.
3. Итак, знание формул и умение создавать мыслительный образ фигуры, логика помогут вам в решении следующих задач.
Слайд №5
1. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 25 .
Найдем отношение объемов
|
Ответ: 75
Слайд № 6
2. Площадь большого круга шара равна 3 дм2. Найдите площадь поверхности шара.
Sб.к.=3 дм2 Sш = ?
Sб.к. =π•R2=3 дм2 Sш = 4•π•R2=4•3=12 дм2
Ответ: 12
Слайд №7
3. Площадь боковой поверхности конуса равна 16 см2. Радиус основания конуса уменьшили в 4 раза, а образующую увеличили в 2 раза. Найдите площадь боковой поверхности получившегося конуса.
Ответ :8
Слайд № 8
4. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 3 раза?
Найдем отношение объемов
Ответ: 3
Слайд № 9
5. В цилиндрический сосуд налили 1 л воды. Уровень воды при этом достигает высоты 10 см. После того, как в сосуд положили камень, который погрузился в воду полностью, уровень воды повысился на 8 см.
В жидкость полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 8 см. Чему равен объем камня? Ответ выразите в см3
1 литр=1000 см3
Объем детали будет равен объему вытесненной жидкости – это известно нам из курса физики.
Найдем отношение объемов
|
На этом мы с вами закончим повторение, а сейчас приступим к решению более сложных задач. Открываем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
Далее я предлагаю работу в тетрадях.
Подобным образом я строю урок после изучения тем «Объемы и поверхности тел вращения». В приведенном фрагменте мною был показан один из способов организации повторения. Конечно же, это не единственный способ актуализации знаний. Традиционно – это фронтальная вопросно-ответная форма. На мой взгляд, оптимальным является сочетание традиционных и интерактивных форм обучения.
В своей работе я использую такие приемы, как «незаконченное предложение», «цепочка идей» (дается определение по фразе несколькими обучающимися), «найди ошибку». Разумно использую готовые чертежи, которые позволяют экономить время на уроке, к тому же дети видят правильно выполненные чертежи и стремятся выполнить такие же, поэтому практикую геометрические диктанты, предлагаю детям построить чертеж по условию задачи. Также на уроках провожу математические эстафеты, тестирование.
Я думаю, что способов повторения знаний много, и мы сегодня дополним друг друга, поделимся опытом. Спасибо за внимание!
Карточка-задание
Найдите свою «половинку», указав стрелкой.
|
|||
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.