Автор: Иголкина Татьяна Геннадьевна Хабаровский край г. Комсомольск – на -Амуре МОУ СОШ № 22 /Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №22/
Предмет: математика (начальные классы) Тема: «Числа от 0 до 10» (обобщение и закрепление изученного). Класс: 1 Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа 2100», математика , авторы Козлова С.Е., Рубин А.Г., Горячев А.В. Время реализации занятия: урок
Цель урока: обобщить и закрепить · состав чисел 0-10 · случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 · умение составлять выражения и сравнивать их; · подготовиться к изучению темы «Задача»
Задачи урока: Образовательные: обобщить и закрепить состав чисел от 1до 10; признаки предметов; отношения. Развивающие:развивать речь , познавательные способности, устойчивое внимание, ассоциативное мышление, память, логическое мышление, воображение. Воспитательные:формирование ответственности, интереса к математике; воспитывать у обучающихся культуру общения, чувство коллективизма, уважения к одноклассникам. Здоровьесбережение: физминутки для рук, глаз, общего воздействия, на внимание; индивидуально-дифференцированный подход; смена видов деятельности –предупреждение перегрузки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: · Урок – путешествие
Оборудование: § учебник математики § маршрутный лист § карточки с точками § карточки с цифрами § карточки – картинки (снеговики, снежинки) для наглядной перестановки элементов § иллюстративный материал (врач, моряк, лётчик; Числоед, замок; пингвин, олень, енот, зебра, дятел); § математическое лото, фишки; § числовой отрезок; § чемодан; § геометрический материал ; § печатные буквы русского алфавита; § нитки; § схема «Солнышко»; § числовой домик»; § компьютер, проектор, интерактивная доска; § презентация «Числа 0-10» слайд «Состав числа 10» § презентация «Весёлый счёт» слайд «Переменка» § План проведения урока: I. Орг.момент (психологический настрой) II. Актуализация знаний и формулирование темы урока III. Повторение изученного. Закрепление. IV. Итог урока V. Рефлексия
Уважаемые коллеги! Представьте себе артистов цирка. Как вы думаете, какая из цирковых профессий самая главная? Самая трудная? Правильно, клоун. Он должен уметь делать всё: и жонглировать, и дрессировать, и акробатикой заниматься, и фокусы показывать, уметь рассмешить и слезу вызвать, петь, читать стихи и ещё много чего. Не правда ли - портрет учителя начальных классов. Учитель начальных классов – существо универсальное . Мы должны и в математике разбираться, и в русском языке, в окружающем мире, и в литературном чтении. Иначе учителя математики, русского языка и литературы, биологии, географии, физики , технологии и физкультуры, рисования и музыки засомневаются в наших способностях. Главное, чтобы в нас дети верили. А когда ребёнок верит и, следовательно, познаёт? Когда он всё пропускает через практику, практическую деятельность. Задача учителя – направить к поиску. В конце декабря мною был проведён открытый урок математики в 1 А классе по теме «Числа от 0 до 10» (обобщение и закрепление изученного). Цель: обобщить и закрепить · состав чисел 0-10 · случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 · умение составлять выражения и сравнивать их; · подготовиться к изучению темы «Задача» Анализ, видеоматериалы были подробно рассмотрены на МО учителей начальных классов. Моя задача сегодня - предоставить практический материал, ваша – немножко поиграть и подумать, что бы вы могли взять для своего предмета, для своего класса. (из выступления на мастер-классе для всех учителей МОУ СОШ №22, в рамках школьного методического дня)
Ход урока: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Этапы урока |
деятельность учителя |
деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I
|
Орг.момент (психологический настрой) |
Прозвенел у нас звонок- начинается урок! Так что время не теряем И работать начинаем. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (сопровождают движениями) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Тихо сядут девочки, ещё тише – мальчики. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II
|
Актуализация знаний и формулирование темы урока |
- А урок у нас какой?
-Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать Надо твёрдо на «пять» математику знать!
-Ребята, из страны «Математика» пришла телеграмма: «Злой волшебник Числоед заточил в заколдованном замке некоторых жителей этой страны и лишил их памяти». -Если мы их найдём и поможем вспомнить им их имена, они снова будут свободны. Путь неблизкий -необходимо выбрать транспорт. Отгадаете ребус - узнаете вид транспорта.
- Возьмём с собой в дорогу чемодан. Посмотрим, что в нём есть.
