Мастер-класс. Тема: «Развитие коммуникативных УУД на уроках музыки в 1 классе»
Оценка 4.9

Мастер-класс. Тема: «Развитие коммуникативных УУД на уроках музыки в 1 классе»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
02.04.2019
Мастер-класс. Тема: «Развитие коммуникативных УУД на уроках музыки в 1 классе»
мой мастер класс1.docx

Мастер-класс.

Тема: «Развитие коммуникативных УУД на уроках музыки в 1 классе»

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цель: Погружение в особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов.

Задачи:

1.                 Обосновать актуальность формирования коммуникативных умений;

2.                 Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по формированию коммуникативных умений;

3.                 Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: 

 по источнику знаний:

     наглядные  –  наглядно - иллюстративный, показ;

     словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

    практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Ход урока.

2 слайд: 1.Актуализация знаний. Сегодня перед современной школой стоит непростая задача: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

В процессе обучения важное место занимает коммуникативная учебная деятельность. Она способствует взаимодействию и сотрудничеству ученика с учителем и другими учащимися, гарантирует возможность установления межличностных отношений с целью обмена информацией и продуктивного участия в общественной деятельности.

3 слайд: Нормой развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте считается способность к принятию общих решений, умение договариваться в конфликтных ситуациях, умение отстаивать собственную позицию и в то же время прислушиваться к мнению других детей, способность к инициативности, организации совместных действий и взаимопомощи.

4 слайд: 2. Введение в тему. В рамках предмета «Музыка» сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников представляет собой умение слушать, анализировать и обсуждать музыкальные произведения, умение выражать собственную точку зрения, прислушиваться и уважать позиции других учеников, умение взаимодействовать и сотрудничать в коллективной, групповой музыкальной деятельности, участвовать в совместной проектной деятельности, в совместных публичных выступлениях.

5 слайд: Приведу некоторые примеры методов, приёмов, упражнений, способствующих формированию коммуникативных УУД у учащихся младших классов, использованные мной  на уроках музыки.

Для речевого развития детей младшего возраста мы применяли методы музыкальной терапии. Метод музыкальной терапии основан на применении вокальных упражнений, скороговорок, попевок, дыхательных упражнений по системе А. Стрельниковой, игровых упражнений и разнообразных движений под музыку.

Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой представлена в виде упражнений, формирующих правильную певческую позицию: «Насос», «Погончики» и «Ладошки». Данная методика представлена в игровой форме, поэтому происходит расслабление мышц, раскрепощение, а также укрепляются связки и нормализуется процесс дыхания.

При выполнении упражнений из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, нужно учитывать следующие правила:

1.                 Вдох делается только через нос очень резко.

2.                 Выдох должен проходить плавно через рот.

3.                 Упражнения выполнять чётко и ритмично.

4.                 Счёт на «8» воспроизводить только мысленно.

5.                 Упражнения выполняются в любом положении, даже лёжа.

6 слайд: - Предлагаю выполнить следующие дыхательные упражнения:

Первое упражнение «Ладошки» заключается в том, чтобы ребёнок совершал шумный вдох носом и одновременно с этим сжимал ладони в кулаки, на выдохе ртом ладони разжимаются. Упражнение повторяется четыре раза, а затем делается перерыв на 5 секунд, после этого действие воспроизводится заново. Игровое упражнение выполняется со стихотворным текстом:

Изображение 048

Игра «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке,

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

 

7 слайд: Второе упражнение «Погончики» состоит из резкого толчка руками вниз в момент вдоха (руки должны быть прямыми и напряжёнными) и поднятия рук на уровень пояса, в исходное положение, в момент выдоха. Упражнение выполняется также со стихотворным текстом.

 

Изображение 049

Упражнение «Погончики»

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

 

 

8 слайд: Третье упражнение «Насос» выполняется таким образом: нужно встать прямо, потом чуть наклониться, при этом издавая шумный, короткий вдох носом, далее нужно немного приподняться и опять поклониться, так чтобы спина была прямая. Далее, в таком положении совершаем короткие шумные вдохи носом. Упражнение сопровождается стихотворением.

Изображение 050

Упражнение «Насос»

Едем, едем мы домой

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем,

Голову не поднимаем!

 

9 слайд: Пение напрямую связано со словом, многие учащиеся младших классов из-за плохого произношения не могут чётко и ясно пропеть фразу под музыку.

Для этого нужно совершенствовать артикуляционный аппарат, так как его развитость и подвижность влияет на внятность произношения речи. Поэтому непосредственно перед исполнением песен используются скороговорки, попевки, игровые упражнения, которые способствуют развитию артикуляции и делают процесс обучения более интересным.

Приведу пример упражнений, развивающих артикуляционный аппарат младших школьников. Предлагаю их выполнить вместе со мной.

