Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"
Оценка 4.9

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
химия
10 кл
19.08.2019
Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"
Валеологическая культура школьников на уроках химии.docx
Валеологическая   культура   ­   это   часть   общечеловеческой   культуры, предполагающая знание  человеком своих  генетических, физиологических и психологических возможностей, владение методами и средствами контроля, сохранения   и   развития   своего   здоровья,   а   также   умения   распространять валеологические знания на окружающих. В   валеологическую   культуру   учителя   входит   его   компетентность   в вопросах   здоровья,  что   включает   осознание  ранимости   психики   ребенка,  а также умение повысить его компенсаторные силы с целью зашиты от стрессов и неврозов, и главное ­ это определенные ценностные ориентации в вопросах жизни и здоровья, обладание соответствующими личностными качествами и направленностью   мышления,   а   также   определенным   типом   поведения   и стилем педагогического общения с учениками. Именно учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью,   способной   на   научной   основе   приобщить   к   здоровому   образу жизни   школьников.   И   одним   из   путей   формирования   здоровья   является валеологизация   учебного   процесса,   что   делает   целесообразным   внедрение валеологического   материала   в   процесс   изучения   традиционных   учебных дисциплин, в том числе химии через использование межпредметных связей. Химия как учебный предмет, изучение которого является обязательным для всех школьников и приходится на возрастной период, сензитивный для становления ценностных ориентации личности, имеет большие дидактические возможности для формирования валеологической компетентности учащихся, составляющей один из важных аспектов здорового образа жизни.  В   9   классе   при   изучении   темы   «Щелочные   металлы»   рассказываю   о вреде   излишнего   употребления   поваренной   соли.   При   изучении   темы «Соединения кальция и магния» необходимо уделять внимание химическому состав зубов и сохранению здоровья зубов. Необходимо разъяснить учащимся, что   наиболее   распространенными   заболеваниями   людей   в   последние   годы считаются   заболевания   зубов   и   ротовой   полости.   Кариес   ­   это   самое распространенное   заболевание   зубов.   По   статистике,   только   3%   людей генетически   не   склонны   к   этому   заболеванию,   в   основном,   это   люди негроидной расы. При изучении данной темы учащиеся получают домашнее творческое   экспериментальное   задание:   «Тестирование   зубной   пасты   на яичной скорлупе».  При изучении в 9 классе темы «Соли азотной кислоты ­ нитраты» нельзя не   говорить   о   накоплении   нитратов   в   овощах   и   мерах   профилактики отравления   нитратами.   Действительно,   при   выращивании   овощей   с использованием азотных удобрении нитраты накапливаются в них и вредят здоровью   людей.   Валеологизация   уроков   приобщает   учащихся   к исследовательской   работе   и     ненавязчиво   погружает   учащихся   в   широкий круг   проблем,   решаемых   наукой,   показывает   ее   возможности,   вызывает желание участвовать в их решении. Например: рассказать о вреде нитратов в продуктах питания. Объяснить опасность избыточного содержания нитратов. Как с этим бороться. На этом же уроке можно предложить учащимся опыт по определению содержания нитратов в овощах.  (Практическая работа № 2. Обнаружение нитратов в продуктах питания.) На   мой   взгляд,   постепенное   внедрение   валеологических   знаний   в процесс   изучения   химии   через   реализацию   межпредметных   химико­ валеологических   связей   скорее   позволит   обратить   внимание   на   состояние своего   здоровья,   пересмотреть   отношение   к   нему,   заставит   школьников задуматься над своим образом жизни. С другой стороны, изучение химии на основе   интеграции   ее   с   валеологией   будет   способствовать   повышению заинтересованности химией в процессе ее обучения, повышению мотивации к ее изучению, появится осознанность получения химических знаний, поскольку химия,   по   мнению   самих   учащихся,   является   сложным   предметом   из­за довольно большого числа абстрактных понятий и терминов, которые подчас школьникам   непросто   запомнить,   если   они   не   осознают   их   прикладную значимость. В 9 классе при изучении галогенов необходимо рассказать о том, что в желудочном соке человека содержится примерно 0,2%­ный раствор соляной кислоты, которая активирует фермент пепсиноген, превращая его в пепсин. Последний катализирует гидролиз белков с превращением их в пептиды, т. е. участвует в процессе переваривания пищи. Соляная кислота так же участвует в   образовании   секретина   и   некоторых   других   гормонов,   стимулирующих деятельность поджелудочной железы. Кроме того, она способствует переходу пищевых масс из желудка в двенадцатиперстную кишку и обезвреживанию микробов,   попадающих   в   желудок   из   внешней   среды.   