Памятка для учителя
Этапы и активизации познавательной деятельности
Активизация познавательной деятельности предполагает взаимодействие педагога и
ученика, представляется необходимым соотносить приемы, которые использует учитель, прежде
всего с этапами деятельности школьников. Хотя учитель разрабатывает эти приемы не в ходе
урока, а на стадии педагогического проектирования, они рассматриваются в контексте учебной
работы. Для каждого этапа указаны приоритетные приемы, некоторые из них, как, например,
постановка проблемы, могут использоваться многократно.
1. Этап целеполагания
На этом этапе происходит:
1. совместное обсуждение задач учебной работы (на уроке, нескольких уроках темы);
2. создание проблемной ситуации, постановка проблемы(познавательной задачи);
3. выбор заданий.
Специального внимания требуют приемы, помогающие ученикам соотнести, согласовать
предстоящую им деятельность с поставленными общими целями. Речь идет о разъяснении
учителем и последующем совместном обсуждении учащимися задач учебной работы на уроке, в
рамках учебной темы ("от целей учителя к целям учеников"). Не менее важный элемент
предоставляемая учащемуся возможность выбора задания, способов деятельности и т.п.
Психологи видят значение выбора не только в развитии мотивации и интереса к учению, но и в
том, что он служит элементом диагностики, позволяет педагогу определить сферу предпочтений,
степень самооценки ученика. Пространство выбора различается на разных этапах обучения. В
основной школе преобладает выбор учеником задания из нескольких предложенных.
2. Подготовительноорганизационный этап
На этом этапе происходит:
1. обсуждение плана работы;
2. выработка алгоритма действий, совместное составление памяток
Так же, как и на предыдущем этапе, момент активизации связан с обсуждением учителем и
учеником возможных путей решения познавательных задач. Важно чтобы памятки, составленные
учителем, если необходимо, были дополнены совместно с классом. Это способствует осознанию
учениками существа проблемы, которую предстоит решить, поиску решений.
3. Этап выполнения учебной работы (содержательноорганизационный)
Данный этап предполагает:
1. постановку проблемы;
2. использование активных диалогических форм (беседа с постановкой проблемы);
3. чередование форм работы;
4. использование приема информационного блока (от "монотекста" к сочетаниям
различных источников информации);
5. использование приемов персонификации и драматизации (раскрытие содержательной
линии "Человек в истории");
6. организацию игровых и ролевых ситуаций;
7. обращение к региональному, местному материалу.
8. Для данного этапа особенно актуальным является суждение: "Чем самостоятельнее
работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение
учителя за учебным процессом".
4. Этап проверки и оценки результатов
На этом этапе происходит:
1. соотнесение результатов работы с планом. памяткой;
2. коллективное обсуждение полученных результатов;
3. самооценка. Активизация деятельности учащихся на этом этапе работы требует специального внимания
уже потому, что в школьной практике чаще всего указанные функции считаются прерогативой
учителя. Между тем, рефлексия, осмысление полученных результатов, достижений и недостатков
необходимы именно как часть внутренней работы, "самодеятельности" учащихся.
С помощью каких приемов развиваются эти элементы деятельности школьников?
При изучении первых курсов истории в 56 классах элементы рефлексии, самооценки
стимулируются учителем при выполнении большинства заданий, как связанных с поиском и
преобразованием информации, так и творческих. При работе с источниками ставятся вопросы: Что
нового вы узнали? Чему научились? Почему это важно? Подобные вопросы нередко включаются в
учебники, давая, тем самым, ориентиры учителю.
Вводятся элементы алгоритмов для различных видов учебной работы в форме небольших памяток.
Желательно, чтобы такие памятки обсуждались и принимались при участии класса. Итоги такого
обсуждения учитель может использовать для выявления возможных затруднений, коррекции учебной
работы и индивидуализации обучения школьников в соответствии с их познавательными возможностями.
По мере продвижения к старшим классам, возрастает объем, усложняются задания, расширяются
возможности обсуждения полученных результатов учащимися.
Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы
Проблемное обучение
В практике преподавания проблемное обучение используется на уроках истории, как в старшей, так
и в основной школе, и не только при изложении материала, но и при работе с учебником (основным
текстом, документами, иллюстрациями), разнообразными наглядными средствами обучения (включая
компьютерные) и др. В 56 классах учителя ставят проблему не ко всему изучаемому на уроке, а лишь к
части, что обусловлено возрастными особенностями школьников. В то же время, правильно выбранное
и поставленное задание, концентрируя активную познавательную деятельность учащихся на узловых
вопросах, способно распространить ее на весь материал урока.
Чередование форм работы
Активизации учения способствует чередование различных форм работы, которое создает
оптимальные условия для активной деятельности школьников и в то же время исключает их
перенапряжение, так как переключает внимание на решение различных задач. Исследователи доказали, что
от услышанного на уроке у учащихся остается в памяти 10% содержания; от воспринятого через чтение
30%; от наблюдения какоголибо предмета или явления 50%; от практических действий с учебным
материалом90% содержания.
Работа с источниками
Работа с историческим источниками способствует углублению и конкретизации знаний
школьников, активизации процессов их мышления и воображения, дает возможность непосредственно
познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями
прошлого.
Изучение исторических источников начинается с 5 класса и постепенно усложняется по мере
развития познавательных возможностей учащихся.
Познавательная деятельность школьников
разворачивается от изучения под руководством учителя одного исторического документа к
самостоятельному рассмотрению, анализу содержания нескольких источников.
Персонификация и драматизация
Персонификация, предполагающая обращение к жизни, интересам, поступкам конкретных
людей, помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть
сущность общественных отношений и пр. Попытка понять людей, живших в другую историческую эпоху,
действовавших в иных условиях важный элемент воспитания исторического сознания школьников.
Драматизация уместна там, где речь идет о поворотных событиях, в которых сталкиваются как личные
устремления людей, так и интересы различных этнических, социальных и иных групп. Драматизация
воспроизводит на уроках живой диалог их участников или очевидцев таких событий. В основной школе чаще всего ставят сценки с участием нескольких учеников, изображающих
исторических персонажей в какойто ситуации (например, вовремя сбора дани князем, новгородского веча
и т.д.) Такие приемы пробуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам,
обогащают нравственный опыт личности.
Игровые формы
Игровые формы занятий очень способствуют активизации познавательной деятельности
школьников. Сюда относятся и ролевые ситуации, организуемые в форме игры, и "путешествия", и
"экскурсии", и игровые соревнования ("Знаете ли вы?", "Что? Где? Когда?", "Найдите ошибки" и т.д.) Игра
вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд
разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор,
пробуждает и поддерживает интерес к истории.
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.