Первое упражнение «Страшная сказка» заключается в эмоциональном произнесении гласных У – О – А – Э – Ы – И так, как будто мы находимся в страшном лесу.

Второе упражнение «Злая кошка» заключается в произношении звуков К, Г, Ж, Ш с одновременным сжатием и разжиманием пальчиков на руках, изображая коготки кошки.

Третье упражнение «Вопросы – ответы» заключается в произношении гласных У – О – А – Э – Ы в восходящей(вопрос) и нисходящей(ответ) интонации с переходом из низкого регистра в высокий и наоборот.

Работа со скороговорками происходит таким образом: сначала медленно произносится текст, затем увеличивается темп.

На уроках дети с удовольствием разучивали и проговаривали, например, такие скороговорки:

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Скороговорки можно применять не только, как упражнения для речевого развития, но и как эффективный способ нормализации дыхания, поскольку качество исполнения вокального музыкального произведения зависит от правильного вдоха и выдоха.

В качестве примера приведу скороговорку «Горка». Данное упражнение можно выполнять индивидуально и коллективно. Суть задания в том, чтобы нараспев произнести скороговорку:

На пригорке возле горки жили-были три Егорки…

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…. И т.д.

Произнести скороговорку нужно на одном ровном дыхании. Упражнение считается действенным в развитии дикции.

Также эффективным методом активизации мышц языка, нижней челюсти, нёба является исполнение мелодий песен на слоги, изображающих звуки различных животных. Например, «Му», «Бе», «Хрю», «Гав», «Кар».

Для формирования навыков коллективного взаимодействия и сотрудничества применяются групповые формы музыкальной деятельности, к ним относятся: музыкально-дидактические игры, совместное инструментальное музицирование, пение коллективное и по ролям.

Например, при изучении музыкальных и шумовых звуков на уроке используется игровой метод. Предлагаю поиграть в  такие игры, как: «Весёлая песенка», «Шумит, поёт, играет» или «Что шумит, кто звучит?».

Эти задания в игровой форме способствуют творческому коллективному взаимодействию первоклассников, расширяют начальное представление о звуках, развивают музыкальный и тембровый звук.

В игре «Шумит, поёт, играет» использую карточки, на которых представлены различные предметы, образующие определённое звучание. Задача учеников в озвучивании голосом предмета, изображённого на картинке. Например, пчела – жужжит, колокольчик – звенит и т.д. После этого, дети произносят звуки по очереди, в результате чего образуется необычная песенка, составленная из музыкальных и шумовых звуков.

В игре «Что шумит, кто звучит?» использую мяч, который бросаю ученику, при этом называю предмет. Задача ребенка озвучить этот предмет. Например, гром – гремит, мышка – шуршит и т.д.

Метод игры, заключающийся в сочинении, пении, игре на музыкальных инструментах, двигательной активности, повышает у детей интерес к познавательной и творческой деятельности, развивает память, внимание и эстетическое чувство ко всему, совершенствует речь, способствует развитию голоса, слуха, зрительного восприятия, артикуляционного аппарата, координации движений, прививает навыки сотрудничества

Приведу пример использования игровых коллективных упражнений на уроках музыки. Предлагаю их выполнить со мной.

Первое упражнение «Хлопки» заключается в том, чтобы в определённом ритме по кругу выполнять хлопки по «цепочке». Действие происходит в одном направлении, после хлопка последнего участника круга направление меняется, и упражнение повторяется заново.

Второе упражнение «Кто быстрее» выполняется так: ученики строятся в одну линию, каждый должен сделать шаг вперёд и произнести название музыкального инструмента. При этом на обдумывание ответа даётся не более пяти секунд, иначе участник игры остаётся на месте. Тот, кто быстрее доходит до «финиша», тот и считается победителем.

Еще одно упражнение «Свой оркестр». Ребята делятся на несколько групп. Задание заключается в угадывании  командами инструментов, звучащих в музыкальном произведении. Для этой игры нужны звукозаписи инструментов и карточки, на которых представлены музыкальные инструменты.

Частным случаем игровой деятельности является процесс инструментального музицирования, который предусматривает игру на доступных детям музыкальных инструментах, развивает тембровый слух и формирует навык сотрудничества.

В своей работе мы использовали преимущественно детские шумовые инструменты – бубны, маракасы, деревянные палочки, барабанчики, треугольники. Очень любят дети играть на металлофонах (используем снятые пластинки).

Часто на уроках мы чередовали пение и игру на музыкальных инструментах. В качестве примера можно привести песню-игру «Уточки».

10 слайд: Песня-игра «Уточки»

Дети делятся на несколько групп. Одна группа ударяет в бубны, другая в барабаны, третья в треугольники, четвертая играет на деревянных палочках.

