Использование приёмов развития
критического мышления на
уроках в начальной школе
Учитель начальных
классов Фурцева
Галина ВладимировнаМышление развивается в
проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам
«собирает» понятия о
предмете.
(Л.
Выготский )Критическое мышление –
это:
«интеллектуально
упорядоченный процесс
активного и умелого анализа,
концептуализации,
применения, синтезирования
или оценки информации,
полученной или порождённой
наблюдением, опытом,
размышлением или
коммуникацией, как ориентир
для убеждения и действия»Роль учителя
собеседни
к
помощни
к
координат
ор
друг
наставник
оценщик
репетитор
Роль учителяТехнология РКМ:
• Формирует самостоятельное мышление
• Вооружает методами и способами
самостоятельной работы
• Даёт возможность сознательно
управлять образовательным процессом
в системе “учитель-ученик”
• Позволяет влиять на результат и цели
образовательного процессаБазовая модель
технологии
Стадия
вызова
• Создание
мотива к
обучению
Стадия
осмысления
• Работа с
информаци
ей
• Восприяти
е
материала
Стадия
рефлексии
• Выражаю
своё
отношение
• Осмыслени
еМетодические приемы для
стадии «Вызов»
«ВерителиВы,что…?»,
«Проблемный вопрос», «Загадка»
«Корзина идей», «Знаю-хочу»,
«Мозговой штурм»
«Авторский стул»
«Корзина» идей, понятий,имён»
«Кластер», «Ассоциации»
«Дерево предсказаний»
«Верные и неверные утверждения»
«Толстые» и «тонкие» вопросы (до
изучения тем)Методические приемы
стадии «Осмысление»
«Инсерт»,
«Чтение с пометами»
«Кластер»,
«Чтение с остановками»,
«Толстые и тонкие
вопросы»...
«Знаю- Хочу знать - Узнал»Методические приемы стадии «Рефлексия»
«Метод 6 шляп»,
«Авторский стул»
Кластер
Составление маркировочной
таблицы (Знаю – Хочу узнать -
Узнал)
«Синквейн»
«Пятиминутное эссе»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Перепутанные логические
«Ромашка вопросов или ромашка
цепочки»
Блума»Прием «Тонкие и толстые
вопросы»
Тонкие вопросы:
однозначный ответ
Толстые вопросы это
проблемные вопросы,
Толстые вопросы это
неоднозначные ответы.
проблемные вопросы,
неоднозначные ответы.
предполагающие
Тонкие вопросы: однозначный
ответ
Кто….
Что…
Когда ..
Может…
Будет..
Мог ли..
Как звали…
Согласны ли вы
Верно…
Кто….
Что…
Когда ..
Может…
Будет..
Мог ли..
Как звали…
Согласны ли вы
Верно…
предполагающие
Дайте объяснение почему…
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете……
Почему вы думаете……
Почему вы так считаете…..
Почему вы так считаете…..
В чем разница…
В чем разница…
Предположите, что будет…
Предположите, что будет…
Что, если..
Что, если..Биопоэ
ма
1. Имя
2. Отношения с миром
3. 23 прилагательных
4. 23 глагола
5. 23 страха
6. 23 достижения
7. 23 события, которые должны произойти
8. Резиденция (какое место для вас самое
комфортное)
9. ФамилияпсевдонимСинкве
йн
Мастер –
класс
Востребованный,
познавательный
Учит, мотивирует, задаёт
вопросы
Мастер – класс не
показывают, а проводят
МастерствоУчиться вместе, а не просто
что-то выполнять вместе —
вот суть данного подхода.