Организация учебной деятельности обучающихся с целью развития их
познавательной активности
Цель: Показать возможность преемственности в использования форм,
методов, приемов организации учебной деятельности с целью организации
познавательной активности в классах, обучающихся по ФГОС, и в классе,
обучающемся по ГОСТ.
Задачи:
представить опыт работы педагогов в группе дошкольной подготовки, в 1 и 2
классе в рамках их деятельности по ФГОС;
представить опыт работы учителей русского языка, работающих в 5 и 7 классах по
ГОСТ и применяющих технологии ФГОС;
расширить уровень знаний по проблеме развития познавательной активности
обучающихся посредством обмена опытом
Позвольте свое выступление начать словами педагогановатора Амонашвили:
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной
интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в
них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем
властелинами»
растет конкуренция,
И это бесспорно, поскольку современная жизнь требует от личности
активной познавательной позиции. Динамично развивается экономика, идет вперед
техника и технологии,
сокращается сфера
неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Вследствие этого
возникает необходимость изыскания всех возможностей для подготовки людей к
жизни в условиях быстро меняющегося общества. Особая роль в этом процессе
отведена общеобразовательной школе, которая должна обеспечивать высокий
уровень социализации личности,
ее жизненное и профессиональное
самоопределение, на основе высокого уровня познавательных умений и устойчивой
привычки учиться.
В связи с этим в Концепции модернизации Российского образования до 2010
года основной целью образования определена подготовка разносторонне
развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации
к продолжению
в обществе,
профессионального
и
самосовершенствованию.
к началу трудовой деятельности,
самообразованию
образования,
Этот процесс невозможен без развития познавательной активности. Давайте
вспомним, из чего складывается данное понятие. Прежде всего, познавательная
активность – это стремление человека к новым знаниям, к решению не только
к
1 учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность
заставляет искать и находить решение таких проблем, которые, на первый взгляд,
кажутся неразрешимыми. Составляющими познавательной активности являются
интерес, познавательный интерес, мотив, мотивация, смысл учения, постановка
целей. Однако в настоящее время школа сталкивается с нежеланием детей
учиться, неумением самостоятельно получать знания, интеллектуальной
пассивностью учащихся. То есть то, что должно ребенка двигать вперед – интерес,
мотивы, целеполагание – находятся в состоянии стагнации, застоя. Что делать в
этом случае?
Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена путем оптимальной
организации учебной деятельности, так как в учебной деятельности происходит
становление и познавательной активности ученика.
Участниками данного процесса являются ученик и учитель. При этом
отмечаем следующее: развивает познавательную активность только сам учащийся
в процессе собственной индивидуальной деятельности, а учитель создает условия
для реализации его индивидуальных возможностей в учебной деятельности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы
учащихся в процессе обучения. Оно состоит в умении сделать содержание своего
предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности
учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Для этого учитель
использует необходимые инструменты не только для управления процессом
(методы, средства, формы обучения и способы организации учения), но и для
выявления изменений в развитии исследуемого качества, то есть методы
диагностики. Поэтому с точки зрения деятельности учителя развитие
познавательной активности представляет собой процесс создания условий для
развития познавательной активности учащегося при помощи специально
подобранных инструментов воздействия на познавательную деятельность,
основанный на диагностике – инструменте отслеживания изменений в уровне
развития познавательной активности и выявления его динамики.
Познавательная активность развивается у человека с раннего детства. Как
только человек родился, он получает информацию об окружающем мире. И это
поступление идет до самой смерти человека. Этот процесс обеспечивается
психикой человека, проявление которой весьма разнообразно. К познавательным
психическим процессам можно отнести психические процессы, связанные с
восприятием и переработкой информации. Это ощущения, восприятия,
представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря этим
процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Важно отметить связь познавательной активности и восприятия, с которого
начинается процесс познания. На первых этапах возрастного становления, прежде
всего, происходит развитие процессов, обеспечивающих контакт человека с
внешней средой через наглядные образы. К числу таких процессов, относят
2 ощущения и восприятия. В подростковом возрасте ощущения и восприятия
ребенка достаточно развиты.
Подростковый возраст относят к числу переходных и критических периодов.
Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития
подростков – их стремление приобщиться к миру взрослых. Развитие
познавательных процессов у подростков имеет две стороны – количественную и
качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток
решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем
ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменение, прежде всего,
характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то какие
задачи решает человек, а каким образом он это делает.
Сегодня мы увидим уроки в группе предшкольной подготовки, в начальных
классах и в классах с младшими подростками – это 5 и 7. У нас есть возможность
оценить выбор форм, методов, приемов обучения, при помощи которых учителя
развивают познавательную активность учеников.
Самостоятельное мышление, вопросы к учителю и к самому себе составные
части успешных уроков. Если детям на уроке легко, значит, интерес к учению
пропадает. Поэтому организовать надо деятельность с высоким уровнем
сложности, деятельность, которая представляет для ребенка личностный интерес.
Включаясь в совместную с учеником учебнопоисковую деятельность, учитель
направляет ее, опираясь на оценку возможностей учащегося. Для сотрудничества
необходимы два условия: создание мотивации обучения и развитие даже самых
малых способностей детей. Знания, полученные путем включения ребенка в
деятельность, будут более глубокими и прочными.
Главным остается вопрос активизации познавательной деятельности. Как ее
активизировать? Наиболее важным моментом здесь выступает результат
выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен
обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения
данной задачи может оказаться метод проектов. Безусловно, не всякую
деятельность возможно и целесообразно трансформировать в проектную.
Тогда предлагаются в целях активизации использовать такие приёмы:
особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив
его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в
отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более
важных задач, который просто необходимо преодолеть);
добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой,
соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость.
Создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок
нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить
3 задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли,
назначить ответственных и т.п.).
Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки.
Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней
должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно
самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем
выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.
Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении
сложного или «скучного» материала,
рекомендуется с самого начала
продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот
или иной изучаемый материал.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться
все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть
для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник
познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде
всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в
соответствии с особенностью интереса.
Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать
подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями,
продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование
заданий и наглядность. Ценным методом стимулирования интереса к предмету
выступает метод использования различных игр и игровых форм организации
познавательной деятельности.
Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени
стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с
контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования
проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое
звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Сейчас
нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения,
умеющие творчески мыслить.
В обучении на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу
творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть
свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы
развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять
проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно
исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых
учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и
неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно
повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся.
Основные понятия.
4 Интерес это форма проявления познавательных потребностей,
обеспечивающих направленность личности на осознание целей деятельности и тем
самым способствующее ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более
полному и глубокому отражению действительности.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности,
приобретению знаний, науке.
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его
направленность.
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению, т.е. осознание
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных
ребенком объективной значимости учения;
действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей
воплощаются мотивы учения.
Развитие познавательной активности
представляет собой
целенаправленный
процесс активного взаимодействия его участников,
предполагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня
познавательной активности учащихся и предоставляющий возможность для
самореализации каждого ученика в учебной деятельности.
Развитие познавательной активности в нашем понимании представляет собой
целенаправленный процесс активного взаимодействия его участников,
предполагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня
познавательной активности учащихся и предоставляющий возможность для
самореализации каждого ученика в учебной деятельности.
5
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.