Мастеркласс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Форма: имитация работы научноисследовательского института.
Тема: «Развитие познавательной активности учащихся».
Основные цели игры:
Образовательная: показать разноплановость работы учителя в выборе
системы альтернативных программ обучения; через обмен опытом расширить
уровень знаний по теме: «Развитие познавательной активности».
Развивающая: развитие и создание условий для творческого мышления и
фантазии.
Воспитательная:
воспитание ответственности
за результаты
коллективной деятельности культуры взаимоотношений в ходе игры.
Оборудование: карточки с заданиями; макеты лопат черного, зеленого,
синего, красного цветов; конверты с вопросами; схема исследований; звуковая
запись «Шум моря».
Игра проводится с участниками семинара
Тип: ролевая игра.
Мастеркласс рассчитан на 20 минут.
План проведения
1. Организационный момент
– Добрый день, уважаемые коллеги! Нам с вами предстоит выполнить
совместно большую работу. Давайте разделимся на две группы. Для того, чтобы
легко работалось берем с собой в дорогу хорошее настроение. Для этого давайте
улыбнемся друг другу и скажем приятные слова (очень рады видеть вас, с вами
приятно работать, вы сегодня великолепно выглядите…).
2. Основная часть
– Тема нашего занятия мастеркласса «Развитие познавательной
активности учащихся». Это очень сложный вопрос и нам сегодня предстоит
докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научноисследовательскую
лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть
возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда.
Перед вами схемы «Условные обозначения лабораторных исследований».
№ слоя
Должность
Тема исследования
1.
2.
Младший лаборант
Старший лаборант
«Противоречия во взглядах»
«Наука – практике» 3.
4.
Младший
сотрудник
Старший
сотрудник
научный
«Черный ящик»
научный
«Познавательная активность учащихся –
практика»
– Поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам лопаты черного цвета.
Нам предстоит раскопать верхний слой и ответить на вопросы в конвертах (у
каждой группы свой вопрос).
Берут конверты первая и вторая группы вместе с лопатами черного
цвета. Первая группа читает свой вопрос: «Каким мы хотим видеть идеального
ученика на уроке?».
– Уважаемые лаборанты перед вами лежат чистые листы и дается время
две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос
(включается звуковой фон «Шум моря»).
Через две минуты свой вопрос читает вторая группа: «Какие качества
вы хотели бы видеть у юношей и девушек, заканчивающих школу?».
После обсуждений делается вывод: мы хотим учить усидчивых и
внимательных, а получить самостоятельных и имеющих собственное
мнение, конкурентоспособных на рынке труда людей, то есть мы видим на
лицо факт противоречия.
– Настоящее время – это время перемен. Государству нужны люди,
способные творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Мы видим,
что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Поэтому наряду с
традиционной системой обучения в настоящее время существуют и
альтернативные, взявшие на вооружение современные технологии для развития
познавательности.
Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших
лаборантов и вручаются зеленые лопаты. Второй слой идет под названием
«Наука – практике». Берем зеленые конверты и достаем девять карточек с
названиями: «Карась», «Орел», «Овца», «Перья», «Чешуя», «Шерсть», «Летать»,
«Плавать», «Бегать». Ваша задача разложить их на три группы по три карточки,
чтобы в каждой группе было чтото общее.
Оценка результатов (варианты ответов):
а) карасьореловца
бегатьплаватьлетать
шерстьперьячешуя
(Если разложены слова в таком порядке, значит у этих людей
логическое мышление, доминирование левого полушария, то есть
мыслительный тип.) б) карасьчешуяплавать
орелперьялетать
овцашерстьбегать
(Образное мышление, доминирование правого полушария, то есть
художественный тип.)
в) оба варианта – смешанный тип.
– Учитель должен работать, ориентируясь не на школьный класс в целом, а
на индивидуальность каждого ученика. Каждый человек имеет свой
познавательный стиль. Дети, как и взрослые, различаются по функциональной
организации мозга. Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое
полушарие отвечает за правую сторону тела. Один американский педагог сказал:
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое
полушарие, вы обучаете весь мозг». Школьные методики, тренируя и развивая
левое полушарие, игнорируют половину умственных возможностей учащихся.
Правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.
Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам:
визуальным, через чувства, через слух.
Мы переходим к третьему слою. Вам присваивается звание младших
научных сотрудников и вручаются лопаты с синим цветом. Активизация
познавательной деятельности имеет свои этапы, на каждом из которых
используются определенные приемы. Ваша задача определить, какие приемы мы
можем использовать на том или ином этапе.