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га-га-га-га-га (поют дети)

га-га-га-га-га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко (звуки инструмента)

Чтобы песня не была слишком короткой, можно повторить ее несколько раз, повышая мелодию на пол тона.

Еще один пример - песня-игра «В лесу». Дети пропевают мелодию на одном, повторяющемся звуке и играют, разделившись на группы, на шумовых инструментах аккомпанемент к словам «Тук-тук-тук».

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Каждый игровой метод выполняет сразу несколько функций в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки.

Известно, что танцевальные движения способствуют развитию координированных движений, чувства ритма, раскрепощают, сплачивают классный коллектив, тем самым формируют у детей навыки коммуникации. С этой целью на уроках музыки применяю музыкальные физкультминутки, исполнением увлекательные, образные песни с движениями, такие, как «Зверобика» муз. А. Савельева или «Пластилиновая ворона муз. Г. Гладкова.

Научно доказанные факты говорят о том, что двигательная активность напрямую зависит от центральной нервной системы. Поэтому танцевальная задания и упражнения помогают снимать мышечное и психическое напряжение, создают доброжелательную атмосферу на уроке, способствует формированию у детей навыков взаимодействия со сверстниками и с учителем музыки.

11 слайд: ФГОС второго поколения предусматривает использование на уроках информационно-компьютерных технологий, которые отвечают всем требованиям современного процесса обучения. Средства инновационных технологий дают образное представление об искусстве в целом, они делают процесс обучения более интересным, тем самым происходит активизация мыслительной деятельности, в процессе поисковой деятельности формируется коммуникативная компетенция. Учитель располагает возможностью использования на уроках музыки компьютерных презентаций, показа видеофрагментов, музыкальных фонограмм, компакт-дисков с энциклопедической информацией, программ для создания и воспроизведения музыки. С помощью компьютерных дисков с информацией можно проводить виртуальные экскурсии по странам и эпохам, знакомясь с культурой и музыкой разных народов мира.

На уроках мы использовали компьютерную развивающую игру для младших школьников «Круглая компания» (СКА «Петербург»). Данная игра позволяет усваивать материал в увлекательной форме, овладевать нотной грамотой, развивать музыкальный слух учащихся и формировать эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Также в этой программе имеется функция караоке, с помощью которой с детьми разучиваются слова и мелодии детских песен и проводится коллективная игра «Угадай мелодию».

Информационно-компьютерные технологии мы также использовали при проектировании на экране кроссвордов, ребусов, головоломок, тестов с целью проверки результативности усвоенного материала. Такие формы работы создают атмосферу сотрудничества и, одновременно, соревновательности на уроке.

Проектная деятельность учащихся способствует формированию коммуникативных УУД, поскольку в ходе решения задачи учащиеся приобретают навык организации и планирования группового сотрудничества. Процесс показа презентации учениками обязательно найдёт отражение в их дальнейшей жизни, так как, приобретённый в ходе этой деятельности, опыт публичного выступления повышает самооценку.

В школьной практике мы используем следующие виды проектов:

1. Игровые или ролевые проекты в форме инсценировки песен.

2. Исследовательские проекты, к ним относятся рефераты, презентации, например: «Творчество композитора» или «История музыкального инструмента».

12 слайд: 3. Сценарные проекты – подготовка и проведение конкурсов, концертов.

Таким образом, аналогичная планомерная работа проводится на каждом уроке музыки в течение всего учебного года.

13 слайд: Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество!


 

Мастер-класс. Тема: «Развитие коммуникативных

Мастер-класс. Тема: «Развитие коммуникативных

Приведу некоторые примеры методов, приёмов, упражнений, способствующих формированию коммуникативных

Приведу некоторые примеры методов, приёмов, упражнений, способствующих формированию коммуникативных

Второе упражнение «Погончики» состоит из резкого толчка руками вниз в момент вдоха (руки должны быть прямыми и напряжёнными) и поднятия рук на уровень пояса, в…

Второе упражнение «Погончики» состоит из резкого толчка руками вниз в момент вдоха (руки должны быть прямыми и напряжёнными) и поднятия рук на уровень пояса, в…

Второе упражнение «Злая кошка» заключается в произношении звуков

Второе упражнение «Злая кошка» заключается в произношении звуков

В игре «Шумит, поёт, играет» использую карточки, на которых представлены различные предметы, образующие определённое звучание

В игре «Шумит, поёт, играет» использую карточки, на которых представлены различные предметы, образующие определённое звучание

Дети делятся на несколько групп

Дети делятся на несколько групп

Средства инновационных технологий дают образное представление об искусстве в целом, они делают процесс обучения более интересным, тем самым происходит активизация мыслительной деятельности, в процессе поисковой…

Средства инновационных технологий дают образное представление об искусстве в целом, они делают процесс обучения более интересным, тем самым происходит активизация мыслительной деятельности, в процессе поисковой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019