(достаю цифры, геометрические фигуры). -Думаю, что это всё может пригодиться.
|
- математика
(отгадывают слово «поезд» по первым буквам картинок с изображением животных)
(дети высказывают предположения) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рифма с движениями: Торопится поезд, колёса стучат, А в поезде этом ребята сидят. (сопровождают движениями, имитирующими движение поезда)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Руки на месте? -Ноги на месте? -Локти у края? -Спина прямая? |
-на месте! -на месте! -у края! -прямая! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III
|
Повторение изученного. Закрепление. |
-Посмотрим, какая дорога нас ждёт. -Положите перед собой маршрутный лист. -Возьмите простой карандаш, разбудите пальчик.
-Посмотрите глазками налево, направо, вверх, вниз.
-Найдите точку в задании №1, поставьте простой карандаш.
(одна клетка вправо, одна клетка вверх, и т.д.)
-Путь извилистый, не простой, но мы должны быть очень внимательными.
УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ 1. Посмотрите внимательно на фигуры (закрываю карточку, задаю вопрос: «Какой по счёту квадрат?», «Какая фигура стоит первая по счёту?», «Есть ли здесь треугольники?» и т.д.)
2. Сравните полоски, используя слова: ШИРЕ –УЖЕ, ДЛИННЕЕ –КОРОЧЕ
3. Назовите геометрические фигуры
Упражнение «Рисуем на спине – рисуем на листе» (рисую обратной стороной карандаша на спине ученика одну фигуру)
-Какую фигуру не нарисовали? -Чем она интересна?
Игра «Что изменилось?» (повторяем понятия ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА) -У некоторых из вас на парте лежат геометрические фигуры разного цвета, размера, формы. -Выходите к доске, встаньте в произвольном порядке лицом к классу, покажите геометрическую фигуру. -А сейчас мы с вами вместе сочиним сказку о приключениях и превращениях ________________________________________ . (называю первую геометрическую фигуру)
|
Выполняют разминку для пальчиков Выполняют разминку для глаз
Сравнивают с образцом на доске.
(смотрят внимательно на геометрические фигуры, закрывают глаза, слушают вопрос, открывают глаза, дают ответ)
(сравнивают полоски на партах, полоски у соседей по парте, ряду, классу)
(называют геометрические фигуры, размещенные по низу доски)
(ученик стоит, повернувшись лицом к классу, молча угадывает фигуру по её очертаниям, далее подходит к бумажному листочку на боковой стене класса и по памяти восстанавливает контур фигуры)
квадрат у квадрата все стороны равны.
(выслушиваем ребят у доски, которые по получившемуся порядку из фигур сочиняют сказку о том, что с фигурами происходило, как изменялись цвет, размер, форма.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз: -Встаньте, пожалуйста. Спокойно повернитесь назад. -Найдите взглядом геометрические фигуры. (на задней стене класса, на дверках шкафчиков, расположена радужная волна из геометрических фигур, разных по цвету, размеру, форме) -Не поворачивая головы глазками пересчитайте их. -Мысленно нарисуйте цифру, соответствующую данному числу фигур (7) -Найдите глазками ……….фигуру, -Найдите глазками ……….фигуру, -Найдите глазками ……….фигуру, -Найдите глазками ……….фигуру.
-Повернитесь лицом ко мне, приготовьте ручки, ножки: (речедвигательная разминка)
-Мы ногами топ – топ, -Мы руками хлоп – хлоп, -Мы глазками миг – миг, -Мы глазками чик-чик.
-Раз – два, раз – два – Заниматься нам пора!
- Вот и добрались до ступенек, ведущих в замок Числоеда. -Посмотрите на них и скажите, можно ли по ним подняться?
-Как исправить ошибку?
-Под каждой ступенькой разместите цифру, показывающую данное число точек.
-Проверим, правильно ли мы выполнили задание – пройдём по ступенькам: посчитаем хором от 1 до 10 и обратно
-Назовите соседей числа …… -Какое из них предыдущее … -Какое из них последущее …
-Замок волшебника Числоеда исчез, а перед нами оказались несчастные узники. -Как тебя зовут? Забыла? -Помогите расшифровать слово. (перепутаны слоги)
-У вас на парте тоже есть ниточки. -Узнайте, о какой геометрической фигуре идёт речь и покажите её при помощи нитки. 1. Едет ручка вдоль листа По линеечке, по краю. Получается черта, Называется ……
2. Он от солнца прилетает, Пробивает толщу туч, И в тетрадочке бывает, А зовётся просто …..