(группы выполняют задание)
1. Этап целеполагания
1. совместное обсуждение задач учебной работы
2. создание проблемной ситуации, постановка проблемы (познавательной задачи)
3. выбор заданий.
2. Подготовительноорганизационный этап
1. обсуждение плана работы;
2. выработка алгоритма действий, совместное составление памяток
3. Этап выполнения учебной работы (содержательноорганизационный)
1. постановка проблемы;
2. использование активных диалогических форм (беседа с постановкой
проблемы);
3. чередование форм работы;
4. использование приема информационного блока (от "монотекста" к
сочетаниям различных источников информации);
5. организацию игровых и ролевых ситуаций;
4. Этап проверки и оценки результатов 1. соотнесение результатов работы с планом. памяткой;
2. коллективное обсуждение полученных результатов;
3. самооценка.
Молодцы, с заданием справились. Переходим к последнему четвертому
слою. Вам присваивается звание старшего научного сотрудника и вручаются
лопаты красного цвета. Этот слой называется «Познавательная активность
учащихся – практика».
Что просит сказать врач, осматривая горло?
Назвать слова, которые начинаются со слога бу.
Как подругому называется пища?
Если стол выше стула, то… ?
Лыжное время года?
Сколько ног у паука?
Назвать пять дней недели, не называя их.
Группам даются листочки с вопросами и десять секунд на ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
3. Подведение итогов
– Наш мастеркласс подошел к концу. Мы с вами затронули очень
трудоемкий вопрос и нашли пути его решения.
Уважаемые коллеги поздравляю вас с выполнением кандидатского
минимума и с присвоением вам звания «Кандидат исследовательских наук».
Благодарю вас за сотрудничество. № слоя
Должность
Тема исследования
1.
2.
3.
4.
Младший лаборант
Старший лаборант
«Противоречия во взглядах»
«Наука – практике»
Младший научный сотрудник
«Черный ящик»
Старший научный сотрудник
«Познавательная активность учащихся –
практика»
№ слоя
Должность
Тема исследования
1.
2.
3.
4.
Младший лаборант
Старший лаборант
«Противоречия во взглядах»
«Наука – практике»
Младший научный сотрудник
«Черный ящик»
Старший научный сотрудник
«Познавательная активность учащихся –
практика»
№ слоя
Должность
Тема исследования
1.
2.
3.
Младший лаборант
Старший лаборант
«Противоречия во взглядах»
«Наука – практике»
Младший научный сотрудник
«Черный ящик» 4.
Старший научный сотрудник
«Познавательная активность учащихся –
практика»
№ слоя
Должность
Тема исследования
1.
2.
3.
4.
Младший лаборант
Старший лаборант
«Противоречия во взглядах»
«Наука – практике»
Младший научный сотрудник
«Черный ящик»
Старший научный сотрудник
«Познавательная активность учащихся –
Каким мы хотим
видеть идеального
ученика на уроке?
практика»
Каким мы хотим
видеть идеального
ученика на уроке?
Каким мы хотим
видеть идеального
ученика на уроке?
Какие качества вы
хотели бы видеть у
юношей и девушек,
Каким мы хотим
видеть идеального
ученика на уроке?
Какие качества вы
хотели бы видеть у
юношей и девушек,
заканчивающих школу?
заканчивающих школу? Какие качества вы
хотели бы видеть у
юношей и девушек,
Какие качества вы
хотели бы видеть у
юношей и девушек,
заканчивающих школу?
заканчивающих школу?
«Карась» «Орел»
«Овца»
«Чешуя» «Шерсть» «Летать»
«Перья» «Бегать» «Плавать»
«Карась» «Орел»
«Овца»
«Чешуя» «Шерсть» «Летать»
«Перья» «Бегать» «Плавать» “Орел”
“Карась”
“Овца”
“Чешуя” “Шерсть” “Летать”
“Бегать” “Плавать”
“Перья” Этап целеполагания
Подготовительно
организационный этап
Этап выполнения учебной
работы (содержательно
организационный)
Этап проверки и оценки
результатов совместное обсуждение задач учебной работы
создание проблемной ситуации, постановка
проблемы (познавательной задачи)
выбор заданий
обсуждение плана работы
выработка алгоритма действий, совместное
составление памяток
постановка проблемы
использование активных диалогических форм
(беседа с постановкой проблемы)
чередование форм работы использование приема информационного блока
организацию игровых и ролевых ситуаций
соотнесение результатов работы с планом,
памяткой
коллективное обсуждение полученных
результатов
самооценка
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.