Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»
Оценка 4.7

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Оценка 4.7
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
07.12.2017
Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»
Цель мастер класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.Задачи: •показать практическую значимость проблемно-диалогического метода; •создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения; •выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами
Технология проблемного обучения в начальной школе.doc
Мастер­класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»   Цель  мастер   класса:   представить   деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.   апробированную   модель   педагогической   Задачи:  •показать практическую значимость проблемно­диалогического метода;  •создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание   всего   образовательного   процесса   разные   формы,   приёмы   и   методы проблемного обучения;  •выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами Ход мастера – класса. ­   Уважаемые   коллеги,   приглашаю   вас   к   участию   в   мастер   –   классе   по   теме: «Технология проблемного диалога  » (слайд презентации)        Начать мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н.Рыленкова Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем­то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.          Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.                 Возникает  вопрос:  Какими   методами и  технологиями   необходимо  владеть современному педагогу для развития личности­ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?                         Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Однако, я считаю, что развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.        По мнению учёных   на сегодняшний день проблемно ­_диалогическое обучение –  более единственная   технология,   обеспечивающая   тройной   эффект   обучения: качественное   усвоение   знаний,   мощное   развитие   интеллекта   и   творческих способностей, воспитание активной личности.        Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно ­_диалогическую технологию.                Таким образом, цель моего мастер­класса: представить   апробированную  мною модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу  обучения учащихся, выявить преимущества данной технологии по сравнению с  традиционными методами.  ­ Уважаемые коллеги, я прошу вас мне в этом помочь. ­   Каждому   учителю знакомы термины « проблемный урок», «традиционный », что обозначают? (ответы) (слайд презентации) 1 Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков                  Проблемно­диалогическое  обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое   усвоение   знаний   учащимися   посредством   специально   организованного учителем диалога.  ­   Рассмотрим модель  традиционного урока. (ответы) (слайд презентации) ­ Она  такова: Сообщение темы урока, объяснение нового,   закрепление, сам.  работа. (слайд презентации) ­   Представлена     модель   урока   по  проблемно­   диалогическому   методу   обучения: этапы: проблемная ситуация, поиск решения, выражение решения, творческая работа. (слайд презентации)        ­   Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель ­ усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.          ­ Проблемно диалогическое       обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.                Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.        С чего начинается  любой проблемный урок? Конечно же,  с проблемной ситуации. (слайд презентации)              С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".                   Проблемная   ситуация   создается   с     учетом   реальных     противоречий, значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Проблемная   ситуация     Школьники   столкнулись   с   противоречием   и испытывают   удивление   или   затруднение.       Следующий   этап­   постановка   учебной проблемы  (слайд презентации)    Постановку проблемы и поиск решения  должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.            Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.     вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.    2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;   ­  Что происходит на традиционном уроке?         Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.            Поиск решения   ­ сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.           Если  внимательно  присмотреться к  таблице «Классификация  методов  введения знаний»,     станет   очевидной   одна   вещь.   Колонка   традиционных   методов   –   это учительский монолог: « я говорю – ты молчишь». Все остальные методы представляют собой   монолог   учителя   с   учениками   :  «Я   словечко   –  ты   словечко».   Иначе   говоря,   1.Побуждающий   диалог  —   это   «экскаватор»,   который   выкапывает   проблему,   создана.   2 Установлены   взаимосвязи   проблемно­_диалогических   методов   с   формами существуют   две   противоположные   возможности   вести   новые   знания   на   уроке: традиционный монолог и проблемный диалог  Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.   обучения: групповой, парной, фронтальной.Традиционный урок всегда фронтален.  Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно­диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.                     Предлагаю   рассмотреть  этап постановки проблемы  на   фрагменте   урока литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Ворона и лисица» (слайд презентации)          Я читаю текст, но не называю жанр,  предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: (слайд презентации)  ­ Это сказка о животных! ­   Это басня!     ( Возникла Проблема! )  Ее нужно решать.   Рассмотрим этап поиска решения.   Решать будем в группах, вас коллеги прошу помочь Получилось 2 гипотезы.    1 группа: проверяет гипотезу­ сказка. 2 группа: проверяет гипотезу­  басня. ­ ­Как мы  будем узнавать?    Составляем план действий(слайд презентации) Вспомни: признаки сказки (басни) Назови опорные слова Проверь характерны ли данные признаки для произведения. Сделай вывод. Проверим гипотезы в группах.  ­ Вспомним правила работы в группах   (Обычно   в   классе   делю   детей     4­5   групп.   Поиск   решения   идет   по   другому сценарию. Сначала фронтальная проверка ошибочной гипотезы, а решающую гипотезу проверяем в группе или паре) Выступление групп. ­ Наши группы готовы.Слово предоставляется 1 группе. Проверим 1 гипотезу  Назовите   признаки   сказок   о   животных     (по ходу на доске  вывешиваются   опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба) (слайд презентации) Побуждение к контраргументу  Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки  (контраргументы) ­ Значит,   нельзя  считать произведение сказкой о животных.  (Убираю гипотезу с доски.) (слайд презентации) Слово предоставляется 2 группе Проверим 2 гипотезу  ­У нас есть еще одна гипотеза­басня. 3 Какие черты характерны для басни? (опорные слова ­ Волшебство, иносказание и мораль) ­Значит, ваша гипотеза о басне?  ­Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убираю знак вопроса. (слайд презентации) ­Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие нового знания) (слайд презентации)      Итог.  Новое знание открыто.  Можно приступать к следующему этапу урока      Хочется отметить, что проблемный диалог можно успешно реализовать на любом  предмете.  Например: Проблемные уроки(слайд презентации)                                                Урок русского языка. На доске написано слово «вертолет ». Нужно выделить в слове корень. Возникают  различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому  способу выделения корня (в сложных словах).                                             Урок окружающего мира. Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:  Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему? Не все ребята  знают о полярной ночи.  Тема: « Тундра»  Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.                                           Урок математики.   Тема урока «Скобки». На доске запись:  9­3+4=10 9­3+4=2 ­ Почему в одинаковых примерах получились разные ответы? ­ В каком примере нарушили порядок действий?          Итак, я на собственном опыте убедилась, что     проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.                  Давайте вернемся к нашему вопросу:     Какими   методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности­ученика?        Мне хочется узнать ваше мнение: отвечая на вопросы,    которые у вас на столе, сравните проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение? Обсудите в группе     1 группа(слайд презентации)   Вставьте в предложения подходящие слова: 1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь   на … (уроке). 2)   Ученики   осуществляют   творческую   деятельность   и,   значит   ,   обретают творческие способности на … (уроке).   Сравнивая   проблемный   и   традиционный   уроки,   какому   из   них   Вы   отдали предпочтение? 3) Вывод: 4 2 группа: (слайд презентации) Вставьте в предложения подходящие слова 1) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на  (уроке). 2) Главным на современном уроке  должен стать … (монолог или диалог?)   Сравнивая   проблемный   и   традиционный   уроки,   какому   из   них   Вы   отдали предпочтение? 3) Вывод:Выступление мое.  Учитывая ваши мнения, мнения ученых,  я могу твердо сказать.      Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее   набирает   силу  школа  развития.  Её   важнейшей   характеристикой   является проблемное   обучение.   Что   и   дает   основание   утверждать:   проблемное   обучение   – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.    Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»     Спасибо вам за помощь. (слайд презентации) Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! 5

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017