-Покажите отрезок. -Как вы его отличаете от прямой? -Покажите кривую. -Покажите замкнутую. -А что за фигуру я показала?
Работа в учебнике. -Найдите на странице 55 №6. -Вспомните числовой отрезок. -Красным карандашом обведите самое большое число, зелёным – самое маленькое. Выстройте числа по порядку (в натуральном ряду) от наибольшего к наименьшему. -Какая геометрическая фигура получилась?
-Положите перед собой маршрутный лист. Игра «Слуховичок». -Закройте глазки, слушайте число, запишите его цифрой (стучу по парте обратной стороной карандаша)
2.
-Продолжите закономерность.
-Математика нас ждёт – начинаем устный счёт.
-Какое действие будем выполнять? -Какой знак на это показывает? -Сколько будем прибавлять? -Что значит прибавить 1? -Положите перед собой маршрутный лист, найдите задание №3.
-Записываем только ответы. -Проверяем.
Музыкальная физминутка с движениями для пальчиков, кисти и руки (используется интерактивная доска для показа слайдов) «Мы писали…»
-Где ладошки? Тут? -На ладошках – пруд? (рисуем указательным пальцем на ладошке круг-пруд) -Две руки – это какое число? -А одна? -Что интересного заметили?
Подготовка к решению задач. -Что вы видите? -Каких фигур больше? -Докажите двумя способами.
-Слушайте условие: «Петя и Вова учились считать до 5. У Вовы 5 снеговиков, у Пети 5 снежинок. Как можно сделать так, чтобы и у Вовы и у Пети оказались и снежинки и снеговики, но не более, чем 5»
-Положите перед собой маршрутный лист, найдите №4. -Составьте выражение для Вовы, для Пети. Запишите результат.
-Результат одинаковый? -Какой закон использовали? -Как он звучит? -Подтвердился закон?
Аналогично с числом 10. Упражнение «Числовой домик" (не так подробно, как предыдущее задание, фиксируя результаты при помощи магнитных цифр)
-Проверим, используя презентацию «Математика от 0до 10» (на интерактивной доске) -Правильно выполнили задание?
-А теперь приготовились РИСОВАТЬ ЗАДАЧУ. -Найдите в маршрутном листе №5. -Послушайте условие. -«Зайчик утром съел 2 морковки, а вечером ещё 5 морковок» -Закрасьте жёлтым цветом морковки, съеденные утром. -Закрасьте зелёным цветом морковки, съеденные вечером. -Обведите замкнутой линией все морковки, которые съел зайчик. -Запишите выражение. -Проверим.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ДЫХАНИЯ И НА ВНИМАНИЕ. -Выполняем только те движения, которые я проговариваю, но не показываю. (стараюсь запутать неправильными движениями)
Работа с числовым отрезком. (у каждого ученика индивидуальная ламинированная карточка, по которой он пальчиком двигается от числа к числу) Игра «Цепочка» -Следим пальчиком, считаем молча
+3 -4 +2 -1
Работа с математическим лото. (у каждого ученика индивидуальная ламинированная карточка, на которой он фишками закрывает правильные ответы)
- Закрываем фишками ответы. 2-1= 2+1= 5-3= 3+4=
Упражнение «Минута славы». -Найдите в маршрутном листе №6. -Постарайтесь за 1 минуту решить как можно больше примеров, проходя от 1 до 3 уровня.
|
(топаем ножками, хлопаем ручками, подмигиваем глазками)
-Нет. Ступеньки перепутаны.
-Поставить карточки по порядку, начиная с карточки с одной точкой.
(считают хором 1 10 )
(расшифровывают слово «нитка»)
-Прямая.
-Луч.
-Ломаная.
-Ломаная.
-Сложение. -Плюс. -Один. -Назвать следующее число.
- Тут! -Пруд!
-10 -5 -Пять - это половина от десяти.
-Снежинки, снеговиков -Поровну. 1) посчитать 2) парами составить
(дети моделируют разные варианты решения, передвигая предметные картинки.
-Одинаковый. -Переместительный.
2+5=7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV
|
Итог урока |
-Вспомните тему урока и задания, которые выполняли. Смогли мы повторить и обобщить пройденный материал? -Поднимите руку те, у кого знания по математике после сегодняшнего урока стали крепче. -А кто после сегодняшнего урока почувствовал себя в математике увереннее? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V
|
Рефлексия
|
-Внизу маршрутного листа есть 3 смайлика. -Выберите и отметьте того, который, по вашему мнению, подходит вам.
- СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.