По   данной   теме предлагаю   учащимся   решить   задачу:   «При   изжоге   и   болях   в   желудке используют   средство   «Маалокс»,   содержащее   в   100   мл   суспензии   3,49   г гидроксида алюминия и 3,99 г гидроксида магния. Объясните действие этого лекарства. Ответ подтвердите уравнениями реакций». В 10­м классе при изучении темы «Спирты» беру эпиграфом к уроку слова   Л.   Н.   Толстого   «Вино   губит   душу   людей   и   их   потомство»   Для наглядности использую презентацию. Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать   формированию   устойчивой   мотивации   на   сохранение собственного здоровья.  На закрепление предлагаю решить задачу на вывод химической формулы: «Вещество является нервно ­ сосудистым ядом. При попадании в организм от 5 до 10 мл. этого вещества наступает потеря зрения, доза в 30 мл. и более вызывает смерть. Определите молекулярную формулу вещества,   если   известно,   что   массовая   доля   углерода   составляет   37,5   %, водорода 12,5 %, кислорода 50 %.»  Кстати, большую роль в решении задач формирования валеологической культуры   на   уроках   химии   играют   технические   средства   обучения   ­ персональный   компьютер   с   мультимедиапроектором.   Экранная   форма компьютерной   (и   аудиовизуальной)   информации   даёт   редкую   пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Нельзя сбрасывать   со   счетов   и   психологический   фактор:   современному   ребенку намного   интереснее   воспринимать   информацию   именно   в   такой   форме, нежели   при   помощи   устаревших   схем   и   таблиц.   Интерактивные   элементы обучающих   программ   позволяют   перейти   от   пассивного   усвоения   к активному,   так   как   учащиеся   получают   возможность   самостоятельно моделировать   явления   и   процессы.   В   качестве   одной   из   форм   обучения, стимулирующих   учащихся   к   творческой   деятельности,   часто   предлагаю создать   ученику   или   группе   учеников   мультимедийную   презентацию, сопровождающую изучение какой­либо темы. В   10­ом   классе   в   теме   «Жиры»   уместно   рассказать   о холестерине. Холестерин ­ один из основных жиров . Он содержится во всех клетках   нашего   тела   и   используется   в   качестве   строительного   материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда,   чем   пользы.   Для   большинства   людей   уровень   общего   холестерина должен   быть   менее   200мг/дл   (5   ммоль/л).   Высокий   уровень   холестерина может   способствовать   развитию   атеросклероза.   Чем   ниже   уровень холестерина, тем меньше риск развития сердечно­ сосудистых заболеваний. Что   необходимо   сделать   для   снижения   холестерина   в   крови? ­уменьшить   суточное   потребление   жира   до   30%   от   общего   количества калорий; ­Ешьте фрукты и овощи. Каждый прием пищи начинайте с овощного салата. Употребляйте   продукты   с   низким   содержанием   жира.   Замените   сливочное масло   растительным.   Старайтесь   мясо   и   овощи   тушить,   а   не   жарить. ­Больше   двигайтесь.   Чем   больше   мы   двигаемся,   тем   меньше   холестерина откладывается сосудах. ­Не   курите.   Компоненты   табачного   дыма   повышают   уровень   холестерина крови. нас у       в   Проектную   работу   на   уроках   химии   и   во   внеурочной   деятельности также   стараюсь   привязать   к   решению   вопросов   сохранения   здоровья. Собственное   здоровье   и   способы   его   сохранения   интересуют   учащихся, однако   зачастую   учащиеся   не   понимают,   насколько   важны   в   этой   связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля   школьников   осознает,   что   хорошая   база   теоретических   химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить   первопричину   нарушения   здоровья,   объяснить   влияние   данного фактора   на   организм   человека   и   в   итоге   найти   выход   из   сложившейся ситуации. Таким образом, химия и валеология, самым тесным образом связаны друг с другом, потому что все, что мы едим, все, что носим на себе, чем пользуемся:  моемся, красимся, все  предметы  быта, окружающие  нас ­ это химия. Все, что нас окружает в природе и дома, в той или иной форме влияет на наше самочувствие, настроение и наше здоровье. Валеологические компоненты на уроках химии ­ это формирование у учащихся представлений о взаимосвязях состава, строения и свойств веществ, роль   в   химии   в   повседневной   жизни,   развитии   народного   хозяйства, промышленности, необходимости сбережение окружающей среды, природы, воспитание культуры общения с химическими веществами в быту, в трудовой деятельности. Валеологическая   направленность   уроков   химии   помогает   учащимся лучше, сознательнее беречь здоровье от различных химических стимуляторов, таких как лекарственные препараты, наркотики, алкоголь, никотин и другие токсические вещества.

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"

Мастер - класс с презентацией "Валеологическая культура школьников на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2019